Баланс в искусстве (хаос и порядок)

В данной статье я постараюсь объяснить, как влияют на восприятие изображения хаос и порядок.

Термины хаос и порядок в контексте статьи обозначают статическое и динамическое начало. Порядок – это спокойствие, стабильность. Хаос – это изменение, динамика.

Подумайте какое из двух изображений нарисовано мной?

Баланс в искусстве (хаос и порядок)

Нарисованные мной оба, но правое изображение вы будете воспринимать как произведение (побоюсь добавить слово – “искусства”).

Если вы подумали, что разница в количестве деталей – вы неправы.

Все дело в соотношении хаоса и порядка.

Изображение, которое состоит только из «порядка» воспринимается искусственным.

Про первый рисунок (слева) можно долго не рассказывать – сетка из квадратов.

С большей долей вероятности можно подумать, что это сгенерированный скриптом рисунок.

На втором (справа) остановимся. В центе фигура которая служит стабильностью и монолитом. Она ровна и симметрична – это и есть порядок на этом изображении, хаотичные квадраты вокруг сдвигают баланс к хаосу придавая изображению жизни.

Все что содержит только порядок не выглядит живым (это не плохо и не хорошо – это факт). В нем нет движения.

То, что я буду применять в изображении отражает сущность реальности в целом. Видя, что в чем-то преобладает хаос (не порядок) вы воспринимаете это живым (движущимся), и чем больше вы наблюдаете в чем-то порядка, тем больше относите это к мертвому (статическому).

Хороший пример: камень и рой пчел, хотя и летящий камень тоже может показаться живым.

Так же важен контраст между хаосом и порядком, чем он больше (контраст), тем быстрее происходит отождествление.

Можно попытаться оживить изображение.

Баланс в искусстве (хаос и порядок)

Как видно, в четвертой итерации в изображении стало больше хаоса чем порядка, и оно стало, как и первое более «однобоким», в отличии от второго (сбалансированного).

Можно перерисовать его так.

Баланс в искусстве (хаос и порядок)

Как видно добавились хаотичные прямоугольники, которые неравномерно распределены по углам. Для привлечения внимания, для более быстрого опознания хаоса (не порядка) в рисунок добавлен одинокий красный квадрат создающий качественный дисбаланс в изображении.

Также динамику добавляют кривые. Они, не содержа углов сами по себе отождествляются с движением.

Если расположить их в порядке, динамически меняя расстояние между ними получаем более «живой» рисунок.

Баланс в искусстве (хаос и порядок)

В данном рисунке все равно много порядка, линии под одним углом и одной толщины, ровные и гладкие.

Можно это изменить.

Баланс в искусстве (хаос и порядок)

Уменьшено количество порядка - что придало жизни изображению.

Давайте попробуем разбавить всеобщий хаос порядком.

Баланс в искусстве (хаос и порядок)

Хаос на изображении контрастирует с двумя отрезками направленными друг на друга. Что воспринимается как определенный порядок (что-то сделанное искусственно).

Можно отобразить порядок добавив пустое пространство. Которое тоже будет восприниматься как не живое.

Баланс в искусстве (хаос и порядок)

Помимо отрезков направленных друг на друга, существует свободное пространство, которое выделяется своей пустотой, что также воспринимается как порядок (отсутствие хаоса).

Можно работать с цветом или оттенком изменяя оттенок на одинаковую величину, принося некий порядок в рисунок.

Баланс в искусстве (хаос и порядок)

Данные короткие примеры использования хаоса и порядка можно и нужно комбинировать, для получения необходимого отклика у зрителя.

Итог.

Приведенные примеры не уникальны (одни из огромного множества), они показывают, как можно оживить и придать красоты изображению при достаточно минимальных усилиях.

Зная о существовании баланса порядка и хаоса можно получать более «цепляющие» изображения, изменяя положения фрагментов, добавляя и удаляя детали. Наверное, не существует изображений, для которых данный принцип не работал.

Тема противостояния и союза этих противоположностей очень сложная и обширная. Материал, приведений выше служит скорее отправной точкой для изучения, чем практическим помощником.

Послесловие.

Когда-то один человек в комментариях спросил – чем же чтение философии поможет практически в жизни? Надеюсь эта статья немного это объяснит.

Вместо телеграмм-канала рекомендую почитать не легкую, но интересную книгу по теме сознания и инстинкта – «Творческая революция» Бергсон Анри. Книга о важности инстинкта в изобретении и творчестве.

413413 показа
638638 открытий
Начать дискуссию