Как я разработал концепт приложения для детей: интервью в детском саду, скучные исследования и гипотеза про мечту

В этом году я 8 месяцев обучался в Школе продуктового дизайна, которую организовала МТС. Это, конечно, не быстро, но мне нужно было прокачаться как продуктовому дизайнеру, поэтому мотивация дойти до конца была очень сильной.

Зафиналил своё обучение итоговой работой, которой стала разработка концепта мобильного приложения МТС Безопасное детство.

Расскажу, как проходила работа над «дипломом» — как проводил интервью в детском саду и школе, как мои собственные дети помогли разработать дизайн и какую мотивацию я придумал для детей, чтобы они сами захотели устанавливать приложение.

О приложении

МТС Безопасное детство позволяет заботиться о безопасности ребенка: отслеживать его местоположение, настраивать безопасный интернет и управлять звонками и SMS с неизвестных номеров.

Шаг 1. Постановка задачи

Продакт-оунер поставил задачу — увеличить MAU, количество уникальных пользователей, которые зашли в приложение в течение месяца.

Я разработал такой план:

1. переработать личный кабинет пользователя в веб-версии приложения;

2. создать новый лендинг с описанием услуги;

3. разработать концепт мобильного приложения для установки на телефон ребенка.

Я вызвался на разработку приложения и мой выбор был неслучайным.

Мне захотелось внести вклад в обеспечение безопасности детей и помочь родителям воспитывать новое поколение в технологичном мире. Данная тема мне близка и потому, что я сам отец двух девочек.

Шаг 2. Исследование потребностей и болей ЦА

Расскажу о проведенных исследованиях, какие выбирал методы и в чём особенности работы с детской аудиторией.

Как строилась моя работа:

• определил потребности ЦА;

• провёл бенчмаркинг;

• проработал CJM;

• организовал юзабилити-тестирование прототипа.

Для изучения ЦА собрал информацию из открытых источников. Вот некоторые из них:

• Исследования лаборатории Касперского

Эти исследования в очередной раз подтверждают, что дети сталкиваются с опасностями не только в физическом, но и виртуальном мире, поэтому их нужно защищать ежедневно.

Чтобы выявить боли и потребности ЦА, использовал методы наблюдения и интервью. Для интервью составил отдельные гайды для родителей и детей. В процессе конспектировал и вёл запись на диктофон.

• Выходил в «поля»

Брал интервью у родителей, учителей, воспитателей в их среде обитания: в школе, в детском садике, на игровой площадке. Взрослые легко шли на контакт — делились проблемами, переживаниями и лайфхаками в воспитании детей.

Как я разработал концепт приложения для детей: интервью в детском саду, скучные исследования и гипотеза про мечту

С детьми было сложней. Прежде всего нужно соблюдать этичность: общаться только с позволения родителей, согласовать список вопросов, объяснить свои намерения.

Детям труднее объяснить, что ты от них хочешь, поэтому их нужно заинтересовать. Заметил особенность — если увлечь одного школьника, другие тоже подходят из любопытства. Так, собрав 2-3 ученика, получается очень даже активная беседа. Каждый хочет показать свои способности, первым ответить на вопрос или попробовать понажимать прототип.

Как я разработал концепт приложения для детей: интервью в детском саду, скучные исследования и гипотеза про мечту

• Наблюдал как родители отводят в школу и забирают детей домой, отправляют одних и едут на работу, волнуются. Обращал внимание на телефонные звонки мам и пап: «Всё в порядке? Будь осторожней! Уроки закончились — идёшь домой? Уже дома? Когда тренировка? Сделай уроки, разбери свой стол, не сиди в телефоне...»

• Хорошо показал себя «метод мокасин». На второй неделе я стал «мамой» для своих детей. Полностью погрузился в заботу о них, школу, уроки, секции, продлёнку. Это был мой личный опыт, полагаться исключительно на него было бы ошибкой, поэтому я продолжил свои исследования. Вывод этого этапа был один — я хочу оставаться «папой».

Хорошо показал себя «метод мокасин». На второй неделе я стал «мамой» для своих детей. Полностью погрузился в заботу о них, школу, уроки, секции, продлёнку.

• Много информации получил в сообществе babyblog.ru. Аудитория сайта — мамы в декрете и домохозяйки, воспитывающие детей. С аккаунта супруги писал пост в виде вопроса, например: «Как вы контролируете вашего ребёнка в интернете? Кто чем пользуется, посоветуйте, пожалуйста, хорошие программы». Посетительницы отзывчивы, было достаточно много ответов.

• Пробовал провести интервью с родителями одноклассников дочери в Zoom после дистанционных занятий. Это был неуспешный опыт. Причин тому несколько. Дистанционное обучение — стресс для всех, кроме этого не было живого эмоционального контакта с респондентами. У людей в тот момент были другие проблемы.

Шаг 3. Бенчмаркинг

Провел исследование продуктов по родительскому контролю на рынке: Мегафон, Теле2, Касперский Safe Kids. Оценил преимущества и недостатки решений.

Выводы:

1. Наиболее функциональное решение у Касперского. Работает с любым оператором. Недостатки – сложный интерфейс, нужно разбираться с настройками.

2. Все конкуренты предлагают бесплатный тестовый период и бесплатный урезанный функционал.

3. У всех есть установка двух частей приложения – на телефон родителя и ребенка.

4. Никто не предлагает возможности, которые заинтересуют ребенка пользоваться приложением.

В результате шагов 2 и 3 собрал сырую информацию, оформил её в отчёт и составил выводы.

Что важно для родителей:

1. связь с ребенком в любой ситуации, возможность послать сигнал о помощи;

2. знать точное местоположение ребенка;

3. как и сколько времени ребенок проводит в интернете;

4. возможность пользоваться сервисом с мобильного;

5. простота настройки и использования;

6. стоимость.

После формулировки выводов стало понятно, что ключевой момент — установить приложение на телефон ребенка. Это позволит настроить точное геопозиционирование, блокировку контента и контроль установки приложений.

Шаг 4. Разработка гипотезы

В интервью родители говорили, что не пользуются подобными сервисами, потому что дети не хотят устанавливать приложение. Школьники подтвердили это: «Я против, чтобы родители ставили на мой телефон программы, которые будут обрубать мне интернет и следить за мной». Дело порой доходит до конфликта.

Вспоминая себя в детстве, я понимаю, что тоже бы на такое не подписался.

Бенчмаркинг показал, что все приложения конкурентов не учитывают интересы ребёнка. Решение у всех родителей разное – беседа, взаимное доверие, принудительная установка.

Гипотеза

Чтобы решить эту проблему, я сформулировал гипотезу.

«Если приложение будет мотивировать ребёнка его использовать, учитывать его интересы, приносить ему пользу, то он установит его на свой телефон»

Мой инсайт — мотивация ребёнка через исполнение мечты с помощью приложения. Механика работы такая. Родитель с ребёнком вместе выбирают мечту и договариваются, сколько бонусов нужно на неё заработать. Родители назначают задания, ребёнок их выполняет и получает бонусы. После накопления нужного количества бонусов родители исполняют мечту. Чаще всего речь идет о чем-то материальном — велосипеде, развлечениях, игрушках.

Мой инсайт — мотивация ребёнка через исполнение мечты с помощью приложения.

Шаг 5. Customer Journey Map (CJM)

Для анализа пути пользователя в продукте, его эмоциональных реакций и выявления барьеров построил карту пути пользователя.

Подробно этот процесс описывать не буду, чтобы не перегружать. Поделюсь выводами этого шага.

Разрывы в сценарии использования:

1. Мало информации об услуге в широком доступе. Решение: оповестить абонентов МТС о существовании услуги МТС Безопасное детство. Провести рекламную кампанию среди ЦА;

2. Неинформативный лендинг.

Решение: переработать лендинг с описанием услуги. На первом экране крупно выделить преимущества;

3. Несогласие ребёнка с установкой приложения, которое не несёт ему никакой пользы, но предполагает ограничения.

Решение: разработать приложение на телефон ребёнка, которое будет ему интересно и при этом станет лид-магнитом для родителей.

Шаг 6. Тестирование прототипа

Собрав интерактивный прототип, я снова отправился в школу. Выбрал респондентов, получил согласие родителей и учителя. В этом мне помогла моя дочь: она предложила друзьям на продлёнке поучаствовать в эксперименте. Ребята с радостью согласились.

В этот раз мне не составило труда их заинтересовать. Все дети увлечены гаджетами. Показал им работу интерактивного прототипа и предложил протестировать самим. Пока они самостоятельно разбирались, я вёл видеозапись, чтобы позже разобрать сложные места и доработать прототип.

Как я разработал концепт приложения для детей: интервью в детском саду, скучные исследования и гипотеза про мечту

Возможность исполнить мечту и получить желаемую вещь оказалась для многих важнее ограничений в соцсетях и интернете. Ребята захотели установить приложение и рассказать о нём родителям.

Здесь хочу сделать уточнение. Все исследования я проводил с учащимися 1-4 классов. Понимаю, чтобы получить более релевантные данные, нужно дополнительно привлекать группы постарше.

Шаг 7. Разработка дизайна

После тестирования я перешел к доработке дизайна. Покажу несколько готовых экранов и объясню, почему сделал именно так.

  • Выбор роли пользователя

Для экрана выбора роли пользователя выбрал простые иллюстрации в стиле МТС и добавил персонажам позитивных эмоций. Задача состояла в том, чтобы ребенок без труда мог совершить действие, не читая текст.

Экран выбора пользователя
Экран выбора пользователя
  • Онбординг

Для выбора иллюстраций я проводил «коридорные тесты» со своими детьми, их одногруппниками и одноклассниками. Порядок страниц онбординга выбран неслучайно: вначале ребенок видит информацию об исполнении мечты и только затем о возможности отправить SOS в экстренной ситуации. Вначале позитив, затем рассказ о безопасности.

Мой онбординг для приложения МТС Безопасное детство
Мой онбординг для приложения МТС Безопасное детство

В приложении предусмотрены два сценария использования: обеспечение безопасности и исполнение мечты.

Сценарий 1. Безопасность

В этом сценарии есть два варианта работы: когда сигнал SOS отправляет родитель и когда его отправляет ребенок.

Тревожное сообщение от родителя нужно, если ребенок потерялся в толпе или на пляже. После этого на смартфоне ребенка включается громкий звуковой сигнал, который помогает найти его среди людей.

Ребенок отправляет на телефон родителя SOS-сигнал, если возникла опасная ситуация. В дополнение к сигналу можно сделать фото, стримить видео или отправить сообщение.

Экран отправки SOS-сигнала от ребёнка
Экран отправки SOS-сигнала от ребёнка

Для экстренных случаев в приложение добавлена страница с информацией о ребенке. Здесь указаны контакты родных, группа крови, штрих-код полиса ОМС и пометки об аллергиях.

Данные о ребёнке на случай экстренных ситуаций
Данные о ребёнке на случай экстренных ситуаций

В приложении можно установить виджет, чтобы кнопка SOS всегда была под рукой. Чтобы избежать случайного нажатия, система попросит подтвердить сигнал и только после этого отправляет его родителям.

Виджет SOS на экране смартфона
Виджет SOS на экране смартфона

Сценарий 2. Исполнение мечты

У каждого ребенка есть мечты, которые может осуществить родитель. Чтобы превратить исполнение желаний в игру, ребенок выполняет задания родителей, отмечает их в приложении и получает за это бонусы. Набрал нужную сумму бонусов — получил подарок.

Для заданий можно устанавливать срок выполнения, статусы и категории, которые обозначаются цветом и иконками.

Экран исполнения желаний кастомизирован под ребенка. Он может самостоятельно менять обложку страницы и добавлять мечты, на которые хочет накопить бонусы.

Задания от родителей и накопление бонусов
Задания от родителей и накопление бонусов

Результат

Считаю, что разработка моего концепта улучшит привлекательность приложения МТС Безопасное детство. Пользователи бесплатно получат дополнительный функционал — игру по исполнению желаний. Она станет лид-магнитом для детей и взрослых, а также сократит возражения при установки «следящего» приложения.

Благодаря игре мы решим бизнес-задачу — привлечём новых пользователей и повысим лояльность существующих.

Надеюсь, мой опыт пригодится тем, кто начинает путь в продуктовом дизайне, и тем, кто работает над приложениями для детей.

Передаю привет и огромное спасибо всем преподавателям Школы продуктового дизайна МТС — вы крутые.

77 показов
231231 открытие
33 репоста
Начать дискуссию