Может ли искусственный интеллект управлять процессами современных городов

Рассказывает Николай Тржаскал, эксперт по искусственному интеллекту.

Искусственный интеллект уже сегодня используется в городах в очень многих отраслях нашей жизни. Используется давно, еще до того, как его назвали искусственным интеллектом: начиная с системы управления светофорами или курирования потоков транспорта в городе.

Может ли искусственный интеллект управлять процессами современных городов

Если говорить о перспективе следующих пяти-шести лет, то мы переходим к концепции AmbientAI. Это искусственный интеллект, вплетающийся в нашу жизнь, окружающий и пронизывающий наши повседневные действия. Он изучает наши привычки, позволяет сделать уже какой-то предварительный прогноз и предпринять действие за секунду до того, как оно должно быть сделано. Он создает оптимальную среду.

Со временем использование инструментов видеоаналитики будет становиться еще более востребованным. Если что-то произошло, допустим, авария, то в момент фиксации ее камерами перестраивается светофорная сеть (где-то увеличиваются, а где-то уменьшаются интервалы зеленого света, меняется информация на электронных дорожных указателях). Так же с освещением, с уборкой мусора. В Израиле сегодня уже в нескольких городах система сбора мусора работает по датчикам заполненности. Когда машина собирает мусор, то она едет не по заранее заданному маршруту, по которому она ездила все последние 10 лет, а она едет так, чтобы проехать только там, где наполненность мусорного контейнера превышает 60-процентный или какой-то другой установленный порог значения. То есть примеры такие есть, и их будет все больше.

Законодательно это пока никак не регулируется. Поэтому мы и не говорим, что искусственный интеллект станет управлять городами. Управлять городами все равно будут люди. Вопрос в том, насколько мы готовы, фактически, работать в таких совместных командах. Основное принятие решений все равно будет находиться в руках людей. Опять же, штрафы за парковку ошибочно выписывались всегда и везде, для этого есть механизмы арбитража, оспаривания и так далее. Для этого нужна судебная система.

Есть пример с установлением динамического ценника на парковку в центре города. Все мы знаем про московскую проблему с нынешними ценами на парковку – иногда парковки пустуют, а иногда они переполнены, и встать негде. Система, определяя степень загруженности, будет формировать цену на парковку. Мы уже вовсю пользуемся искусственным интеллектом, заказывая такси и платя за один и тот же маршрут разные деньги, в зависимости от наличия водителей, загруженности улиц и всего прочего. Точно так же и за парковку мы будем платить совершенно разные деньги, а не 380 рублей в час около Красной площади, когда там на 15 парковочных мест стоит одна машина.

Может ли искусственный интеллект управлять процессами современных городов

Есть и негативная сторона: готовы ли граждане, жители города к тому, что информация об их передвижениях собирается, анализируется?

В любом случае, приватность сегодня – больше форма иллюзии, чем реальность. И чем дальше будут развиваться технологии, тем больше это будет правдой, потому что каждый из нас сегодня оставляет такой цифровой след, что игнорировать его невозможно. Как будет это регулироваться – с точки зрения законодательства и компаниями, применяющими технологии? Давайте приведем пример Соединенных Штатов: огромное количество выпускников философских факультетов находят сразу же после выпуска работу в корпорациях Microsoft, Google, Apple и других, потому что современные технологии переходят в область философско-этических вопросов больше, чем технологических и даже законодательных.

Записано в рамках дискуссии «Я – дизраптор этого мира. Экономика прорыва в условиях глобальных вызовов» (кейс-сессия ГК «КОРТРОС» на VII Международном строительном конгрессе 100 + TechnoBuild).

8888 открытий
Начать дискуссию