Русская карусель на Донбассе — война и смерть

Российские добровольцы остаются значимым сегментом вооруженных сил ЛНР и ДНР. По некоторым сведениям, небольшие по численности, но с опытом боев 2014–2015 годов отряды русских националистов, курируемые ФСБ, в этом году не получили «зеленый коридор» на Донбасс. Одиночки все так же курсируют туда и обратно. Приезжают неофиты — от насмотревшихся российских новостей о работе украинской артиллерии мужиков из сибирской тайги, как «Борян» из Ханты-Мансийского округа, до вчерашних школьников, испытывающих свое мужество, или спившихся городских активистов лево-правого толка. Россиян ждет «день сурка» и игнорирование их смерти или ранения в сводках Минобороны ЛНР. Часть женилась на местных девушках, и кто-то оседает в ЛНР, ведя скромную жизнь, а один знакомый нацбол обитает на вписках неформалов Луганска и курит анашу.

Дебальцево занимает важное место в их воспоминаниях. Холод, голод, отсутствие воды, череда бессонных ночей, шквал огня. «После Дебали надо было валить!» — отрубил мне один нижегородский боец 4-й бригады ЛНР из русско-украинской семьи. Тогда пришли «инвентаризация» ополчения и убийства командиров: «Плотницкий зачищает!» — возвращение прежних чиновников в кабинеты, всесилие МГБ, контроль российских кураторов и сворачивание войны до фронтового обмена «подарками». Плюс ностальгия: «Верните мне наш четырнадцатый год!», когда у ополченцев не было зарплат, но была свобода от России и мираж «Новороссии», которая даже «Путина из Кремля выгонит».

«На митингах с флагами России бегали, а воевать не все идут» — ругается другой российский комбат. Именно от россиян легче получить максимально живописную картину Донбасса и специфики ЛНР: «А как то, что при Дебальцево один взвод полег из-за командира, а другой — бросил оружие в поле и разошелся по домам? Почему я через три года рядовой? Так штабным надо зад лизать, как некоторые местные „вояки“ делают!». И рассказы о мародерстве коренных «ополчений» в 2014 и 2015 годах. Критика безразличия командования к обустройству боевых позиций и лаконичное сравнение: «Я георгиевскую ленту не ношу — я не ватник, как местные. Они за Путина, а я — против!». Атмосфера Донбасса допекает их, но люди все равно тянутся обратно, однако часто уже не в ЛНР, а в ДНР, где ныне «самый фарш на передке». Война их плотно держит, как и Донбасс.

Начать дискуссию