Как вывести бизнес по перепродаже вещей на оборот в 2 млн рублей в месяц
Рассказывает руководитель проекта Svalka.
В экологическом сообществе существует принцип 3R: Reduce, Reuse, Recycle — сократить потребление, повторно использовать и переработать. Например, повторное использование вещей (Reuse) сокращает углеродный след на 82%.
У рынка ресейла в России огромный потенциал: в 2021 году он оценивается в 140 млрд рублей. Объединить экологические и бизнес-задачи смог проект Svalka, ежемесячный оборот которого — 2 млн рублей. Проект начинался как сервис по вывозу ненужных вещей, а сейчас позиционирует себя как многопрофильный бизнес, который не только торгует б/у вещами, но и занимается эко консалтингом. Мы поговорили с управляющим проекта Николаем Носовым о поиске УТП и том, как он перезапустил бизнес в самый разгар кризиса.
Смена владельца и выживание в карантин
До Svalka я экологической темой особо не интересовался, занимался производством квестов. Затем понял, что выгорел, продал бизнес, около года искал, чем бы себя занять. Наткнулся в FB у друга на объявление о том, что Svalka ищет коммерческого директора, прочитал про проект, заинтересовался и в феврале 2019 года присоединился к нему в качестве коммерческого директора. А в октябре того же года прежние владельцы компании переехали в Израиль и оставили проект без присмотра. А мне показалось, что я знаю, что нужно делать. Я вышел на Рому [Роман Дмитриенко, совладелец бизнеса и бренд-менеджер проекта — прим. редакции], предложил ему партнёрство, и уже через месяц мы начали готовиться к перезапуску. К тому моменту у проекта уже не было физических точек, он жил только в соцсетях.
Мы нашли хорошее место на шоссе Энтузиастов, быстро сделали ремонт, вложив около 4 миллионов. Открылись 18 марта 2020 года, а через неделю снова закрылись — на карантин (к счастью, владельцы помещения устроили нам арендные каникулы).
Основная статья расходов Svalka всегда приходилась на вывоз старых вещей из квартир клиентов. В локдаун люди стали массово делать ремонты, и количество заявок на вывоз увеличилось кратно. Мы едва успевали сортировать поступающие к нам вещи, времени на то, чтобы повесить на них ценник и подготовить к продаже, не было (да и кто будет покупать, если все сидят по домам). Поэтому большую часть вещей мы или продавали оптом ресейлерам из секонд-хендов, или просто отдавали в переработку. Столкнувшись с такими объёмами, мы решили полностью изменить ценовую политику: сделали вывоз платным, установив тариф в 500 рублей.
Перезапуск с нуля
После карантина пришлось заново открывать магазин и перезапускать проект. Долгое время мы думали, что основное наше УТП — вывоз вещей. Но потом поняли: важнее не то, что у нас много одежды, которую клиенты могут купить почти задаром, а то, что у нас этих самых клиентов много. Мы — проект с хорошим социальным капиталом и большой аудиторией: за нами следят 100 тысяч человек, мы получаем 2000 заявок на вывоз и «расхламляем» 400 квартир в месяц. За счёт этого мы и решили монетизироваться.
Ещё мы работаем как маркетплейс и комиссионка. Берём на фулфилмент маленькие магазины, которые торгуют через Instagram «секондом» или винтажом: они арендуют у нас небольшие пространства для продажи, а мы предоставляем им оборудование, персонал, маркетинг и трафик.
Svalka развивает консалтинговое направление, мы сотрудничаем с крупными компаниями. Запустили совместную акцию с Adidas, дизайнером Антоном Лисиным и командой проекта «ВОЛЧОК»: в течение двух недель можно было сдать старую одежду во флагманский магазин сети на Кузнецком мосту, а коллеги переосмысливали эти вещи, придавали им уникальности и, по сути, «создавали» совершенно новый предмет одежды. Совместно с AliExpress открыли пункт по приёму старой одежды и собрали 12 тонн вещей, которые потом отдали на благотворительность. Пункт приёма открыли и в MEGA, а скоро запустится коллаборация с Reebok.
Мы проводили образовательную программу для Российского движения школьников: 8 онлайн-уроков и 8 методических материалов для классных часов. В них вместе с экспертами рассказывали об устойчивом развитии и современном потреблении: что не так с фаст-фешен, чем помогают свопы [вечеринки с обменом ненужными вещами — прим. редакции], кто такие шоплифтеры [магазинные воры — прим. редакции] и стоит ли их осуждать.
Также бесплатно предоставляем оборудование и площадку для мероприятий, у нас проходят лекции и концерты. Только за последний месяц провели благотворительную практику йоги, Dress Crossing Party (экологичный обмен одеждой)б презентацию альбома и камерный концерт. И это не говоря о наших постоянных затеях вроде «Дня воровства», когда ты платишь за входной билет и можешь забрать всё, что сможешь унести в руках. Или «Пакетной акции», когда вы на входе покупаете пакет и можете унести всё, что удастся в него запихнуть. По воскресеньям проводим благотворительные барахолки: прибыль идёт в НКО, которые наши клиенты выбирают сами.
Почему в «3R» самое важное — Reuse
Нам сдают 20 тонн вещей в месяц: одежду, книги, посуду, игрушки, технику и мебель.
Большая проблема в том, что люди в основном сдают нам вещи из масс-маркета, но в секонд-хенде их продавать бессмысленно: масс-маркет и так стоит недорого. Идеальный секонд-хэнд — это место, где можно за 2000 рублей купить винтажную блузку от Dolce&Gabbana и за 5000 рублей — пальто от Burberry. Но такие вещи почти никто не сдаёт.
Лишь 10% из того, что нам сдают, мы можем продать в магазине, почти 50% отдаём на переработку и примерно 30% — на благотворительность и перепродажу оптом секонд-хендам.
А около 10% вещей сдаём в утиль — их нельзя переработать. Например, б/у-колготки и нижнее бельё. Мебели это тоже касается: многие советские гарнитуры сделаны из ДСП и содержат в составе лаки, которые признаны ядовитыми.
Стараемся как можно больше вещей отдавать на благотворительность: сотрудничаем в основном с фондами, которые поддерживают людей в трудной жизненной ситуации («Восстановление», «Точка опоры»). Также сотрудничаем с ребятами, которые заведуют проектом «ГдеДетДом.рф» — это агрегатор запросов от детских домов. Как-то раз нам сдали 50 больших упаковок подгузников для взрослых, мы передали их фонду «Старость в радость», который помогает пожилым и людям с инвалидностью — там пожертвованию были очень рады. Как правило, фонды приходят к нам сами и просят что-то конкретное: одежду, обувь, постельное бельё, мебель, технику. Стараемся удовлетворять любые запросы.
В нашей сфере есть и другие крутые проекты. Я бы выделил фонд «Второе дыхание» — они очень много делают для социального предпринимательства, но всё же их основная сфера — благотворительность. Если говорить именно о сборе вещей, я бы порекомендовал «Эко-Сборку» и «Собиратор». Ещё есть промышленный дизайнер Буляш Тодаева, она делает коммерческие проекты, в том числе по устойчивому развитию.
Я надеюсь, что в будущем вместо того, чтобы выкидывать любимые вещи, мы будем чаще их переделывать. Именно в этом суть upcycle — когда делаешь из старой поношенной вещи уникальную. Способов много — рисунки несмываемыми красками (в том числе в технике «тай-дай»), пэчворк, пришивание заплаток, пайеток, блёсток.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы поддерживает как коммерческие, так и индивидуальные экологические инициативы. В городе больше года действует программа раздельного сбора мусора. Все контейнеры окрашены в разные цвета: в синие можно выбрасывать пластик, металл, стекло и макулатуру, а в серые — пищевые и загрязненные отходы, средства личной гигиены и пищевые остатки.
Департамент проводит различные мероприятия, которые позволяют привлекать внимание горожан к вопросам экологии, теме бережного потребления и отношения к окружающей среде. Так, ко Всемирному дню вторичной переработки, который в этом году отмечается 15 ноября, в столице запланирована целая серия экологических занятий в формате онлайн. Цель этого дня – привлечь внимание к теме рециклинга, рассказать о преимуществах использования продукции из вторсырья, а также борьбе с загрязнениями воздуха.
Комментарий недоступен
Мусор - бесконечный источник сырья.
Была же статья, как они почти загнулись, но нет. Живы что ли? Лень читать ))
ну выглядят пацаны вполне здоровыми
Это была во многом фантазия автора. Живы, живы)
Про углеродный след — ловко приплели. :)
Маржа, это все, что интересует малый бизнес, коим вы и являетесь. Даже в ноль ради «углеродного следа» не стали бы работать. И правильно в общем-то
Свалка раньше и франшизу продавала вроде, удачи вам, вы на самоокупаемость вышли хоть?