От любви до ненависти один онбординг

79% сотрудников наверняка знают, понравится им работать в компании или нет уже на этапе онбординга – свидетельствую исследования. Онбординг (Onboarding от фразы «On board» – на борт) – процесс введения и адаптации новых сотрудников в компанию, который позволяет им интегрироваться в команду, познакомиться с корпоративной культурой и оперативно влиться в работу.

От любви до ненависти один онбординг

Благодаря онбордингу команда тратит меньше времени на подстраховку зон ответственности новичка. Кроме того, человек сразу чувствует себя своим, снижается риск высокого стресса и косяков. А еще:

  • Испытательный срок проходит успешнее, а значит сокращается текучка
  • Корпоративная культура, стратегия компании, ценности – все это сразу транслируется новичку, а значит, команда идет в одном направлении
  • Увеличивается эффективность даже на первых неделях работы
  • Растет доверие, лояльность сотрудников

В этой статье команда кадрового IT агентства RecruitIT расскажет, из чего в 2023 году состоит эффективный онбординг и поделится интересными практиками международных компаний.

Кадровое IT агентство RecruitIT помогает компаниям находить Digital и IT специалистов, а соискателям – построить карьеру мечты, получить желаемый оффер и разобраться в трудностях на работе. Подписывайтесь на наш VC и телеграм-канал, чтобы не пропускать полезные карьерные статьи.

Добро пожаловать на борт: из чего состоит онбординг?

Целью онбординга является создание комфортной и продуктивной среды для новых сотрудников, чтобы они могли внести максимальный вклад в развитие компании. По нашим наблюдениям, большинство компаний уверены, что процесс адаптации у них выстроен эффективно, но на деле часто бизнесу не хватает системности.

Если планируете разработать или доработать онбординг, то следуйте чек-листу:

  1. Поставьте цели онбординга. Включите в список не только знакомство с компанией и задачами сотрудника, но и погружение в стратегию бизнеса (куда и зачем идет компания) и в корпоративную культуру (что принято, а что нет)
  2. Проведите анализ текущего процесса адаптации. Выполняются ли цели, где есть проблемы?
  3. Составьте EJM (Employee Journey Map) – путь сотрудника от оффера до окончания испытательного срока (можно и дальше). Включите в него метрики прохождения испыталки.
  4. Выберите инструменты онбординга и составьте сценарий обучения: чат-боты, видео-инструкции, Wiki, наставничество и т.д.
  5. Спроектируйте финальную версию онбординга, включая EJM и сценарий обучения.

Условно, онбординг можно поделить на 4 больших элемента задач.

  • Преонбординг - подготовка к приему нового сотрудника

Сегодня онбординг сотрудника начинается еще на этапе финальных интервью. То, как ведет себя команда, какие ценности и атмосферу транслирует – все это во многом зависит не только на принятие оффера кандидата, но и на процесс будущего вливания в команду.

На этапе преонбординга HR менеджер:

  • регулярно поддерживает связь с сотрудником после принятия оффера: уточняет, как дела на текущем месте работы, успевает ли он закончить свои дела и пр.
  • помогает собрать необходимые документы для трудоустройства
  • периодически делится новостями компании
  • отвечает на возникающие вопросы, создает ощущение присутствия в жизни кандидата, дает понять, что его ждут в команде
  • договаривается о дате первого рабочего дня, транслирует примерный план
  • прорабатывает страхи и сомнения, готовит к плавному погружению в работу
  • собирает необходимые доступы, настраивает автоматические рассылки (если есть)
  • вводит в курс дела команду, готовит наставников
  • собирает рабочее место сотрудника, welcome pack

Это относительно базовый список задач, который важно выполнить перед первым рабочим днем. Кстати, если компания работает с кадровым агентством, то часть задач можно смело делегировать. Например, команда RecruitIT ведет кандидата до конца испытательного срока, помогая с его адаптацией.

  • Введение в команду

Важно представить нового сотрудника всем членам команды и организовать небольшое мероприятие или встречу для того, чтобы сотрудники могли познакомиться и установить первичные контакты. На этой встрече рассказать, как устроена компания, к кому и по каким вопросам обращаться, как работает компания и пр.

От любви до ненависти один онбординг
  • Обучение и обратная связь

Новый сотрудник должен познакомиться со всеми инструментами и процессами, которые применяются в компании. Также важно предоставить ему возможность задавать вопросы и получать обратную связь для повышения его эффективности и уверенности в работе.

  • Менторство и поддержка

Назначение опытного сотрудника в качестве ментора для новичка помогает в интеграции и более быстрой адаптации. Ментор может помочь новому сотруднику понять организационные процессы, динамику команды и дать рекомендации по развитию карьеры.

  • Метрики

Бизнесу важно четко определить и транслировать ожидания от кандидата. По истечению испытательного срока обсудить результаты и сформировать следующий roadmap развития сотрудника.

Каждый элемент может быть выполнен в своем формате (живые встречи или автоматизация) и с применением разного рода инструментов, например, видео, аудио, тренинги, статьи, презентации, которые собраны на единой платформе, ритуалы, welcome-встречи, мерч, чат-боты, рассылки и пр.

Как делать не надо

В онбординге есть много коварных поворотов, где компании совершают ошибки. Основная причина – непонимание потребностей новых сотрудников, их мотивации и страхов. Попробуйте поставить себя на место новичка и пройти этот путь за него. Комфортно, понятно, эффективно? Скорее всего, вы найдете узкие места.

По нашему опыту чаще всего в процессе адаптации встречаются 4 ошибки.

  • Хаос и отсутствие структурного плана

Разрозненные документы, беспорядочные сообщения, задачи с разных сторон, новые лица и непонятные встречи. Все это пугает новичков, а значит эффективности от них ждать придется не скоро.

От любви до ненависти один онбординг
  • Работать в боевом режиме с первого дня

Если не дать человеку возможность познакомиться с компанией, коллегами, понять свою роль, инструменты и корпоративные нормы – то это усилит тревогу и давление на человека в первый день. Начните с небольших задач, а со временем сможете доверить более крупные проекты.

  • Полагаться на контент вместо общения

Эффективный онбординг требует времени от руководителей и новых сотрудников. Чтобы облегчить этот процесс, можно прибегнуть к чат-ботам, руководствам, видеоурокам или вебинарам, чтобы познакомить новых сотрудников с компанией. Но не стоит оставлять новичка надолго с видео и текстами, важно показать лицо компании и команды. Ведь за делом стоят люди, и часто сотрудники выбирают компании из-за ее команд.

  • Торопиться

Некоторые компании онбордят новичков по 6 месяцев. Продолжительность программы в течение длительного периода объясняется тем, что для реальной продуктивности сотруднику нужно больше времени. В попытках побыстрее встать на рельсы компании забывают о потребностях сотрудников, те начинают нервничать, а проигрывают обе стороны.

Мы разобрались с тем, как выглядит онбординг и каких ошибок стоит избегать. Предлагаем подсмотреть особенности программ адаптации, которые помогают известным компаниям достигать успеха.

Особенности онбординга в известных компаниях

Не зря цитата СЕО Campbell’s Soup, крупнейшего в мире производителя супов, пользуется такой популярностью: «To win in a marketplace, you need to first win at your workplace» («чтобы выиграть на рынке, сначала нужно выиграть на своем рабочем месте»). Это понимает любая крупная компания, поэтому уделяет важное значение адаптации новых сотрудников. В этой статье мы собрали 5 интересных кейсов.

От любви до ненависти один онбординг

Zapier – не кидают сразу в бой

Сервис автоматизации бизнес-процессов известен масштабами распределенной команды. На момент написания статьи в компании работают больше 350 сотрудников в 23 странах. Поэтому, компания выбрала для онбординга стратегию плавного погружения, чтобы снизить тревогу от новой работы:

  • первая неделя посвящена знакомству с компанией и командой: сотрудники изучают инструменты и системы, необходимые для успешного выполнения задач, а также стратегическое видение компании на ближайшие годы;
  • вторая неделя начинается с выполнения небольших задач;
  • на третьей новички погружаются в работу с другими командами над межфункциональными проектами.
От любви до ненависти один онбординг

Онбординг приносит компании хорошие результаты, поскольку у новых сотрудников есть время для адаптации в новой роли без перегрузки информацией и избыточных процессов.

Buffer – система 3 наставников

Для плавного погружения в корпоративную культуру Apple придумали систему iBuddy. К новым сотрудникам приставляется опытный член команды (но не из основной команды сотрудника), который рассказывает о компании, культуре, традициях. 30 лет спустя после запуска системы, ibuddies по-прежнему актуальны и были приняты несколькими другими компаниями, такими как Buffer – известная по всему миру благодаря своим продуктам для социальных сетей.

Первоночальный онбординг Buffer длился 45 дней и был похож на интенсивный курс, но компания быстро отказалась от этой идеи. Пересмотрев онбординг компания включила в процесс 3 наставников:

  • Руководитель по найму (hiring manager)
  • Наставник по корпоративной культуре (culture buddy)
  • Наставник по должности (role buddy)

Кроме наставничества, всем новым сотрудникам предоставляется доступ к одной центральной онбординг базе знаний, где можно найти ответы на самые часто задаваемые вопросы. Сотрудники получают информацию постепенно, а поддержка в виде наставников помогает влиться в команду.

Salesforce – игра вместо онбординга

CRM система известна своим уникальным подходом к онбордингу, который называется "Trailhead". Trailhead - это образовательная платформа, разработанная Salesforce, которая предоставляет новым сотрудникам возможность изучать различные навыки и технологии, необходимые для работы в компании. Она также включает игровые элементы и награды, чтобы сделать процесс обучения более интересным и вовлекающим.

От любви до ненависти один онбординг

Геймификация снижает стресс и позволяет сотрудникам в позитивном формате влиться в процессы.

Google – ответственность за онбординг лежит на руководителе

Если бы вы были руководителем в Google, то за 24 часа до начала работы нового сотрудника получили бы автоматическое уведомление с 5 задачами:

  • Назначить новому сотруднику наставника
  • Обсуждение роль и задачи
  • Познакомить с командой
  • Назначить регулярные встречи на ближайшие 6(!) месяцев
  • Подчеркнуть важность обсуждения возможных проблем

Поскольку основная ответственность за процесс интеграции лежит на руководителе, новый сотрудник узнает больше практической информации о своей роли и обязанностях из первых уст. В ближайшие 6 месяцев руководитель будет постоянно с ним на связи.

Поделитесь в комментариях, как проходил ваш онбординг в компании? Как считаете, в каком формате компаниям стоит адаптировать новичков?

Если ищете сотрудников, которые быстро вольются в рабочие процессы – оставляйте заявку на подбор. Команда RecruitIT быстро найдет нового члена команды и возьмет на себя большинство задач по адаптации.

Ищете работу, но пока безуспешно? Приходите на карьерную консультацию. Эксперты RecruitIT помогут составить комплексную стратегию поиска, которая поможет найти работу мечты.

44
Начать дискуссию