{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как успешно выступить перед аудиторией в онлайне: 6 советов эксперта

Интервью с модератором бизнес-мероприятий Алексеем Михайловым.

Публичное выступление требует от спикера множества качеств и навыков.

Ранее наш эксперт Алексей Михайлов рассказал, как правильно готовится к публичному выступлению в онлайне. Сегодня он даст ряд советов для спикеров по проведению самого мероприятия.

Алексей Михайлов
тренер, модератор бизнес-мероприятий и консультант по корпоративной культуре в Mozlab

Жесты

— Даже в онлайне внимание большей части аудитории приковано персонально к спикеру. А это значит, что жестикуляция до сих пор нужный и правильный навык. Так как же правильно использовать язык жестов выступающему?

— Один из самых базовых вопросов — куда мне деть руки, когда я выступаю? Кто как, кто куда. Есть две варианта того, что ты можешь делать с руками. При первом они работают на тебя. Ты жестикулируешь, показываешь и делаешь так, чтобы твои руки двигались. Главное — не переусердствовать, это должно быть умеренно. При втором варианте ты фиксируешь руки в одном месте: одной держишь микрофон, а вторая просто висит рядом. Взял ты кликер и вот у тебя две руки заняты. Если у тебя петличка, то отпускаешь руки по швам и не вспоминаешь о них. Но как точно делать не стоит — занимать закрытую позу, складывать руки. Потому что это может считываться как неуверенность и аудитория уже будет плохо к тебе относиться. Поэтому либо помогайте себе и жестикулируйте, либо опустите руки и ничего ими не делайте.

А еще подберите жесты к тому, что вы говорите. Если говорите: «У нас будет три пункта: первый, второй, третий», показывайте это. «Нам нужно с вами взять высокую позицию», рука вверх, показывайте, играйте в крокодила, пытайтесь объяснять руками то, что вы говорите.

Интонации

В прошлый раз мы обсудили, как спикеру подготовить свой голос для выступления. Теперь расскажи, как этим голосом аудиторию вовлечь?

— Внутри выступления, когда ты разговариваешь разными интонациями, нужно ставить запятые в своей речи. Часто мы об этом забываем и у нас все складывается в одну мусорку. Ведь можно сказать: «Наша цель — выполнить план…», а можно сказать: «Наша ЦЕЛЬ — выполнить ПЛАН». То есть мы с помощью голоса делаем паузы и интонации. Это нужно использовать, красить свой голос, стараться не быть монотонным. Если есть какая-то вещь, которую вы хотите донести до людей, сделайте на ней акцент, скажите чуть громче. Не кричите, а расставляйте акценты голосом.

Шутки

— Очень часто в выступлениях известных спикеров мы можем услышать смех в зале. Скажи, нужно ли шутить внутри выступлений и как сделать так, чтобы твои шутки нравились аудитории?

— Шутить, конечно, стоит, но не всем. Юмор произрастает от интеллекта. Тут вопрос не в том, умеешь ты шутить или нет, а в том, поймут ли твои шутки в аудитории. Шутки бывают действительно хорошие, но почему-то их никто не понимает. Причем не потому что ты плохо пошутил, не потому что ты глупый, а потому что люди не способны их схватить. Ведь что такое юмор, откуда рождается смех? Наш мозг слышит шутку и реагирует на необычный взгляд на что-то знакомое: «Ух! А я так не думал, я не ожидал! О! Это смешно!». И у нас вырабатывается дофамин, нам весело и смешно. Но добиться улыбок толпы сложно. Нужно понимать, как ты будешь этим пользоваться. Если тебе страшно выходить на сцену, а тут ещё и над тобой должны смеяться, это может только усугубить твое волнение.

Я, например, использую юмор как взаимоотношение с группой. Я примерно понимаю, что у меня есть такой набор шуток. Я чувствую людей, группу, с которой нахожусь. Я примерно понимаю, как для них можно пошутить. И я несколько раз за программу специально шучу с группой и жду от нее реакции. Если группа улыбнулась или посмеялась над шуткой, то дальше с ней будет значительно проще. Потому что вызванный шуткой смех рождает позитивные эмоции, источником которых являешься ты. И следовательно, если хочешь шутить, то шути всегда осторожно. Если ты не уверен в шутке, то и не стоит ее произносить. Ты можешь пробовать свое выступление репетировать, шутить с родными, шутить с самим собой перед зеркалом. Потому что подача шутки — это тоже важно. Если ты сжевал шутку, то ты потерял возможность шутить. Второго момента для этого уже не будет. Поэтому юмор надо использовать с осторожностью. И помните, что юмор — это про интеллект. Тебя могут просто не понять.

— То есть можно сказать, что тут необходимо очень подробно изучить аудиторию, перед которой ты выступаешь, и дальше решать: рисковать или не рисковать?

— Конечно. Но можно понемногу пробовать шутить. Хорошо заходит какой-то внутренний юмор, который будет понятен только внутренним игрокам. Например, ты ведёшь лекцию про Agile.Тогда будет уместно сказать что-то остроумное про проектное управление. При этом шутить можно не саму, а через отдельные слайды в презентации, чтобы люди посмеялись, но не над тобой, а над самой шуткой.

— Это тоже как метод, чтобы не самому говорить, если ты боишься?

— Конечно. Шутите через визуальные образы. Многие привыкли к мысли, что нужно начинать с классного анекдота. Но нет, не всегда. Сработать может даже смешная картинка.

Слова-паразиты

— Повседневная речь большинства людей изобилует словами-паразитами. И их употребление во время выступления обязательно будет резать зрителям слух. Как от них избавиться?

— Есть такие частые слова-паразиты, которые мы все знаем: «а-а-а», «э-э-э», «это», «вот» «и так далее» — это тоже слово-паразит. А есть слова-паразиты, которые мы очень любим произносить, но которые нам таковыми не кажутся.

— Например?

— «Соответственно». Очень часто люди говорят так: «Нам нужно сделать такой-то план, соответственно, нам нужно его сделать».

Мне, например, нравилось слово «триггер», я вставлял его вообще везде. Практически в каждом предложении было слово «триггер». Это пример продвинутого слова-паразита. Мы такие слова не замечаем, их можно вычленить только на записи.

Другой тип слов-паразитов — это классические ээээ, аааа, то есть, потому что и так далее. Например, звук ээээ у нас появляется в тот момент, когда мозг пытается понять, что он собирается говорить дальше. Ты не продумал какой-то момент и поэтому делаешь такие связки. По своей сути, слова-паразиты — это запятые или точки, которые есть в речи. Можно это исправить. Приучить себя вместо «э-э-э» делать секундную паузу. Ничего страшного не произойдёт, просто у вас будет немного прерываться речь. Она не будет казаться ужасной, если вы будете делать паузу.

Скорость речи

— То есть мы можем дать совет — не бойтесь молчать. Потому что некоторые боятся молчать перед публикой. Вот они вышли на сцену и должны всегда что-то говорить. Якобы таким образом они держат контроль над ситуацией.

— Да. Паузы — это прекрасно, делайте паузы, не торопитесь сказать все, что можно.

Но важно то, как вы общаетесь с аудиторией. Вы можете это делать очень быстро чтобы рассказать ей как можно больше. Но не всем будет удобно так вас слушать. Поэтому надо подобрать скорость воспроизведения информации, чтобы то, что вы говорите запомнили, чтобы она была не очень быстрой и не очень медленной. Она должна быть комфортна как для аудитории, которая готова быстро воспринимать информацию, так и для тех, кому еще требуется осмысление сказанного. Если по своей натуре вы быстро говорите и хотите, чтобы вас чуть лучше воспринимали, можно понизить скорость воспроизведения информации. Для этого нужно отсматривать себя на видео и понимать, насколько тебя воспринимают, узнавать обратную связь по итогам выступлений и так далее.

Тайминг

— Какова оптимальная длительность выступления?

— Если вам страшно выступать, сделайте ваше выступление поменьше. Человек нормально воспринимает информацию в течение 20 минут.

При условии, что ваша презентация не монотонна и вы разбавляете свою речь шутками и общением с залом, можно выступать и дольше. На примере школы мы видим, что и 40 минут тоже можно. Можно и два часа рассказывать. Но это очень сложно. Даже на спектаклях есть антракты. Они существуют не только для того, чтобы вы смогли поесть бутерброды с красной икрой, но и для того, чтобы вы немного отдохнули, вышли из эмоционального напряжения. И следовательно, сидеть и слушать — это одно из самых сложных действий. Если у вас длинное выступление, перебивайте его общением с группой. Спрашивайте, как у них дела, задавайте вопросы, старайтесь вовлечь группу в то, что вы делаете. Солировать могут только те люди, которые хороши в плане актерского мастерства, которых интересно смотреть. Но я не встречал таких людей, которые могут больше часа на той же энергии выступать. Они есть, но их очень мало.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда