Дискуссия (окончание)
Термин из Словаря по конфликтологии С.М. Храмова
Окончание, начало статьи здесь
Аргументы, которые рекомендуется приводить в дискуссиях
- Достоверные факты.
- Лучшие практики.
- Статистика.
- Научные данные.
- Иные доказательства.
Пример. «Верный своему принципу ведения дискуссии, Н. И. Вавилов в своем выступлении обратился к практике. Он напомнил об инцухт-гибридной кукурузе и привел данные о том, что в США уже десять миллионов гектаров заняты инцухт-гибридами и что для Советской страны этот опыт крайне важен, так как под кукурузой у нас занято около 2 миллионов гектаров.
Лысенко опять сорвался на реплики.
«Лысенко. А два ли миллиона?
Вавилов. 2 миллиона 300–400 тысяч.
Лысенко. Что-то я сомневаюсь.
Вавилов. Я растениевод по профессии и цифры знаю.
Лысенко. И я растениевод.
Вавилов. Я растениевод и географ.
Лысенко. Я не географ».
«Цифры я хорошо знаю, — продолжал Вавилов».
Резник С. Николай Вавилов / ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1968. С. 316.
Недостаточные средства для участия в дискуссии
- энтузиазм;
- пафос;
- красноречие;
- вера во что-либо;
- ничем не подкрепленное собственное мнение.
Предупреждение нежелательных дискуссий
Если в процессе определенного мероприятия у организаторов имеются опасения по поводу того, что участники ввяжутся в нежелательную дискуссию, заранее могут быть предприняты организационные меры. Можно, например, определить круг вопросов, по которым дискуссия вестись не будет. Такой круг вопросов или ограничений может быть предусмотрен в регламенте мероприятия либо быть оговорен устно.
В особых случаях может быть введен прямой запрет на дискуссию. Причина — обсуждение той или иной проблемы наносит вред либо неперспективно.
Пример: Прямой запрет на всякую дискуссию о «реформе» русского алфавита был введен Постановление ЦК ВКП(б) о «реформе» русского алфавита от 21.07.1931 г.
Источник: Постановление ЦК ВКП(б) о «реформе» русского алфавита от 21.07.1931 г. // ргаспи. Ф. 17. Оп. 163. Д. 888. Л. 122. Машинописный текст. 04.02.2022.
Реализация результатов дискуссии
- Принятие нормативного акта.
- Издание разъяснения уполномоченного органа.
- Проведение процедуры медиации.
- Научное исследование.
- Творческое решение.
- Формулирование предложений.
Методика проведения учебной дискуссии
- По жребию выбирается позиция, которую участник будет отстаивать.
- Стороны выступают по очереди.
- Требуется — привести максимальное количество аргументов «За» свою позицию и «Против» позиции оппонента.
- Допускаются реплики, ответы на вопросы вне зависимости от очередности выступления.
- Высказанные аргументы фиксируются. За них начисляются баллы.
- Побеждает та сторона, которой удалось набрать больше баллов.
- За слабые аргументы, вымыслы, подмену фактов и т.п. баллы снимаются.
Пример. «Как-то раз попали на дискуссию между Колумбийским и Оксфордским университетами. Темой дискуссии было: „Примут ли США русскую систему образовани? “ С каждой стороны участвовали по двое. Хозяева, принимавшие гостей из Англии, защищали тезис, что необходимо принять советскую систему, сделав ряд исправлений. Англичане доказывали обратную точку зрения. Наши друзья-студенты заверяли, что спор этот схоластический, просто тренировка в ораторском искусстве».
ГА РФ. Ф. 10063. Оп. 1. Д. 6. Авторизованная машинописная копия. На первой странице позднейшая помета рукой А.Н. Яковлева: «1958, лето».
«[…] дискуссия была […] ожесточенной.
[…] англичанам пришлось плохо. Аргументы им пришлось заменить вымыслами и клеветой».
[…] Когда спросили мое мнение […], я сказал, что в данном случае мне нравится старая английская позиция: «Сражайтесь, а я погляжу».
Личный архив А.Н. Яковлева. Автограф. Документ № 1Американские заметки (1958–1959 гг., Колумбийский университет).
Использование дискуссий на научных конференциях
- В плане конференции может быть заранее предусмотрена дискуссия и объявлен ее предмет.
- На практике дискуссии, как правило, инициируются модератором после выступления докладчика.
- По договоренности с докладчиками их время основного выступления может быть сокращено для того, чтобы оставить больше времени на дискуссию.
- Наиболее подходящий формат для дискуссий — работа на секциях научной конференции.
- В научных дискуссиях желательно вести записи или стенограммы. Затем авторизованные расшифровки записей (стенограммы) рассылать участникам дискуссии.
- Ход и результаты дискуссии могут быть опубликованы в научных изданиях либо отдельной брошюрой.
Учебная дискуссия способствует:
- более глубокому усвоению учебного материала;
- оттачиванию навыков приводить аргументы «за» и «против»;
- повышению интереса к учебной дисциплине и предмету обсуждения.
Эффекты дискуссии
- Сближение позиций сторон.
- Более глубокое понимание проблемы.
- Предложение путей решения проблем.
- Для учебных целей — закрепление материала.
- Сплачивание групп, участвующих в дискуссиях.
- Повышение интереса к теме дискуссии.
- Привлечение внимания к проблеме.
- Выход на решения.
- Обеспечение участия в дискуссии специалистов по теме.
Пример. «Мы не раскаялись в том, что заменили длинные доклады дискуссиями. Такой порядок работы весьма оживил каждую сессию, разогнал скуку у слушателей, дал возможность всем делегатам активно участвовать в обсуждении и принес больше пользы, нежели традиционная практика заслушивания докладов».
Сорокин П. А. Дальняя дорога: Автобиография / Пер. с англ., общая редакция, предисловие и примем. А. В. Липского. М.: Моск, рабочий; ТЕРРА, 1992. С. 224.
Пример. «В декабре 1956 года Ленинградским союзом художников была проведена дискуссия на тему „Будущее советского искусства“.
Дискуссия продолжалась три дня и вызвала у художников большой интерес. Зал заседаний был переполнен. На заседаниях участвовало не менее четырехсот человек. Многие лица, желающие присутствовать на обсуждении, толпились перед зданием. Для участия в дискуссии были приглашены и московские художники».
Записка министра культуры СССР Н.А. Михайлова в ЦК КПСС о «политически ошибочных выступлениях» во время дискуссии в Ленинградском союзе художников, 19.12.1956 г.
Алгоритм проведения дискуссия
Шаг-1. Формулируется проблема.
Шаг-2. Вводное слово организатора дискуссии (модератора).
Шаг-3. Определение порядка проведения дискуссии.
Шаг-4. Обмен мнениями по поводу проблемы (предмета дискуссии).
Шаг-5. Резюмируются высказанные точки зрения.
Шаг-6. Если возможно, формулируется компромиссное видение решения проблемы.
задание на закрепление термина
Сформулируйте тему дискуссии, связанную с обсуждением спорных моментов брачного договора.
+ Ваши дополнительные возможности:
1) Уже 17 400 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.
2) Видео: энциклопедия / словарь творчества VIKENT.RU: Стратегии личности
3. Вы можете #бесплатно скачать: