4. Полное достраивание всех операционных процессов в компании. Отличие от варианта 3 заключается в том, что Low-code платформа не просто предоставляет инструмент маршрутизации и мониторинга, но и закрывает часть функционала для бизнес-подразделений. Тут по сути действуем по объединению вариантов 1, 2 и 3. Какую-то фичу, без которой не жить, нужно перенести из прошлой системы, где-то выстроить информационный поток с помощью интеграции, а кому-то наворотить супер-интерфейс для работы с тем или иным приложением. И, конечно, не забудем о трудоемкой миграции данных из различных систем в различных форматах. В этих задачах Low-code разработчик и проектный разработчик выступают единым фронтом, дополняя друг друга. Low-code разработчик выстраивает основной костяк приложения, настраивает атрибуты, формы, динамику, процессы, статусы, основные интерфейсы, используя базовые возможности платформы, а затем в игру вступает проектный разработчик, дописывая различные модули и сложные интерфейсы, упаковывая их в отдельные сервисы и плагины, которыми в дальнейшем сможет оперировать Low-code разработчик.
Как человек, который в своё время вдоволь намучался-наигрался Элмами, КомпаниМедиями, Тесаси, Айбиэмами, ДокВиженами, отмечу одну важную деталь Энтерпрайза:
В какой-то момент любой крупный Заказчик приходит к тому, что условная СЭД/BPM выше головы прыгнуть не может, что расширяшками что-то сделать нельзя, что надо сделать что-то невероятно сверхъестественное, что в дефолтной коробке отсутствует напрочь, и начинается старая добрая свистопляска, заканчивающаяся тем, что нанимается штат разрабов/аналитиков/тестеров/девопсов, которые пилят свою корпоративную СЭД/BPM/ещё что-нибудь, лишь бы уйти от проклятых платформенных ограничений.
Увы, все предусмотреть у Энтерпрайза просто невозможно, ждать, пока Вендор выкатит новую фичу/правку можно ждать вечно (и платить за это тоже можно безмерно много).
Совершенно верно - любая платформа имеет свои ограничения, которые следуют из ее преимуществ. Это касается не только корпоративных платформ, но и в том числе фреймворков разработки. Любая "обертка" ускоряет одни популярные функции и может накладывать ограничения на непопулярные. Совсем универсальных продуктов не бывает. Очень много ограничений у NoCode инструментов. В Low-Code можно многое допиливать.
Вендоры обычно слышат рынок. И если 90% вещей можно сделать быстрее - логично ими пользоваться.
С “нуля” разработчиками действительно можно сделать все что угодно. И потенциально возможностей у команды больше. Но есть и недостатки - сроки, стоимость, стабильность, выше порог входа, сложно вовлекать бизнес, сложность тестирования, поэтому нужно находить компромиссы.
У нас много понимания, что “допилки” нужны часто.
Это уже четвертое поколение продуктов ELMA и поэтому продукт сделан очень кастомизируемым. И это не только функции скриптов внутри Low-Code, но и написание собственных модулей и микросервисов. В том числе на сторонних языках. У нас уже сегодня есть много фичей для кастомной разработки для расширения возможностей системы. Но в разработке также создание среды полноценной для разработки и CI/CD. Пытаемся “убить двух зайцев сразу” - дать широкие возможности для программистов и кратно сократить сложность разработки простых и популярных вещей за счет лоукода.
Вы правы, сделать совсем универсальное решение на все случаи жизни любой компании на свете - утопия. И тут нужно грамотное понимание хэда ИТ, как оркестровать разные решения для создания полной ИТ-инфраструктуры в организации.
Очень интересно, спасибо!
Хотелось бы подытожить. В каких случаях при разработке Enterprise-решений на основе Low-code платформы может понадобиться подключение проектных разработчиков?
В следующих случаях:
- реализация фич из предыдущей системы при переносе функционала
- написание специализированных модулей для интеграций с внешними системами
- реализация кастомных интерфейсов
- реализация специфических сервисов
Какие тогда основные отличия low-code платформ от классической разработки бизнес-приложений?
Возможность использования предустановленных операций с элементами и функциями drag-and-drop