Что такое фулфилмент на маркетплейсах? Его плюсы, минусы и важные особенности для продавцов

Бизнес на маркетплейсах - это большой список задач, которые постоянно необходимо контролировать. И если оптимизировать часть рабочих процессов, то дела пойдут быстрее и проще. Сегодня расскажем о том, как при работе на онлайн-площадках можно решить вопрос с логистикой.

Что такое фулфилмент на маркетплейсах? Его плюсы, минусы и важные особенности для продавцов

Итак, что же такое фулфилмент? По сути, это услуги по логистике, которые селлеру оказывает либо отдельная служба маркетплейса, либо сторонняя специализированная организация.

Существуют несколько моделей работы фулфилмента:

  • FBO (Fulfillment by Operator) — фулфилмент непосредственно от самого маркетплейса, действующий по следующей схеме: продукция поступает на склад, ее при необходимости комплектуют, собирают, а далее - отправляют заказчику. При этом селлер может отправить на склад уже сформированные заказы.
  • FBS (Fulfillment by Seller) — фулфилмент сторонних организаций. В этом случае вся продукция продавца хранится на складе выбранного оператора, и при получении заказа сотрудники склада сами занимаются упаковкой и отправкой посылки.

Чаще всего схему FBO выбирают средние и мелкие производства, предприниматели с небольшим бизнесом - это быстро и удобно. А те, кто работает с несколькими маркетплейсами одновременно, а также торгуют в оффлайн-магазинах и на других площадках, предпочитают работать по схеме FBS.

Что влияет на выбор той или иной модели? Как правило, многое зависит от количества обрабатываемых заказов в день: если около 30-50, то их можно обрабатывать и оформлять самостоятельно, а если более 50-80, то уже можно задуматься о дополнительной услуге фулфилмента. Все это легко объяснимо: чем больше товара и заказов, тем больше времени вы будете тратить на обработку этих заказов и больше денег - на хранение, специальное оборудование и прочие расходы.

Если ваш товар имеет большую оборачиваемость, то схема FBO будет выгоднее. Если же товар очень дорогой или продается не очень хорошо, то его отгрузкой лучше заниматься с собственного склада.

Что такое фулфилмент на маркетплейсах? Его плюсы, минусы и важные особенности для продавцов

Что именно входит в услуги фулфилмента

У разных организаций могут быть отличные друг от друга условия работы по организации фулфилмента, но основные моменты выделяют следующие:

  • обработка заказов - при этом селлер предоставляет доступ в личный кабинет для контроля входящих заявок,
  • прием и хранение товаров, а также их дальнейшая отгрузка - все эти этапы объемные и многозадачные, и оператор, который берет на себя обязательства, должен будет занести все полученные товары в свою базу и заниматься в дальнейшем контролем их состояния, проверкой качества, оформлять соответствующую при отгрузке документацию и так далее,
  • сбор и упаковка заказов - сторонняя организация или маркетплейс берут на себя обязательство самостоятельно сортировать и собирать заказы, проверять упаковку и в случае ее повреждения - организовывать новую упаковку и маркировку.
  • доставка товаров - здесь по договоренности: либо до пункта выдачи, либо покупателю лично,
  • возврат товаров - в случае, если по каким-то причинам покупатель не забрал или вернул заказ, его необходимо будет забрать обратно на хранение.

Как было сказано выше, это не полный список предоставляемых услуг, их можно расширить: туда могут входить бухгалтерские услуги, юридическое сопровождение, прием оплаты от клиентов и так далее.

Дополнительно и маркетплейсов можно еще заказать фотосъемку товара, маркетинговые мероприятия и сбор аналитических данных, например.

Однако не стоит забывать, что предоставляемая многими онлайн-площадками аналитика может быть не глубокой. Чтобы не упустить важные моменты и получить точные, расширенные данные, предлагаем воспользоватьсясервисом аналитики продаж MarkeGuru. Бесплатный доступ не ограничен по времени, а после пробного периода вы можете подключить платную расширенную версию.

Итак, прежде чем выбрать для себя ту или иную схемы работы, обязательно, взвесьте плюсы и минусы всех моделей сотрудничества. Давайте как раз о них и поговорим.

Что такое фулфилмент на маркетплейсах? Его плюсы, минусы и важные особенности для продавцов

Плюсы фулфилмента

Конечно, одно из преимуществ фулфилмента для продавца - это то, что у него появляется свободное время на прочие процессы.

Передав логистические задачи сторонней организации, селлер снимает с себя рутинную однообразную работу, тем самым облегчая рабочие процессы и направляя внимание и силы на другие важные дела для развития бизнеса.

Какие еще можно отметить преимущества:

  • продавцу не нужно арендовать или содержать собственный склад,
  • нет необходимости полностью продумывать всю логистику,
  • заказы, как правило, обрабатываются и доставляются быстрее,
  • ответственность за товар ложится на оператора,
  • появляется возможность оплачивать место на складе только под свой товар,
  • не нужно искать персонал для работы на собственном складе.

Конечно, это не все плюсы - многое зависит от конкретных условий, которые предоставляет та или иная сторонняя организация, занимающаяся фулфилментом. Во многих из них все бизнес-процессы уже налажены и закреплены сводом правил.

Кстати, на случай форс-мажорных ситуаций у операторов фулфилмента, как правило, разработан четкий план действий, сводящих любые издержки к минимуму. Поэтому работа с ними не только удобна, но и надежна.

Участие продавца в логистических процессов практически отсутствует. При необходимости в любой момент времени селлер может отслеживать и контролировать все операции в личном кабинете или по API, а также запрашивать необходимые документы.

Что такое фулфилмент на маркетплейсах? Его плюсы, минусы и важные особенности для продавцов

Минусы фулфилмента

Конечно, помимо всех достоинств, фулфилмент обладает и рядом недостатков. С некоторыми из них может столкнуться и вы, поэтому желательно о них знать:

  • продавец всецело полагается на посредника и не может самостоятельно проверит сроки/качество/состояние товара,
  • далеко не все маркетплейсы выдают документы о приемке товара, в связи с чем продавцу сложно будет доказать его наличие при потере или в спорных вопросах,
  • не все товары сторонняя организация может "правильно" продать (например, если это уникальная продукция и по ней требуется консультация),
  • можно запутаться в % комиссии (на разных маркетплейсах он разный, к тому же для разных категорий товаров он тоже отличается),
  • внеплановые траты (если товар продается медленно и занимает место на складе, многие маркетплейсы увеличивают тарифы),
  • не вся география складов может быть доступна,
  • продажа может отмениться или задерживаться не по причине продавца, но убытки нести именно ему,
  • ошибки в работе склада: неверная упаковка, не тот штрихкод и так далее.

Конечно, не всегда получается избежать форс-мажорных обстоятельств, и тогда работа фулфилмента может быть нарушена, а продавец может понести убытки. Но это не значит, что все это непременно случиться и начинать даже не стоит - просто надо все это знать, учитывать и быть готовым.

Чтобы избежать лишних проблем при работе с фулфилментом, обязательно соблюдайте все правила (упаковка, документы и пр.) которые вам выставляет организация, оказывающая логистические услуги.

Как выбрать оператора фулфилмента?

Вы как продавец в праве выбрать любой удобный способ сотрудничества - либо фулфилмент от маркетплейса, либо от другой организации. Но независимо от того, кого вы выберете, есть общие критерии выбора, которые помогут вам избежать рисков:

1. проверьте местонахождение всех складов оператора, размеры и их обустройство

То есть заранее узнайте, позволяют ли технические характеристики склада хранить там ваш товар, если есть необходимость в особых условиях. Желательно при этом, чтобы размер склада был большим, а сам он расположен в удобном месте.

2. ознакомьтесь с перечнем предлагаемых услуг

Возможно, оператор предлагает какие-либо дополнительные услуги, которые тоже будут для вас актуальны и станут решающим моментом в выборе партнера.

3. понятный тариф и прозрачные расчеты стоимости

Изучите прейскурант цен и способы начисления оплаты выполненных оператором работ, чтобы в процессе работы это не стало для вас неприятной неожиданностью.

4. технические возможности

Также узнайте, как происходят те или иные процессы интеграции, проверьте, возможно ли без проблем подключить к системе ваш сайт (при необходимости).

5. условия доставки

Внимательно ознакомьтесь со всеми сроками доставки, уточните пути решения форс-мажорных ситуаций и ответственность сторон.

Отдельным моментом можно выделить проверку самого провайдера фулфилмента - его надежность, репутацию. Почитайте отзывы клиентов, сравни характеристики. Узнайте, насколько компания технически интегрирована с маркетплейсом.

Что такое фулфилмент на маркетплейсах? Его плюсы, минусы и важные особенности для продавцов

Особенности фулфилмента

Как ни крути, а фулфилмент сейчас является очень раскрученным и востребованным направлением. А все потому, что маркетплейсы России сейчас достигли своего максимума за последние пару лет, но при этом продолжают активно развиваться.

Соответственно огромное количество продавцов, торгующих на онлайн-площадках, обращаются за дополнительными услугами: продвижение, фотосъемки, и логистика в том числе.

Расскажем пару интересных моментов, которые связаны с фулфилментом и, возможно, отвечают на ваши вопросы:

  • различные операторы фулфилмента отличаются спектром услуг: это может быть и полный цикл работ, а может быть только конкретные действия (например, доставка без переупаковки или хранения),
  • селлер может находиться в любой точке мира и принимать минимальное участие в логистической цепочке, делая закупку удаленно и даже ни разу не увидев товар, а сотрудники фулфилмента могут взять все обязательства на себя (проверить товар, забрать у поставщика, упаковать и тд),
  • оператор фулфилмента может предложить вам различные виды упаковок, разработку макета маркировки, а также может проверить весь ваш товар на брак,
  • фулфилмент может взять на себя выкупы на маркетплейсах - либо забрать то, что селлер выкупил сам, либо произвести выкуп и забор товара самостоятельно,
  • многие фулфилменты работают от любого объема, то есть данной услугой может воспользоваться даже начинающий селлер,

Внимание! Оператор фулфилмента несет полную ответственность за ваш товар и дает гарантии своих услуг (но внимательно читайте договор).

Заключение

Для того, чтобы оперативно решать логистические вопросы и часть задач снять с себя, каждый селлер может воспользоваться услугами фулфилмента.

Перед этим необходимо изучить все правила взаимодействия и тарифы, а также просчитать возможные риски. И уже на основании этих данных принимать решение.

Надеемся, что данная статья помогла вам разобраться в нюансах работы фулфилментов - и вы сделаете правильный выбор, от чего ваш бизнес только выиграет!

Если публикация была вам полезна, ставьте лайк и на забудьте подписаться на наш канал.

Ну а компания MarketGuru как всегда желает вам успешных продаж!

____________________________________________

Чем еще мы можем быть для вас полезны?

👉 КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ В КРИЗИС? - 3х дневная антикризисная онлайн-конференция по заработку на маркетплейсах

MarketGuru.io это IT сервис для увеличения продаж на маркетплейсах, который показывает сколько и на чем зарабатывают конкуренты, подбирает трендовые товары, автоматизирует ваши финансы и поставки: 📊 анализ🔝 увеличение продаж🔍 конкурентная разведка

👉 БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕРКЛАСС - «Как зарабатывать в 2 раза выше рынка из любой точки мира?» После регистрации вы получите Чек-лист "11 способов заработать деньги на Wildberries"

👉 4-х недельный курс МЕНЕДЖЕР МАРКЕТПЛЕЙСОВ. - Освойте востребованную профессию Менеджер Маркетплейсов с доходом от 50 до 150 тыс/мес

При регистрации вы можете бесплатно попробовать сервис аналитики: 👉 https://www.marketguru.io

Бесплатное расширение MarketGuru для анализа товаров конкурента для браузера Google Chrome👉 https://clck.ru/VVuPG/

Мы в социальных сетях:Telegram: https://t.me/marketguruclub/

Начать дискуссию