Хорошо работать, когда всю коммуникацию берёт на себя продуктовый менеджер! Кстати, у нас в Kwikwins именно так все устроено😎Но если же вы сам себе менеджер, нью бизнес и исполнитель — держите несколько лайфхаков, которые помогут настроить отношения с клиентами и встать на рельсы сотрудничества и плодотворной работы.🔹 Клиент — владелец бизнесаОн создал продукт, продвинул его, создал рабочие места и теперь у вас есть возможность поучаствовать в его проекте!Отнеситесь к этой работе как партнер — вы можете внести свой вклад в создание чего-то крутого.Уважайте клиента и его бизнес, но если видите, как можно сделать круче и лучше для продукта — скажите об этом. Готовность всегда предложить немного больше — признак профессионализма.🔹 Договоритесь о правилах коммуникацииОбсудите с клиентом:- как обращаться друг к другу- когда вы на связи- как предпочтительнее обсуждать проект (почта, мессенджеры, системы ведения проектов)- какая информация и материалы нужны вам для работыкакие вопросы по ТЗ у вас есть (лучше собрать их в единый список).💥 ГЛАВНОЕ — не пропадайте! Предупредите клиента, если не успеваете в срок или возникли какие-то обстоятельства. Игнорировать звонки и сообщения — это очень непрофессионально.🔹 Не бойтесь разговаривать о деньгахЭто такое же условие работы, как внятное ТЗ и четко обозначенный дедлайн.Озвучьте предпочтительные для вас условия сотрудничества:- стоимость работ- сроки оплаты- необходимость и размер предоплаты- дополнительную стоимость (за срочность, за дополнительные услуги, за большое количество итераций).После этого можно перейти к переговорам, если у клиента свое видение финансовых условий, а вы готовы идти на компромисс.🔹Фильтруйте поток хотелокКак только вы чувствуете, что правки перестают быть конструктивными, и клиент просто “играет шрифтами” или словами — останавливайтесь и разговаривайте с клиентом. Скорее всего, есть какая-то проблема, и вам надо выяснить:- в чем цель правок- в чем не уверен клиент?- чего он опасается?Очень часто клиентский менеджер получает невнятные комментарии от своего руководства и в стрессе пытается поменять хоть что-то без ясной цели. Помогите ему!🔹 Не пропадайте после окончания проектаЧасто фрилансер высылает финальные файлы и растворяется в закате, напоминая о себе лишь когда подходит срок оплаты. Не надо так 😁 Если проект прошел успешно, напишите клиенту письмо или сообщение с кратким резюме:- Спасибо, что пригласили в проект;- Буду рад сотрудничать в будущем;- Кстати, я еще делаю то-то и то-то, вот примерный прайс.Если были проблемы в ходе проекта — можно это упомянуть. Но сделайте фокус на том, что все удалось решить, и вы теперь точно знаете, как строить совместную работу, чтобы в следующий раз все прошло гладко.И самое главное правило — всегда старайтесь видеть в клиенте человека. у него есть свои страхи, обстоятельства, позитивный и негативный опыт, барьеры. Постарайтесь понять их и тогда коммуникация точно пойдет лучше!