{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Идеальный сервис доставки продуктов на дом — какой он?

Казалось бы, сегодня в России в городах-миллионниках тебе могут привезти домой продукты в течение 15-30 минут — чего еще можно хотеть от онлайн-сервисов по доставке? Мои друзья из регионов России, а также из других стран — например, Германии, — считают, что мы не ценим того, что имеем, потому что там экспресс-доставки может в принципе не быть. Однако известно, что нет предела совершенству — и даже в самых прекрасных сервисах онлайн-доставки есть что доработать.

Я рассказала своим френдам в фейсбуке, что стала амбассадором сервиса экспресс-доставки «Перекрёстка» — и предложила поделиться тем, чего им не хватает в разных приложениях для доставки продуктов. А может, что-то из существующих процессов раздражает и требует улучшения? Выслушав друзей и прочитав десятки комментариев, я решила сконструировать образ «идеального сервиса» для заказа продуктов. Его параметры я буду описывать, разделив повествование на три раздела: собственно, продукты, сервис и заказ, курьеры и доставка. Погнали!

Продукты

Мне казалось, что первым же — и самым распространенным — комментарием будет просьба расширить ассортимент. Но оказалось, что ради скорости доставки люди готовы мириться с ограниченным (по сравнению с офлайн-магазинами) выбором — того, что есть в текущем приложении «Перекрёстка», им вполне хватает. Конечно, возможно и потому, что сейчас там есть все те же позиции, что и в обычном оффлайн-магазине, но это так работает далеко не во всех службах доставки. А вот к чему было много пожеланий, так это к «выкладке» в интернет-витрине — и особенно это касалось весовых товаров.

Итак, в идеальном приложении:

  • продукты сфотографированы так, чтобы можно было сходу понять объем. Некоторые люди не очень внимательны и могут заказать 0,5 л молока вместо 1 л — помочь избежать такой ошибки может, например, фото упаковки на фоне стакана.
  • продукты выглядят в приложении так же, как и в жизни. Многие мои комментаторы жаловались на овощи и фрукты: онлайн они видят одну картинку, а при заказе получают продукт совсем другого вида, формы и размеров.
  • и весят столько же, сколько было указано в приложении.

Н.: «Я бы попросила взвешивать сыр точнее. А то я оплатила одну сумму, а прислали кусок меньше — и остаток денег завис»

• сборщики не путают весовые товары — например, обычную форель и радужную.

• есть возможность указать в приложении желаемое количество и качество весовых товаров: 8 маленьких нектаринов, 6 кусков стейка из семги и т.п.

Е.: «Например, заказываю я стейки из рыбы. Стейки бывают разной толщины. Один раз на 1 кг привезут 3, в другой — 5. Но если у меня гости, мне важен не столько вес, сколько количество. Вот приписала бы я рядом "6 штук одинаковой толщины", и было бы мне счастье!»

• можно проверять сроки годности во время заказа — и корректировать заказ с учетом этого.

Е.: «Хлеб я обычно с запасом покупаю. Но когда привозят мои 2-3 штуки, а срок годности истекает уже завтра, это вообще не прикольно. А так бы я приписала: "если хлеб только вчерашний-позавчерашний, положите, пожалуйста, только 1 шт"»

• можно заказать дополнительные услуги, такие как «почистить и выпотрошить рыбу» или «нарезать кусок сыра слайсами».

• есть возможность оставлять отзывы на продукты по собственному выбору.

Сервис и заказ

По этой части комментаторы высказывались в один голос: главное уязвимое место продуктовой доставки — замены, замены и еще раз замены. Людей часто не устраивают ситуации, когда, например, отсутствующий продукт им в заказ просто не положили, исключив его из корзины. Или, наоборот — они недовольны тем, что сборщик сам решил, на что поменять товар, когда они сами предпочли бы вовсе исключить отсутствующий продукт из заказа.

В итоге, собрав вместе все комментарии, я могу предложить близкий к идеалу алгоритм осуществления замен:

  • При первом заходе в приложение спросить, хочет ли пользователь выбрать опцию для замен по умолчанию: никогда не предлагать замену, выбрать замену самостоятельно, связаться по поводу замены.
  • Если человек не выбрал опцию по умолчанию, то каждый раз спрашивать (в начале заказа, а не в конце!), предлагая те же три варианта.

*В приложении «Перекрёстка» все примерно так и реализовано. При оформлении заказа человеку предлагают на выбор три опции: спросить и заменить, не спрашивать и заменить, не заменять.

  • Тем, кто доверит сборщику самостоятельно выбирать замены, при добавлении каждого товара в корзину предлагать оставить комментарий: например, замена на товар не дороже 100 рублей, замена только на бренд Х или Y и т.д.
  • Тем, с кем нужно связываться для выбора замены, дать чуть больше времени. Многие жаловались, что 10 минут для того, чтобы найти замены в приложении — слишком мало. Понятно, что не хочется затягивать сроки доставки — поэтому можно делать автозвонок покупателю перед тем, как начнутся эти 10 минут, чтобы человек не упустил время.

И еще раз: то, как осуществляются замены — один из самых важных для людей параметров сервиса по покупке продуктов, поэтому этот вопрос стоит снять при заказе в первую очередь.

Для нас снижение процента замен и удалений товаров из корзины – один из важнейших приоритетов в работе. Сложности связаны с тем, что базой для сбора заказов являются розничные супермаркеты «Перекрёсток», в которых сложнее управлять наличием товаров. Тем не менее, мы постоянно работаем над тем, чтобы сводить замены и удаления товаров к минимуму. Идеи, которые предложили респонденты, станут для нас хорошим подспорьем в более качественной реализации настроек приложения.

Сергей Соин, Operations Director, департамент омниканального бизнеса «Перекрёстка»

Что дальше? Идеальный заказ будет выглядеть как-то так:

  • При входе в приложение можно выбрать опцию «я в магазине» или «онлайн-заказ». Это нужно для того, чтобы магазинные акции не смешивались с теми, которые работают в доставке. Выбираем «онлайн-заказ».
  • Есть много фильтров, по которым можно сортировать продукты. Не только по цене и категории, но и по бренду, весу, типу упаковки. Можно настроить многоступенчатый фильтр. В уже отфильтрованном списке через поиск находим нужный товар, чтобы добавить его в корзину.
  • Фильтры можно сохранять, чтобы в следующий раз не настраивать их заново.
  • Переходим в корзину. Купоны и промокоды, которые дали в обычном магазине, тут тоже работают.
  • Есть понятная возможность оплатить часть покупки баллами.
  • После оплаты мы можем дозаказать забытые продукты — хотя бы до того времени, когда будут произведены все замены и закончится сборка заказа.

Были у людей и дополнительные запросы. Кому-то, например, хочется иметь возможность делать заказ через сайт, чтобы было удобно выбирать товары на большом экране. Также покупатели просят продлить время доставки в Москве хотя бы до 23 часов (например, «Перекрёсток» увеличил период доставки с 21:00 до 22:30 – 23:00 в зависимости от географии и времени работы ближайшего магазин). И, конечно, многим нужен удобный и оперативный сервис по работе с претензиями.

А.: «Часто заказываю форель, например — в 70% случаев кладут радужную. Но это разные рыбы, и в каталоге это разные позиции. После ругани деньги возвращают — но я не хочу ругаться, я хочу купить еды с минимальными усилиями».

Курьеры и доставка

И вот, заказ сформирован, оплачен, и даже все замены уже выбраны. Что может пойти не так? Оказывается, может! У покупателей есть некоторое количество пожеланий к курьерам и, собственно, доставке. Перечислю основные из них:

  • Сразу после первого заказа стоит дать человеку выбрать опцию связи с курьером: например, писать в мессенджер, звонить по телефону, звонить только в дверь, просто положить заказ под дверь, позвонить в звонок и уйти. Такую опцию можно предложить сохранить «по умолчанию» — но, если человек этого не сделал, надо давать ему выбор каждый раз после заказа. Также не помешает поле для комментариев, где можно указать что-то вроде «звоните подольше, если я не отвечу, оставьте под дверью».
  • Некоторые люди мечтают, чтобы в приложении была опция оплаты заказа курьеру наличными — хотя бы для постоянных клиентов, которые уже показали свою добросовестность. Это избавляет от проблемы с онлайн-оплатой, когда списывается одна сумма, в реальности покупка оказывается на другую сумму, и нужно ждать возврата средств (иногда на этом пункте система может «зависнуть»).
  • А вот те, кто любит онлайн-оплату, хотят иметь еще и опцию «чаевые курьеру», которая была бы удобно реализована в приложении.
  • Пакеты. Нет, ПАКЕТЫ. Зачем так много пакетов, спрашивают люди? На самом деле, тут есть лайфхак: во время оформления заказа нужно отметить опцию «меньше пакетов», и сотрудники «Перекрёстка» постараются упаковать все более компактно.
  • А заказы в оптовой таре — вроде упаковки с 24 пачками молока — стоит отдавать как есть, не раскладывая по пакетам.

На самом деле, половина предложенных идей или уже реализована в приложении экспресс-доставки и на сайте perekrestok.ru, или находится на стадии реализации. А именно:

• в разработке находится функционал для чаевых курьерам и сборщикам;

• также скоро можно будет оплачивать заказ на этапе фасовки – после взвешивания и необходимых коррекций. Таким образом, деньги больше не будут в «подвешенном» состоянии;

• также в ближайшее время мы вводим увеличенный график работы сервиса экспресс-доставки.

Про оплату наличными – сложно сказать, будет ли когда-то реализована в принципе, поскольку противоречит модели бизнеса и является менее безопасной, чем бесконтактная оплата.

Количество пакетов в заказах нас тоже очень беспокоит, но есть такое понятие как «товарное соседство», когда разные группы товаров необходимо хранить и транспортировать в разных упаковках. Мы заботимся о здоровье наших покупателей – и потому выполняем это требование.

Сергей Соин,

Operations Director, Департамент омниканального бизнеса «Перекрёстка».

И если ритейлер сможет учесть все пожелания — или хотя бы 80% из них, — то покупатели получат сервис, близкий к идеалу.

Это должно сильно повысить лояльность — ведь сейчас люди частенько отказываются от услуг того или иного сервиса доставки даже из-за одного неудачного опыта, в котором сборщик или курьер совершил глупую ошибку. Чтобы такого не происходило, процессы стоит максимально автоматизировать и выстроить в систему, которая работает строго по алгоритму.

Расскажите, какие опции вы хотели бы улучшить у существующих сервисов? Как выглядит ваше идеальное приложение для онлайн-заказа продуктов?

0
13 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дарья Шипачева
Автор

Ага, меня тоже очень порадовало в процессе сбора информации 

Ответить
Развернуть ветку
Султан Мухтаров

@Самокат В моем доме открылся дарк-стор Самоката. Все, они победили всех конкурентов, потому что привозят еду быстрее, чем если я сам схожу в магазин, который находится в 50 метрах от подъезда. Их победит только та доставка, которая у меня на этаже откроется ))))

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Шипачева
Автор

Спасибо за комментарий. Я, например, не могу оценивать сервис только по времени доставки, мне важны многие переменные 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Капец, сколько пожеланий у людей. За такой набор требований нужно нехило доплачивать: замени на то, купи 5 штучек, чтобы влезло в такой-то вес, подольше позвони. А пяточки не почесать? Кто за это платит?

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Шипачева
Автор

Иногда за действительно крутой сервис прямо хочется немного доплатить, благо пока не наблюдала доплат за какие-то опции. Но если честно — сейчас то, что пару лет назад казалось невозможным, уже новая реальность, посмотрим что будет дальше :) 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Что значит «хочется». За крутой сервис надо платить.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad 12

Сам себя не рекламируешь - никто не ... сами знаете)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Шипачева
Автор

Я официальный амбассадор экспресс-доставки Перекрёстка, это не секрет:) Тем не менее, любому сервису есть куда расти — и мой материал именно об этом, с честными отзывами и пожеланиями покупателей.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Для меня важно предсказуемость. С Перекрёстком несколько раз пробовал и всегда части товаров не было, а то что привозили зачастую с почти истёкшим сроком годности. Ну и экспресс не такой и экспресс. По 1,5 часа в среднем ожидание, когда Яндекс, Самокат и Озон укладываются в 30-50 минут на этот же адрес.
Поэтому готов ждать сутки как при заказе во Впрок, но не будет такой фигни как заказ кота в мешке.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Шипачева
Автор

Момент с заменами в статье как раз комментирует эксперт — скоро эта проблема сведется к минимуму. Уже сейчас в приложении уже реализован функционал, дающий сборщику инструкцию, если товара не оказалось: убрать из корзины, заменить по своему усмотрению, спросить и заменить.
С истекшим сроком годности никогда не сталкивалась, но, думаю, надо сразу обращаться в поддержку, если такое происходит.
Скорость доставки лично меня не сильно беспокоит, главное, чтобы она приехала вовремя, как обещала. У экспресс-доставки «Перекрёстка» нет дарксторов, все товары возят из ближайшего магазина — за счет этого они могут ехать чуть дольше, но и огромный ассортимент у них тоже благодаря этому.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Пишу, что хочется получить тот список, который был заказан, а вы мне про опции замен.
Пишу "почти истёкшим сроком", а вы мне про истёкший срок.
Перекресток, наверное, очень рад, что вы настолько влюбились в них, что когда покупатель говорит о проблемах, вы их сразу перефразируете по-своему в преимущества.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Шипачева
Автор

Пишу про опции замен, потому что в некоторых службах экспресс-доставок, если нужный товар отсутствует — его просто убирают из чека. И выходит так, что вы не получаете вообще ничего. Для меня эта функция очень полезна — если моего любимого йогурта не окажется в наличии, меня вполне устроит похожий, но другой марки (доверю выбор сборщику). Но тут дело вкуса, конечно.
Про "истекший срок" оговорилась, но сути особо не меняет: если молоку осталось жить 2-3 дня — это повод обратиться в поддержку. Хотя от своих друзей я жалоб на сроки не слышала, да и для магазина это серьезный репутационный риск.

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Bashirov

уже давно все пользуются доставкой с рынков, продукты более высокого качества, сервис приятнее

например tochkamarket.ru 

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда