Дополненная реальность. Мифы и рифы использования AR в российских производственных компаниях
Спрос на методы обучения и тренировки людей таким способом, чтобы исключить риски и опасность в реальных ситуациях, все время растет. В этой статье мы хотели бы сделать упор на AR в российской промышленности и производстве, так как дополненная реальность в данном секторе экономики высокоэффективна, хоть и мало освещена.
Прежде чем рассказать о том, в каком состоянии находится AR (дополненная реальность) в России, хочется в принципе дать определение дополненной реальности, так как часто AR путают с виртуальной реальностью (VR) и даже смешанной.
Итак, Что такое ЭйАр?
Дополненная реальность (AR) — это среда, которая в реальном времени дополняет привычный нам физический мир цифровыми данными с помощью каких-либо устройств: смартфонов, планшетов или других устройств. Сегодня на рынке уже есть такие устройства, например очки с дополненной реальностью от Google Glass, детский шлем Железного человека от Hasbro, системы наведения в современных боевых истребителях или приложение для массового использования с помощью смартфонов – всё это уже активно используется в России.
Дополненную реальность (augmented reality, AR) необходимо отличать от виртуальной (virtual reality, VR) и смешанной реальности (mixed reality, MR).
В дополненной реальности виртуальные объекты проецируются на реальное окружение.
Виртуальная реальность — это созданный техническими средствами виртуальный мир, передаваемый человеку через (пока что) органы чувств.
Смешанная или гибридная реальность объединяет оба подхода, и AR, и VR.
То есть, виртуальная реальность создает свой мир, куда может погрузиться человек, а дополненная добавляет виртуальные элементы в мир реальный. Выходит, что ВиАр взаимодействует лишь с пользователями (надели шлем и тут же перенеслись в схватку с зомби), а ЭйАр — со всем внешним миром (навели устройство: смартфон или девайс, и перед вами покемон Дрэгонайт). И за AR точно стоит будущее: детского образования, обучения взрослых, медицины, рекламы и даже производства.
Однако, дополнить пространство вокруг себя новой реальностью не так просто, как скачать приложение. Или не так?
3 самых ярких мифа о дополненной реальности, с которыми мы столкнулись в работе с российскими компаниями:
- Полноценной AR в России еще нет. Технология сыра, ее никто не использует.
- Долго и дорого. Процесс создания дополненной реальности требует колоссальных временных и финансовых трудозатрат.
- Бессмысленно. AR – это только развлечение, ему сложно найти реальное применение в “нашей” сфере деятельности.
На самом деле всё далеко не так.
Полноценно технологию дополненной реальности внедряют и применяют массово уже десятки компаний в России: от промышленной безопасности до обучения персонала, от медицины до образования, от рекламных площадок до ритейла.
Сегодня постоянно повышается спрос на новые методы обучения и тренировки персонала, которые на деле минимизируют риски или сводят их к нулю, и AR – это идеальный инструмент.
В российской «нефтянке» ежегодно в среднем происходит около 20 тыс. аварий. Финансовые потери в год доходят до 500 млрд руб. Человеческий фактор в 80% случаев становится причиной происшествия, только в одной отрасли обошелся стране в почти равную образовательным тратам сумму. Чтобы решить эти проблемы, крупные компании, в том числе, транснациональные структуры стали внедрять в свои рабочие процессы дополненную реальность.
Российские компании уже применяют наш сервис для формирования культуры безопасности, снижения травматизма и ЧС на предприятиях. Дополненная реальность прекрасно справляется с этим: просто, быстро и эффективно. Одной из таких компаний являются Лукойл, использующая технологию дополненной реальности для решений в области ОТ и ПБ.
Компания «Технологии Энергосбережения Сибири» использует технологию для обучения нового персонала. Ранее компания столкнулась с текучкой кадров, в результате чего много средств и усилий тратилось на обучение вновь приходящих сотрудников. Сегодня любой сотрудник мог навести смартфон на электротехническую схему и рассмотреть в подробностях 3D модель готового изделия, включая все ее комплектующие.
Для шоурума «Норильского никеля» был создан AR-проект с подробной анимацией процессов обработки и очистки серной кислоты. При наведении планшета на панно с изображением технологий обработки, схема буквально оживает на экране, давая возможность проследить сложный технологический процесс от начала до конца. Также для инсталляции были разработаны интерактивные информационные плашки с сопроводительной информацией и медиафайлами.
Хорошим подспорьем для распространения дополненной реальности на производстве послужил скачок в развитии мобильных гаджетов. С начала 2000-х годов сразу несколько крупных компаний из разных сфер – от производителей газировки до автогигантов, внедрили элементы AR.
Мы выпустили приложение ARGUMENT, чтобы каждый мог создать дополненную реальность самостоятельно без навыков программирования и буквально в 3 клика.
Современным компаниям необходимо осваивать технологии дополненной реальности, если они хотят вписаться в историю «Индустрии 4.0.», встать на путь цифровизации и полной автоматизации производственных процессов. «Интернет вещей», и AR – важная составная часть новой организации бизнес-моделей.
Познакомиться с полным функционалом платформы ARGUMENT можно бесплатно на нашем сайте.