{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Горизонтальное управление — это панацея?

Привет! В этот раз мы решили поговорить о горизонтальном управлении с теми, кто создавал Teamcheck. Мы задавали вопросы Стасу Селезневу, управляющему партнёру teamcheck, стоящего у истоков запуска проекта. Мы спросили Стаса об актуальности горизонтальной модели управления и о возможности внедрения Teamcheck в обычной школе.

Почему тебе кажется, что горизонтальное управление актуально, важно и в чём его преимущество в современном контексте?

Я не уверен, что горизонтальное управление — это панацея. Но я уверен, что это точно не справедливо для всех возможных моделей. В армии не так. Для разных людей разные фреймворки управления более эффективны. Мы работаем в тех местах, где управление более горизонтально, где участие с высокой степенью самостоятельности приносит лучшие результаты, приносит больше плодов. Невозможно делать продукты, работая в иерархической вертикальной команде, где команда не вовлечена в то, что ты делаешь, невозможно решить ни одну креативную задачу командой, если команда не вовлечена. Потому что креативная задача решается другой частью мозга, чем та часть, которая выполняет команды и приказы. А под креативной задачей я понимаю не только, разумеется, дизайн или какое-то креативное агентство, а шире — там, где нужно включение той области, которая отвечает за придумывание.

В любом месте, где надо придумывать, ты должен сам этого хотеть. Что такое «сам этого хотеть»? Это когда ты сам вовлечён в свое целеполагание, в свои задачи, в своё развитие, хочешь вложить душу во что-то. Выполнение всей этой работы невозможно в строго иерархичной истории, где сверху вниз и прочее. В принципе я это вижу не просто когда в креативной команде, а в любой — в маркетинговой команде, которая может просто выполнять задачи, а может думать, как запустить маркетинговую кампанию лучше, которая над своими объявлениями в фейсбуке работает с душой. Разумеется, продуктовые команды, разумеется, есть вот эта роль в командах роста в области продаж. Там, где надо стараться придумывать какие-то новые модели продаж, экспериментировать со своими скриптами.

«Горизонтальное управление» — система труда, в которой свобода сотрудника как отсутствие зависимости от волеизъявления одного управляющего является первостепенным и ключевым компонентом в управлении компании. При этом сотрудник активно участвует в принятии решений и имеет право голоса на рабочем месте.

Разумеется, всё, что касается стартаперства, это сложная история, где, с одной стороны, есть чётко выраженная вертикальная иерархия — СEO с флагом, все бегут, все в определенной степени на нервах, всем отдаются приказы, жёсткие метрики «ты должен продать 200 раз сегодня не знаю что. Ты должен, иначе мы умрём. Есть такая сталинградская история. С другой стороны, если все строить на основании долженствования и приказов, там не может родиться созидательного чего-то. В этой штуке и во всех подобных штуках горизонтальность помогает работать эффективно. И отсутствие горизонтальности, строгая иерархия не позволит включить эффективную модель созидательного процесса.

Как ты думаешь, коллектив учителей в школе мог бы пользоваться Teamcheck’ом?

Стопудово. У нас есть такие команды. Не совсем в школе. У нас есть, насколько я помню, команды курсов, это не просто даже в школе, а это образовательный процесс. Там есть и студенты, и преподаватели. Есть команды удалённых школ, удалённых историй. Не когда школа-школа стандартная, а когда образовательный процесс идёт. Образовательный курс, когда там несколько курсов, вебинары по вечерам и прочее, и там есть команды преподавателей, которые одновременно ведут уроки и готовятся к своим вебинарам, составляют курсы, штурмят как провести какие-то свои встречи, воркшопы и прочее. И оттуда же местами вытекает это из самих студентов, как преподаватель общается со своими студентами, как он ставит им задачи, как они их выполняют. У нас такие истории были, я не помню, насколько их много, насколько они сверхуспешны, но это точно заводилось. Кажется, что в принципе этой текущей удалённой истории с самым разнообразным образованием — это тоже более чем рабочая история, когда ты видишь как твои коллеги-студенты учатся или условные школьники, преподаватель может отслеживать и поддержать людей, может в рамках какой-то темы поставить человеку какую-то задачу, типа прочитай эту статью и прочее, эта история очень подходит.

В заключении хочу еще раз процитировать Стаса: «Невозможно делать продукты, работая в иерархической вертикальной команде, где команда не вовлечена в то, что ты делаешь. Из-за этого невозможно решить ни одну креативную задачу командой, потому что креативная задача решается другой частью мозга, чем та часть, которая выполняет команды и приказы». Представьте какая бы жизнь началась во всём знакомой нам системе школьного образования, если бы каждое звено получало креативную задачу (А проведение урока именно что задача креативная!). После внедрения горизонтальной модели легко представить уменьшение количества давления на подчинённых, а значит и разговоров на повышенных тонах с учениками. Команды и приказы — не панацея, тогда как горизонтальная система управления может послужить толчком к реформам в затвердевших институтах и компаниях.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда