Как фрилансеру общаться с клиентом: 5 советов для успешной коммуникации
Хорошо работать, когда всю коммуникацию берёт на себя продуктовый менеджер! Кстати, у нас в Kwikwins именно так все устроено😎
Но если же вы сам себе менеджер, нью бизнес и исполнитель — держите несколько лайфхаков, которые помогут настроить отношения с клиентами и встать на рельсы сотрудничества и плодотворной работы.
🔹 Клиент — владелец бизнеса
Он создал продукт, продвинул его, создал рабочие места и теперь у вас есть возможность поучаствовать в его проекте!
Отнеситесь к этой работе как партнер — вы можете внести свой вклад в создание чего-то крутого.
Уважайте клиента и его бизнес, но если видите, как можно сделать круче и лучше для продукта — скажите об этом. Готовность всегда предложить немного больше — признак профессионализма.
🔹 Договоритесь о правилах коммуникации
Обсудите с клиентом:
- как обращаться друг к другу
- когда вы на связи
- как предпочтительнее обсуждать проект (почта, мессенджеры, системы ведения проектов)
- какая информация и материалы нужны вам для работы
какие вопросы по ТЗ у вас есть (лучше собрать их в единый список).
💥 ГЛАВНОЕ — не пропадайте! Предупредите клиента, если не успеваете в срок или возникли какие-то обстоятельства. Игнорировать звонки и сообщения — это очень непрофессионально.
🔹 Не бойтесь разговаривать о деньгах
Это такое же условие работы, как внятное ТЗ и четко обозначенный дедлайн.
Озвучьте предпочтительные для вас условия сотрудничества:
- стоимость работ
- сроки оплаты
- необходимость и размер предоплаты
- дополнительную стоимость (за срочность, за дополнительные услуги, за большое количество итераций).
После этого можно перейти к переговорам, если у клиента свое видение финансовых условий, а вы готовы идти на компромисс.
🔹Фильтруйте поток хотелок
Как только вы чувствуете, что правки перестают быть конструктивными, и клиент просто “играет шрифтами” или словами — останавливайтесь и разговаривайте с клиентом. Скорее всего, есть какая-то проблема, и вам надо выяснить:
- в чем цель правок
- в чем не уверен клиент?
- чего он опасается?
Очень часто клиентский менеджер получает невнятные комментарии от своего руководства и в стрессе пытается поменять хоть что-то без ясной цели. Помогите ему!
🔹 Не пропадайте после окончания проекта
Часто фрилансер высылает финальные файлы и растворяется в закате, напоминая о себе лишь когда подходит срок оплаты. Не надо так 😁 Если проект прошел успешно, напишите клиенту письмо или сообщение с кратким резюме:
- Спасибо, что пригласили в проект;
- Буду рад сотрудничать в будущем;
- Кстати, я еще делаю то-то и то-то, вот примерный прайс.
Если были проблемы в ходе проекта — можно это упомянуть. Но сделайте фокус на том, что все удалось решить, и вы теперь точно знаете, как строить совместную работу, чтобы в следующий раз все прошло гладко.
И самое главное правило — всегда старайтесь видеть в клиенте человека. у него есть свои страхи, обстоятельства, позитивный и негативный опыт, барьеры. Постарайтесь понять их и тогда коммуникация точно пойдет лучше!