Зачем мы делаем стартап на "умирающем" рынке?
Я о рынке печатных книг. Сейчас, наверняка, часть из вас подумала "Ооой, удачи, ребята! Через годик загнётесь". Очень распространено мнение, что бумажные носители доживают последние дни (пример для подкрепления: журналы), и все мало-мальски продвинутые люди переходят на диджитал форматы. Постараемся доказать вам, что это не так.
А что за стартап то?
Пора представиться. Меня зовут Лена, мы с моим партнером Олей делаем Get Your Book.
Это подписка на книги (бумажные, само собой), где тебе не нужно самому часами изучать goodreads и выискивать что-то стоящее. Достаточно заполнить небольшую анкету, а наши эксперты, опираясь на собственный опыт и сотни прочитанных рецензий, подберут подходящую литературу. Остается только раз в месяц получать посылку и читать. Жаль, что такой штуки для фильмов еще не придумали.
Костяк нашей аудитории - люди, которые регулярно читают печатные книги (зачастую успешно комбинируя их с другими форматами) и хотят знакомиться с новой литературой. Они привыкли покупать условные детективы или книги по бизнесу, например, и не всегда могут сами переключиться на что-то другое.
Рынок жив?
Вернемся все-таки к рынку. Что же с ним на самом деле происходит?
В начале 10-х годов российский рынок захватили электронные книги, и многие пересели на Kindle и Pocketbook. Я в том числе. Тысячи книг всегда при тебе в легком устройстве - удобно же! Ожидаемо, продажи традиционных издательств стали падать.
Но ситуация стала меняться 3-4 года назад. Появился ощутимый тренд на диджитал детоксы, отдых от гаджетов и вот это все. Люди хотят отдохнуть от экранов, хотят испытать иные тактильные ощущения. Опять же, я действовала точно так же. Продажи печатки потихоньку поползли вверх. Держите в подтверждение не очень красивый, но отражающий суть график из отраслевого отчета.
Что имеем сейчас? Доля электронных и аудиокниг 8,4%. Да, этот рынок тоже растет, но не съедает традиционный формат. Даже руководители диджитал платформ для чтения с этим согласны.
Чтение на бумаге и со смартфона — это два разных психологических подхода, и поэтому печатные книги никогда не умрут.
С российским рынком более или менее понятно, но мы то планируем завоевать весь мир. Самый лакомый кусок это, конечно, США. Как говорят знающие люди, рынок Штатов в 30 раз больше нашего.
За океаном ситуация примерно такая же, только тренды зародились чуть раньше.
И доля печатных книг в общих продажах в США выросла с 2014 года с 63% до 70%.
Если в опросе выше вы выбрали второй вариант, можно переголосовать 🙃
А нужны ли новые стартапы на таком консервативном рынке?
Как показала практика, да!
Мы работаем почти 2 года и за это время порадовали уже 1097 клиентов в 16-и странах и 300-х городах мира.
Люди хотят отдыхать с книгами и знакомиться с новыми авторами, но не хотят тратить время на поиски, особенно, если хочется почитать что-то на новую для себя тему. Знаем, рекомендательные системы есть у всех крупных ритейлеров, но вы видели, как они работают? Если нет, то и не смотрите.
...передо мной бесконечное количество книг, я не знаю какую выбрать, а тут конкретные варианты, тебе осталось только сесть и начать читать!
Но чаще всего мы получаем такие отзывы:
...сама бы на такие книги даже не обратила внимания в магазине, но каково же было мое удивление, когда они оказались ужасно интересными!
Итого, что имеем: необходимость переключиться с гаджетов на что-то менее диджитальное + нехватка времени + желание изучать новую литературу и авторов = подписка на Get Your Book. А бонусом идут эмоции от сюрприза - какие именно книги окажутся в подборке можно узнать, только открыв посылку.
Да, забыла упомянуть, мы еще и сервис по подписке. То есть каждый месяц наши читатели получают посылку с книгами, потом оценивают свой опыт, а мы учимся подбирать им книги все лучше и лучше.
С каждым месяцем мы растем все быстрее и уверены, что в ближайшем будущем на рынке появятся и другие игроки с подобным форматом, но мы к тому времени уже будем лидерами 😎