Как дизайнеру сделать эффективное портфолио в 2022?
Рассказываем, как оформить портфолио так, чтобы оно характеризовало тебя как профессионала и действительно давало потенциальному заказчику представление о твоих компетенциях. Советами и опытом поделится арт-директор Kwikwins Виталий Лазаренко.
1. Включай лучшие и актуальные работы
Портфолио — это не вообще все твои работы, начиная с первого заказа. Даже если вон тот первый логотип, который делался 5 лет назад для шашлычной «Мясной дворец», был очень значимым для тебя, он ничего не говорит о твоих компетенциях сейчас. А если все еще говорит, то у нас для тебя плохие новости.
Выбирай лучшие работы, которые показывают то, что ты умеешь сейчас.
Старые работы рекомендуем оставлять в следующих случаях:
- они вне трендов и времени или просто легендарные, которые с ходу узнает почти каждый, кто будет смотреть ваше портфолио.
- вы сотрудничаете с клиентом давно и можете показать эволюцию работы. Например, разработка лого и 2 рестайлинга на протяжение нескольких лет работы. Это интересно как кейс.
2. Соблюдай логику и последовательность
Добавляй только те работы, которые относятся к твоему основному профилю. Клиент просто не будет воспринимать тебя серьезно, если ты позиционируешь себя как продуктовый дизайнер, а в твоем портфолио — одни логотипы.
Если работаешь с несколькими форматами или тематиками, рассортируй их по разделам.
Размещай сначала самые сильные работы из основного профиля, дальше — по убыванию. Обрати внимание: «сильные» — это не просто самые эстетичные. Рассматривай также уровень сложности, величину компании, пользу от выполненной работы.
Иногда, как создатель, ты можешь утратить объективность. Не бойся попросить постороннего мнения: спроси у коллег, друзей, чьему мнению ты доверяешь или даже заказчиков, какие из твоих дизайнов нравятся им больше всего.
Хороший вариант — портфолио-ревью. Следи за новостями индустрии и мониторь новости, чтобы узнать, как попасть на просмотр к авторитетным дизайнерам и получить ценный совет.
Виталий: "Однажды отец посмотрел моё портфолио. Он инженер-нефтяник и подход ко всему у него соответствующий. Он спросил: "А ты о чём? Тут и рисунки, и презентации, и значки, ты с кем хочешь работать?"
Это было максимально верным замечанием! Вывод такой: не складывай все яйца в одну корзину. Поэтому я разделил дизайн и иллюстрации на 2 разные площадки: продолжал оформлять дизайн-кейсы на Behance, стараясь фокусироваться на айдентике, а иллюстрации увёл на Tumblr.
Заказов на иллюстрации стало в разы больше и они пошли от иностранных заказчиков, а заказы на дизайн стали приходить не на всё подряд, а как раз на что, чем я люблю заниматься".
3. Портфолио — больше, чем картинка
Эстетика — дело вкуса. Можно надеяться, что вкус заказчиков полностью совпадёт с твоим, но попробуй все же дополнить портфолио чем-то более существенным: оформи его в виде кейсов, а не просто красивых картинок.
Что можно включить в кейс?
- Саму работу;
- Пару слов о компании. Например: «Дизайн фитнес-браслета для SpaceX — американского производителя космической техники, второй по стоимости частной компании в мире»;
- Краткую версию брифа, чтобы было понятно, какую задачу решал дизайн, особенно, если он решал проблему;
- Отзывы заказчика, конечных пользователей (если применимо);
- Цифры. Например: «Продано 10 000+ браслетов, изготовленных по этому дизайну».
Буквально 5-7 таких кейсов в портфолио — это бóльшая вероятность получения оффера, чем 150 сваленных в кучу примеров работ.
Не забудь про NDA — если даже ты не подписывал его с клиентом, хорошим тоном будет уведомить о том, что собираешься включить проект в портфолио.
Виталий: "Я стараюсь всегда использовать нарративную подачу, не слишком глубоко копая, чтобы не стало скучно, но расширяя свой кейс хорошими примерами: анимацией, сетками, мокапами, фото и реальными примерами с работающими ссылками".
Где размещать?
Это уже на твое усмотрение. Площадки вроде Behance и Dribbble — однозначный мастхэв. Также неплохо разместить портфолио в Pinterest, Savee.it. Ко всему этому можно добавить собственный сайт-визитку. Тебе нужны максимальные охваты, потому если видишь «живую» площадку — смело грузи туда свои кейсы.
Виталий: "Еще раз проговорю очевидное — портфолио нужно иметь там, где его смогут посмотреть без лишних заморочек, просто перепрыгнув по ссылке, там должны быть все контакты и проекты в удобном виде.
Покопавшись в сотне вариантов остановился на Cargo, Tumblr и Behance. Первая площадка — отличный конструктор, хоть и с ограничением по количеству проектов.
Вторая понравилась возможностью вести блог (там было живое комьюнити, хотя оно интересовалось больше иллюстрациями и фото чем дизайном).
Ну а третья — это классика".
Подытожим:
- Фокусируйся на новых и актуальных работах;
- Разделяй работы по направлениям и фокусируйся на том, чем действительно хочешь заниматься;
- Используй нарратив и упаковывай картинки в убедительные кейсы;
- Размещай на площадках, позволяющих выигрышно представить твою работу и удобных для потенциальных клиентов.
На Kwikwins мы сами рассматриваем портфолио наших перформеров, чтобы сразу «свести» их с близкими по духу фаундерами. И, да, мы смотрим на кейсы, потенциальную эффективность перформера, его компетенции.
Алена, менеджер по развитию Kwikwins:
“Портфолио чаще всего смотрю на бехансе, в инсте, пинтересте или в нашей базе.
Ищу дизайнера исходя из задач: брендинг, веб, соцсети. Не верю в универсалов — они есть, но хороших не так много.
Обычно в голове уже есть референсы или желаемая картинка уже обсуждалась с заказчиком, поэтому, отсматривая портфолио, автоматически ищу похожую картинку”.
Делимся нашей подборкой хороших портфолио для вдохновения: