Конфликт в искусстве. Катарсис по Л.С.Выготскому

Конфликт в искусстве. Катарсис по Л.С.Выготскому

В статье о явлении экспериментального невроза И. П. Павлова (которое позже было переоткрыто и дополнено Л. Фестингером как когнитивный диссонанс и двойной зажим Г. Бейтсона, я упоминал, что подобный эффект лежит и в основе искусства.

Казалось бы, что общего между опытами Павлова над собаками, наблюдениями за людьми с шизофренией Бейтсона и искусством?

В основе всех этих явлений проявляется «сшибка нервных процессов» (так называл её Павлов), или «диссонанс, когда две одновременно воспринимаемые мысли или два убеждения („когниции“) психологически несовместимы» (так называл его Фестингер).

В искусстве эту работу проделал Л. С. Выготский в начале 20-х годов XX века.

Л. С. Выготский [1]
Л. С. Выготский [1]

Если до него исследователи пытались описать, что такое искусство, то Выготский поставил и реализовал более амбициозную задачу — понять, как можно искусство создавать. В чём разница — см. отличия описательного и процедурного знания по И. Л. Викентьеву.

Он проанализировал работы предшественников и большое количество произведений искусства — как текстовых (поэзию, басни, короткие рассказы и трагедии Шекспира), так и изобразительных. К каким выводам он пришёл:

…для нас, вероятно, не составит теперь загадки то обстоятельство, что трагедия, которая возбуждает в нас сразу аффекты противоположного свойства, действует, видимо, согласно началу антитезы и посылает противоположные импульсы к противоположным группам мускулов. Она заставляет нас как бы одновременно двигаться направо и налево, одновременно поднимать и опускать тяжесть, она одновременно возбуждает и мускулы, и их антагонистов. Именно поэтому во вторую очередь объясняется задержка во внешнем проявлении аффектов, которую мы имеем в искусстве. И именно в этом, кажется нам, заключается специфическое отличие эстетической реакции.

Мы видели из всех предыдущих исследований, что всякое художественное произведение — басня, новелла, трагедия — заключает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению. Это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения, и мы при этом подходим совершенно вплотную к тому понятию катарсиса, которое Аристотель положил в основу объяснения трагедии и упоминал неоднократно по поводу других искусств.[…]

мы все же полагаем, что никакой другой термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому катарсису, т. е. к сложному превращению чувств.

Мы очень мало знаем сейчас достоверного о самом процессе катарсиса, но мы все же знаем о нем самое существенное, именно то, чго разряд нервной энергии, который составляет сущность всякого чувства, при этом процессе совершается в противоположном направлении, чем это имеет место обычно, и что искусство, таким образом, становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии. […] Мы можем поставить вопрос гораздо шире и говорить не только о лирической эмоции, но во всяком художественном произведении различать эмоции, вызываемые материалом, и эмоции, вызываемые формой, и спросить, в каком отношении эти два ряда эмоций находятся друг с другом. Мы уже заранее знаем ответ на этот вопрос. Он подготовлен всеми предыдущими рассуждениями, мы едва ли ошибемся, если скажем, что они находятся в постоянном антагонизме, что они направлены в противоположные стороны и что от басни и до трагедии закон эстетической реакции один: она заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение. [3]

Что здесь есть интересного, помимо того, что в основе искусства лежит тот же эффект экспериментального невроза?

1. Л. С. Выготский вводит понятие катарсиса, которое по сути обозначает, что хорошее произведение не только создает невроз / диссонанс, но ещё и разрешает его, к удовольствию читателя.

2. Искусство писателя, художника, скульптора и прочих авторов как раз и заключается в том, чтобы сконструировать этот невроз и его разрешение.

3. Вспомним, что невроз (и связанный с ним стресс, в том числе, оптимальный уровень стресса — эустресс, но об этом в следующих статьях) — это реакция на новизну для конкретного человека (скажем, читателя или зрителя). Соответственно, он будет ценить то искусство, которое поддерживает оптимальный уровень новизны. Вот пример построения такой схемы на примере музыки:

3. Книга Выготского была написана почти 100 лет назад, в 1925 году. Но на его беду он затрагивал там политические фигуры, которые были популярны тогда, но уже через 10 лет стали опальными. Поэтому его книга, которая к политике не имела никакого отношения, была опубликована только в 1965 года. И то, цензоры извлекли оттуда часть содержания. А в первозданном виде она была издана только в 1997 году…

4. Выше приведена лишь небольшая цитата из его книги «Психология искусства», но в ней есть интереснейшие разборы разных по сложности произведений — от басен И. В. Крылова до трагедий У. Шекспира. Если тема конструирования искусства вам интересна, то эту книгу стоит прочитать. Если не всю, то по крайней мере, часть с разборами. Впрочем, книгу я одолел за один вечер, благодаря А. А. Рыжачкову, от которого я об этой книге узнал.

5. Работа Выготского вскрыла один из базовых эффектов, на котором и сейчас строятся разные произведения искусства. В том числе, фильмы и другой видеоконтент, которые в 1925 только зарождались.

Интересный вопрос: а были ли более детальные книги / методики о том, как можно конструировать конфликты / неврозы в отдельных жанрах? Например, в кино или в тексте. Если знаете — пишите в комментариях!

+ Ваши дополнительные возможности:

Воскресным вечером 05 февраля 2022 в 19:59 (мск) на видеоканале VIKENT.RU прошла онлайн-лекция № 273: Недокументированные возможности АРИЗ и ТРИЗ Г.С. Альтшуллера для новых Разработчиков

Источники:

[0] Заглавное фото — Электронный ресурс.

[1] Фото Л. С.Выготского — Электронный ресурс.

[3] Выготский Л. С. Психология искусства. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — С. 273-275

11
Начать дискуссию