{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Социальные Ограничения

Человек в его современном виде появился во многом благодаря умению подавлять свои инстинктивные позывы и действовать в интересах сообщества, в котором он жил. Наряду с механизмом самоограничения, который доступен далеко не всем, интересен механизм ограничений, который предлагает сообщество или внешняя среда, чтобы управлять поведением человека в своих интересах.

Например, известное социальное зло — злоупотребление спиртным может быть ограничено жадностью. Поэтому в ряде европейских стран очень высокие налоги на алкоголь, которые существенно ограничивают его употребление. Но есть и весьма забавные примеры того, как жадность может ограничивать пьянство.

Был в Индии по работе, в Мумбаи.
Там есть бар, называется вроде бы Stock Exchange (биржа — рус.)
Смысл такой: на табло «котировки» алкогольных напитков: водка, виски, вино, скотч, пиво, джин.
Цены изначально невысокие, ниже чем в остальных местах, но минимально приемлемые для владельца бара. В общем, практически по себестоимости, чтобы привлечь покупателей.
Приходит компания и начинает заказывать, предположим, водку => «котировки» водки растут, вот она уже стоит 200 рупий (почти как 200 рублей) за шот 50 гр., потом 250, вот уже 300…
Водку перестали заказывать, цена откатывается потихоньку к нижнему порогу, зато пошло в рост пиво, потому что пришли англичане (известные алкоголики) и заказали себе сразу всем по три!
А ты сидишь и ждешь, пока водка подешевеет, чтобы сразу много взять, на весь стол. Но удача может отвернуться, ведь кто-нибудь закажет — и цена сразу вырастет.
К открытию алко-биржы приходит много народа, рассчитывая на низком рынке хапнуть сразу много выпивки.
Идея очень интересная, т.к. следить за ценами на алкашку в реальном времени, оказывается, очень увлекательно!

Группа ВК «Бизнес-идеи», Пост в ВК — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/wall-146265615_204486 (Дата обращения: 2021-06-13 12:47:27) Благодарю И.Л.Викентьева за присланный пример

Есть более сложные механизмы, которые ограничивают использование общего ресурса. И ограничивающим фактором может служить не только нежелание тратить деньги, но и обязанность последовательно действий, которые нельзя сделать импульсивно и на хапке.

Таким образом ограничения, накладываемые на одного человека позволяют сообществу преумножать и распределять общие ресурсы.

«…в 1968 году охотниками добыто: оленей-девять с половиной тысяч, косуль-сто семьдесят семь с половиной тысяч, ланей — четыре тысячи триста, кабанов — одиннадцать тысяч семьсот, зайцев — полмиллиона. В этот год в ГДР было тридцать пять тысяч охотников. Произведите расчет… Пять косуль на охотника, четырнадцать зайцев… Очень неплохо! Такая добыча нашим охотникам даже и не приснится. А дело все в том, что охота и воспроизводство дичи тщательно контролируются.
Кто может стать тут охотником? Любой человек. Но ему сознательно ставят много препятствий. Он хорошо должен знать лес и животных, оружие и правила на охоте-на экзаменах, строгих, как проверка шоферов в нашем ГАИ, все будет тщательно взвешено. Приносит охотник и материальные жертвы (шесть процентов зарплаты в год и страховой взнос на случай несчастья на охоте). Он должен строго блюсти все пункты охотничьей этики: птицу бить только влет, зайца — только бегущего, оленя и ланей-не ближе двух сотен метров от места прикормки. (Зверю искусственно оставляется шанс на спасение.)
Охотник не имеет ружья. Лесное и охотничье хозяйство находится в одном государственном ведомстве, и ружья хранятся в лесничествах. Их выдают только на время охоты (это исключает всякое браконьерство). За патроны надо платить, и очень немало. А дичь, которую ты добыл, идет «в общий котел», из которого львиную долю берет государство и только третью часть делят охотники. Кроме того, ты должен безропотно делать много работы в угодьях: сеять траву в лесу, сажать кустарники и подлесок, растить свеклу и картошку для животных на зимнее время… Если ты выдержал все экзамены и если готов взвалить на плечи хлопоты по хозяйству, тебя принимают в небольшой коллектив (человек десять-пятнадцать охотников). За этой маленькой группой закреплен участок угодий. На нем добывают лишь то, что «посеяно», поэтому каждый выстрел тщательно взвешен и с «поля» никто не возьмет больше, чем следует взять.
Надо признать: такая охота лежит где-то посередине между прежней охотой и нынешним сельским хозяйством. Не много радости-выстрелить по оленю с вышки или стрелять по зайцам в коллективной охоте, когда в один день убивают сразу пятьсот — шестьсот зайцев. Это похоже на заготовку. Но немцы умеют скрашивать этот момент хорошо разработанным ритуалом охоты. Тут все имеет значение: форма одежды, построение, музыка (несколько медных рожков), раскладка добычи и чествование отличившихся.»

Песков В.М., Странствия, — М., «Мысль», 1991 г., с.78 Благодарю И.Л.Викентьева за присланный пример

+ Ваши дополнительные возможности:

ВИДЕО: методы организации творческой деятельности и принятия решений

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда