Как выбрать франшизу?

Франшиза помогает быстрее встать на ноги и начать зарабатывать. Это готовое решение и продуманные бизнес-процессы, но не всегда. Мы предлагаем чек-лист – несколько критериев, на которые важно обратить внимание, если вы хотите выбрать франшизу и развивать бизнес. Как выбрать франшизу и не закрыться через год – в нашей статье.

Поймите – это бизнес, не инвестиция

В первую очередь нужно понять, что франшиза – это не просто инвестиции, а полноценный бизнес. Не получится просто купить франшизу, как ценные бумаги или недвижимость, и ничего дальше не делать.

Франшиза – это бизнес, в который нужно погружаться и работать, на это уходит много времени, особенно в первые месяцы после покупки. Нужно много работать еще до запуска точки и после него.

Франшиза – это готовое решение. Вам не нужно придумывать нейминг, процессы, выстраивать рабочие процессы, часто – даже искать поставщиков. Но это не абсолютно готовый бизнес. Это бизнес, который требует много времени.

Коротко. Покупайте франшизу, когда у вас есть время заниматься бизнесом.

Выберите нишу, которая нравится

Так как бизнес будет отнимать много времени в первые месяцы, стоит выбирать среди направлений, которые нравятся. Изучите направления, которые похожи на ваши хобби.

Оцените предстоящие задачи, изучите, из чего будет состоять день. Рассмотрите, чем занимаются руководители и сотрудники каждый день, какие процессы протекают каждый день. Это поможет сделать выбор.

Понимание внутренних бизнес-процессов тоже играет роль. Если вы уже работали в подобной сфере и знаете все нюансы бизнеса – в это можно включаться.

Например, если вы не любите общаться с людьми, не стоит выбирать франшизу, в которой основа работы – общение с клиентами, постоянный холодный поиск клиентов или поставщиков.

И наоборот. Если вы любите разный кофе, можете долго говорить о сортах и ароматах, можно выбирать среди франшиз кофеен.

Коротко. Покупайте франшизу из ниши, в которой вам реально интересно и комфортно работать.

Выберите широкий рынок

Как выбрать франшизу?

Если это ваша первая франшиза, стоит выбирать среди предложений в широкой нише. В таком направлении неограниченное количество покупателей по сравнению с узкой нишей, продукт обычно более известен и уже хорошо себя показал.

Да, в широкой нише сложнее продвигать продукт и может оказаться много сильных конкурентов. Но товаром интересуются, а значит, можно привлекать клиентов и развиваться.

При недостатке опыта развиваться и привлекать клиентов в узкой нише намного сложнее. Часто приходится заниматься не рекламой продукта, а просвещением аудитории – рассказывать им о существовании продукта, объяснять, зачем он им нужен. Это требует опыта и навыков, времени и трудозатрат.

Например, франшиза кофе находится в широкой нише. Вам нужно отстроиться от конкурентов и привлекать клиентов за покупками.

А франшиза китайского чая – узкая ниша. Чтобы клиенты покупали китайский чай, придется провести большую работу. Придется знакомить аудиторию с товаром и создавать у людей потребность в товаре. На это может уйти несколько месяцев, в которые франшиза не будет зарабатывать.

Коротко. Для первой франшизы или при отсутствии больших инвестиций выбирайте бизнес в широкой нише.

Оцените финансовые возможности объективно

Чтобы выбрать франшизу, нужно заранее продумать и рассчитать, сколько свободных средств вы готовы вложить в дело. И только с учетом этой информации выбирать среди ниш и бизнесов, в которые стоит вкладывать деньги.

Кроме того, важно не просто посчитать имеющиеся финансы и найти франшизу в этих рамках. Нужно учесть «подушку безопасности» – страховочную сумму на первые 2-3 месяца работы после запуска. Бизнес может не приносить доход в первые же месяцы после открытия, но вам в любом случае нужно платить зарплату сотрудникам и за аренду, докупать инвентарь, запускать рекламные кампании и запланировать расходы на непредвиденные ситуации.

Лучше всего, если после запуска бизнеса останется еще 30-40% от стоимости франшизы. Эти деньги могут не потребоваться, если бизнес начнет развиваться и приносить доход сразу же. Но такой капитал должен быть свободным «на всякий случай».

Коротко. Заранее просчитайте свободные деньги для вложения в бизнес. Запланируйте 30-40% к стоимости на непредвиденные расходы.

Выберите франшизу, по которой открыто более 15-20 точек

Количество открытых точек и франчайзи говорит о том, что бизнес работает эффективно и можно смело запускаться. У такого франчайзера есть отработанная бизнес-схема и пути решения для каждой проблемы, есть все необходимое для запуска. Франчайзи нужно будет только работать по алгоритму, чтобы выйти на стабильный доход.

Обращаться к новичкам (у которых 1-2 точки) бывает опасно, бизнес может не окупиться. У молодого бизнеса может не оказаться бизнес-схем, опыта решения проблем и возможности помочь франчайзи.

Но бывает и так, что такая франшиза работает под ключ, где помогают абсолютно со всем и предлагают выгодные условия. Поэтому нужно внимательно анализировать бизнес или доверить эту задачу профессионалам.

Коротко. Выбирайте франшизу, у которой открыты и успешно работают более 15-20 точек. Если хотите открыть бизнес, в котором мало работающих точек – доверьте проверку специалистам.

Изучите отзывы и поговорите с франчайзи

Их нужно изучать и анализировать. Но это не значит, что надо верить всем отзывам. Часто бывает так, что люди, которые купили франшизу в виде инвестиции, жалуются, что ничего не получилось.

Лучше обзвонить людей, которые прямо сейчас владеют франшизой и получить обратную связь у них. Опросите нескольких франчайзи, которые работают более года. Они расскажут обо всех плюсах и сложностях, с которыми столкнулись в первые месяцы.

Вы сделаете выводы о рентабельности предприятия, поймете, помогают ли в работе и становлении нового бизнеса владельцы франшизы. А кроме того, вы поймете, с чем придется столкнуться и узнаете, как из этих ситуаций выходить.

Коротко. Поговорите с действующими франчайзи, которые открылись более года назад. Сделайте выводы.

Подключите CRM-систему

Без автоматизации наладить работу бизнеса очень сложно, это многочасовая рутина. CRM-системы помогают автоматизировать отдельные задачи, объединять разные отделы внутри компании и регулировать бизнес-процессы.

CRM-системы помогают:

  • отслеживать лиды;
  • создавать отчеты;
  • контролировать сделки;
  • учитывать клиентов;
  • отслеживать оборот;
  • вести документы.

Коротко. Если хотите открыть франшизу – подберите себе CRM-систему.

Изучите брендбук, франчбук и фирменный стиль

Франшиза должна быть узнаваемым брендом. У покупателя при взгляде на логотип или точку должны возникать ассоциации именно с этим брендом.

Поэтому у франчайзера должны быть все документы, регламенты и стандарты, описывающие каждый важный элемент в заведении, общий фирменный стиль и все нюансы. Это прописано в брендбуке.

Также нужны подробные инструкции, как обучать персонал и руководство, как привлекать клиентов, возвращать их и повышать средний чек.

Если у франчайзера все прописано, франчайзи будет легко работать и получать доход от своей точки. А покупателям легче распознать нужное предприятие среди множества других и зайти за покупками именно сюда.

Например, знаменитое «Свободная касса!» и оформление предприятий сразу вызывает ассоциации с McDonald’s.

Коротко. Франшиза должна сопровождаться всей документацией с подробным описанием каждого процесса, оформления точки и технологий производства. Работать и выходить на доход будет проще.

Проверьте обучающую программу и помощь на старте

Чтобы запуститься и работать было проще, нужна программа обучения для руководителей и для сотрудников. Так им будет проще разобраться в работе и соответствовать всем требованиям франшизы.

Крупные франчайзеры могут обучать персонал на других точках или открыть специальные курсы. Иногда на новую точку приезжает руководитель и персонал другого франчайзи, которые помогают вникнуть во все тонкости и научиться работать по стандартам.

Не менее важна возможность проконсультироваться у франчайзера в случае трудностей. Это способ сэкономить деньги и правильно выйти из любой ситуации.

Коротко. У хорошего франчайзера предусмотрено обучение вашего персонала под его стандарты и помощь в первые месяцы.

Конечно, это далеко не все секреты и критерии, которые нужно учесть и проверить до того, как вкладываться во франшизу. Франшиза – это пазлл, который должен сложиться, где клиенты получают качественный продукт, сотрудники – работу, а вы получаете доход, развиваетесь и открываете новые точки.

Необходимо изучить договор, который будет регламентировать вашу деятельность и все юридические нюансы. Нужно проверить франчайзера на наличие бизнес-схем, регламентов, проверить отзывы о франшизе. Учесть размер города и его особенности – не весь бизнес подойдет небольшим городам, часто нужен анализ. Даже место для открытия имеет значение. Все нюансы рассказать невозможно. Поэтому лучше доверить подбор франшизы профессионалам. Наши эксперты помогут выбрать лучшую франшизу именно для вас.

1 комментарий

Выбираю не выбирать

Ответить