Через 10 лет рынок труда потеряет интерес не только к бухгалтерам
Проблема исчезающих профессий гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Она носит мировой характер. Специальности, которые теряют свою актуальность в современном мире уже через 10 лет приведут к колоссальному высвобождению кадров с рынка труда с одной стороны, и серьезной квалификационной яме, с другой. Подобное нарушение баланса может вызвать социальную нестабильность и крайне негативным образом сказаться на экономике страны в целом.
В первую очередь нужно четко понимать, что профессии, находящиеся под угрозой исчезновения делятся на 3 типа: полученные в сузах, в вузах и не требующие специального образования. К последним можно отнести курьеров, операторов колл-центров, фасовщиков, уборщиков и ряд других. Их попросту заменят «машины».
Сузовские специальности включают такие профессии как водители, кассиры и продавцы, секретари, смотрители в музеях, риелторы. В этом случае происходит изменение обязанностей или расширение требований к специальности с учетом развития IT-сектора. Однако получить необходимы базовые навыки, дополнительно обучится компьютерной грамотности или овладеть смежной специальностью не составит серьезного труда.
Куда глобальнее выглядит проблема с профессиями, требующими навыков высшего профессионального образования. Дело в том, что в список попадают не только всем известные бухгалтеры, но и часть банковских работников, ряд профессий, связанных с юридическим образование (например, нотариусы, юрконсульты), турагенты, переводчики-лингвисты, библиотекари, корректоры, логисты, провизоры и даже ряд специальностей, связанных с программированием.
Острота проблемы заключается в том, что даже если часть представителей этих профессий сможет расширить часть базовых навыков, в любом случае высвобождение кадров будет огромным. На сегодняшний день, например, по тем же бухгалтерам, невозможно посчитать реальное количество людей, занятых в профессии. По самым скромным средним подсчетам — примерно каждый 14-ый работающий житель страны. И все эти люди получали высшее образование. Каким образом им переквалифицироваться? На данный момент никаких механизмов не проработано. Необходимо начать с того, что адаптировать вузовские программы обучения с обязательным включением цифровых компетенций. Всевозможные курсы дают лишь возможность углубить знания. Но когда мы говорим о перспективах той или иной профессии через 10, 20 лет, то становится очевидным, что этого будет недостаточно.
Данную проблематику нужно ставить на самом высоком государственном уровне уже сегодня. К ее решению должны подключится все профильные министерства и ведомости, включая Минтруд и Минобразования. Ведь ряд специальностей до сих пор пользуется популярностью у абитуриентов, а вузы продолжают готовить специалистов и, к сожалению, не всегда по программам соответствующим требованиям времени. Иначе мы рискуем прийти к высокому уровню безработицы, где без возможности строить или продолжать карьеру останутся люди с высшим образованием.
История повторяется. 100 лет назад также людей заменили станки и машины, но ведь появилось много новых профессий.
Машины не заменили людей, они лишь немного модернизировали их роль. Полностью замена произойдёт ещё только лет через 50.
Да, зря я, видио, оканчивала экономический, работу по своей специальности я не нашла, да и интересно мне все это, как оказалось. Возможно, через 10 лет появится еще больше роботизированной техники и многие процессы будут автоматическими.
И да, и нет. На примере того же бухгалтера, появились программы учёта, но данные вбивает всё тот же бухгалтер. Он же и проверяет верность расчётов.
У меня из пяти знакомых трое бухгалтеров. Причем, по специальности работает только одна. Остальные сколько не пытались, так и не устроились по диплому. Работают продавцами в сетевом магазине.
Езжайте в сельскую местность, там бухгалтеров катастрофически не хватает. Да и 2 из 5, не так уж и мало так то.
Да, вы правы, такие тенденции к изменениям на рынке труда есть.
Но прогресс еще не скоро дойдет до провинциальных городов, где по прежнему продолжают обучать студентов на экономистов и юристов, как будто в мире нет других востребованных специальностей.