Попытка возродить империю Клеопатрой VII

К тому времени, когда Клеопатра VII взошла на трон в 51 году до н.э. в возрасте 18 лет, империя Птолемеев рушилась. Земли Кипра, Кирены (восточная Ливия) и части Сирии были потеряны; вскоре римские войска должны были разместиться в самой Александрии. Тем не менее, несмотря на засуху и голод, а также возможную вспышку гражданской войны, Александрия была блестящим городом по сравнению с провинциальным Римом. Клеопатра намеревалась возродить свою империю, не препятствуя растущей мощи римлян, а делая себя полезной для них, снабжая их кораблями и зерном и скрепляя свой союз с римским полководцем Юлием Цезарем сыном Цезарионом.

1 Cleopatra and Caesar (1866), a painting by Jean-Léon Gérôme https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c3/Cleopatra_and_Caesar_by_Jean-Leon-Gerome.jpg
1 Cleopatra and Caesar (1866), a painting by Jean-Léon Gérôme https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c3/Cleopatra_and_Caesar_by_Jean-Leon-Gerome.jpg

Чтобы ее подданные не воспротивились ее римским планам, Клеопатра приняла египетские традиции. Говорят, что она была первым фараоном эпохи Птолемеев, который потрудился выучить египетский язык. В то время как для иностранных правителей было политично принять местных божеств и умиротворить могущественный религиозный класс, Птолемеи были искренне заинтригованы египетской идеей загробной жизни. Из этого увлечения возникла гибридная греко-египетская религия, которая нашла свое окончательное выражение в культе Сераписа — греческом толковании египетской легенды об Осирисе и Исиде.

Ко времени правления Клеопатры культ богини Исиды уже сотни лет распространялся по всему Средиземноморью. Чтобы укрепить свое положение, как и другие царицы до нее, Клеопатра стремилась связать свою личность с великой Исидой (а Марка Антония — с Осирисом) и добиться почитания как богини. Она изображала себя на портретах и статуях как вселенское материнское божество.

Начиная с 37 года до н.э. Клеопатра начала реализовывать свои амбиции по расширению своей империи, когда Антоний вернул Египту несколько территорий и провозгласил детей Клеопатры своими суверенами. Она появилась в священном одеянии Исиды на празднике, устроенном в Александрии в честь победы Антония над Арменией в 34 году до н.э., всего за четыре года до ее самоубийства и конца Египетской империи. [2]

Философ Блез Паскаль однажды заметил: «Будь нос Клеопатры чуть короче — изменилось бы лицо всего мира»[1]

Героиня легенд и популярный образ в искусстве

Подавляющее большинство из многих сотен египетских цариц, хотя и были известны на своей земле, были более или менее неизвестны во внешнем мире. Когда закончилась династическая эпоха и иероглифическое письмо было утрачено, истории цариц были забыты, а их памятники погребены под песками Египта. Но Клеопатра родилась 2 ноября 69 до н.э. и жила в эпоху высокой грамотности. Ее действия повлияли на формирование Римской империи, и ее история не может быть забыта.

2 The Meeting of Antony and Cleopatra (1885), by Lawrence Alma-Tadema https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Lawrence_Alma-Tadema-_Anthony_and_Cleopatra.JPG
2 The Meeting of Antony and Cleopatra (1885), by Lawrence Alma-Tadema https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Lawrence_Alma-Tadema-_Anthony_and_Cleopatra.JPG

Октавиан (будущий император Август) решил, что римская история должна быть записана таким образом, чтобы подтвердить его право на власть. Для достижения этой цели он опубликовал свою собственную автобиографию и подвергнул цензуре официальные записи Рима. Поскольку Клеопатра сыграла ключевую роль в его борьбе за власть, ее история была сохранена как неотъемлемая часть его истории. Но это было сведено всего к двум эпизодам: ее отношениям с Юлием Цезарем и Марком Антонием. Клеопатру, лишенную какой-либо политической значимости, запомнили как аморальную иностранку, соблазнявшую честных римских мужчин. Таким образом, она стала полезным врагом для Октавиана, который предпочитал, чтобы его помнили за то, что он сражался против иностранцев, а не против своих собратьев-римлян.

Эта официальная римская версия хищной, аморальной Клеопатры перекочевала в западную культуру, где с годами ее пересказывали и переосмысливали, пока она не превратилась в историю о порочной жизни, искупленной достойной смертью. Тем временем мусульманские ученые, писавшие после арабского завоевания Египта около 640 года н.э., разработали свою собственную версию царицы. Их Клеопатра была прежде всего ученым и ученым, одаренным философом и химиком.

Жизнеописание Плутарха, переведенные с греческого на французский Жаком Амьо (1559), а затем с французского на английский сэром Томасом Нортом (1579), послужили источником вдохновения для пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра» (1606-07).). Шекспир отбросил часть неодобрения Плутарха и позволил своей королеве стать настоящей героиней. Это ни в коем случае не первая редакция «Клеопатры» и не последняя, но его «Клеопатра» дольше всего задержалась в общественном воображении. От Шекспира проистекает множество произведений искусства на тему Клеопатры — пьесы, поэзия, картины и оперы.

В 20 веке история Клеопатры была сохранена и получила дальнейшее развитие с помощью фильма. Многие актрисы, в том числе Теда Бара (1917), Клодетт Кольбер (1934) и Элизабет Тейлор (1963), играли королеву, как правило, в дорогих экзотических фильмах, которые посвящены личной жизни королевы, а не ее политике. Между тем, соблазнительная красота Клеопатры — соблазнительная красота, которую не поддерживают современные портреты королевы, — использовалась для продажи широкого ассортимента товаров, от косметики до сигарет. [3]

Интересно? Еще можно почитать

1) «Начиная с нового времени в искусстве возникает тема трагичности отдельного индивида, от благородного аристократа до «маленького человека», до универсальности трагедии человеческого существования вообще. Путь развития от Монтеня и Шекспира через Достоевского и Чехова к Кафке и Акутагаве даёт наглядное представление не столько об индивидуализации ответственного поступка (что такое трагедия, как не трагедия ответственности личности за свои поступки?), сколько о вовлечении в круг индивидуальной личностной ответственности всё более широкого круга представителей человеческого рода.

Этот и еще 197 материалов VIKENT.RU по теме Искусство- и литературоведение

2) Видео: УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: НОВЫЕ ТЕМЫ & СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ

3) Видео: МЕТОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ от 300 ЭВРИСТИК по И.Л. Викентьеву

Источники

22
1 комментарий

Интересное чтиво.
Дополнение: Тайные дела цариц в одеждах проституток. Шекспировское ведение королей для понимания людей -
https://youtu.be/bk60s9flRLU