Чек-лист: SEO во время разработки сайта

Что учесть во время разработки, чтобы вывести сайт в топ поиска

Чек-лист: SEO во время разработки сайта

Чтобы привлечь целевую аудиторию и добиться максимального охвата, сайт должен занимать высокие позиции в поисковых системах. Для этого его нужно оптимизировать еще на этапе разработки.

В другой статье мы подробно рассказали, как подготовиться к SEO-оптимизации: определиться с целями, проанализировать рынок, собрать информацию по сайту.

В этой статье рассмотрим технические аспекты, которые нужно учесть во время разработки. Если ими пренебречь, сайт придется переделывать. Если же уделить им должное внимание, сайт будет лучше ранжироваться поисковиками.

Учитывать в коде теги, заголовки и внутренние ссылки

Они помогают роботам сканировать сайт и понимать его структуру. Например, нужно грамотно заполнять тег title, применять структурированные списки, использовать метатеги: description, robots. Структура заголовков должна быть четкой и понятной как для пользователей, так и для поисковиков.

Настроить единые стили

Каскадные таблицы стилей, или CSS, — это код, который отвечает за внешний вид сайта. CSS можно использовать, чтобы упростить навигацию или управлять объемом контента, к которому поисковый робот может получить доступ. Правильный порядок загрузки стилей влияет на то, как сайт видят поисковики.

Сайт и его CSS
Сайт и его CSS

К основным стилям относятся ссылки, списки, цвета, расположение элементов. Их лучше размещать вверху страницы. Так браузер сможет быстро применить эти стили и отобразить содержимое.

Внешние стили, например иконки, можно загружать асинхронно, или отложенно. Это помогает не блокировать отображение основного контента.

Разработать и настроить карту сайта

Она предоставляет поисковым роботам список всех страниц и информацию о структуре сайта. Иногда поисковики обращаются к ней, чтобы проиндексировать содержимое.

Карту нужно обновлять, когда страницы добавляются или удаляются. Если этого не делать, могут возникнуть проблемы. Например, пользователь открывает страницу, которая была удалена, но осталась в карте. Он видит классическую ошибку 404 и уходит с сайта. Для интернет-магазина это потеря потенциального клиента.

Поисковики анализируют такое поведение и понижают репутацию сайта, если оно встречается часто. Чтобы решить проблему, разработчики настраивают автоматическое обновление карты, переадресацию или умную страницу 404. Она не ставит в ступор пользователя при посещении удаленной страницы, а предлагает решение.

Пример страницы 404 от Dribble. Сайт предлагает поиграть: выбрать цвет и кликнуть на окошко с дизайном. Пользователь попадает на страницу со случайной иллюстрацией и дальше может взаимодействовать <span>с сайтом как обычно</span>
Пример страницы 404 от Dribble. Сайт предлагает поиграть: выбрать цвет и кликнуть на окошко с дизайном. Пользователь попадает на страницу со случайной иллюстрацией и дальше может взаимодействовать с сайтом как обычно
Сделать понятную навигацию

Основные разделы сайта должны быть заметны и доступны максимум в 3 клика. Подразделы и второстепенные страницы могут быть расположены в выпадающих меню.

Все продукты или услуги компании могут быть сгруппированы в одном разделе меню, а информация о компании и контактные данные — в другом.

Элементы, которые чаще всего используются, должны быть расположены ближе к началу меню. Например, главная страница или страница со списком продуктов может быть первой, а страница с контактной информацией — последней.

Подключить файрвол-сервисы

Вот, например, что делает файрвол-сервис Antibot Cloud:

  • Отсекает ботов и парсеров, которые нагружают веб-сервер. Из-за них сайт медленно загружается.
  • Не дает воровать контент. Без защиты злоумышленники могут полностью или частично скопировать сайт.
  • Защищает от скликивания — негативной накрутки поведенческих факторов.
  • Защищает от сервисов анализа и конкурентной разведки, которые автоматически сканируют данные сайта. С их помощью компании собирают данные своих конкурентов, чтобы улучшать свои сайты. Такие данные можно собирать и вручную, тогда файрвол не поможет. Но такой подход требует очень много времени, поэтому конкурентам проще исключить сайт с файрволом из анализа, чем тратить время и силы на обход защиты.
В дизайне ориентироваться на лидеров в поисковой выдаче

В начале проекта специалист по SEO проводит конкурентный анализ — составляет список сайтов, которые собирают больше всего поискового трафика в конкретной нише. На них можно ориентироваться и по дизайну.

Если дизайн у конкурентов не очень современный, значит, в вашем проекте тоже не стоит делать анимацию, использовать необычные шрифты и цветовые сочетания.

Бывает, что пользователи в некоторых нишах просто не доверяют сайтам с современным, трендовым дизайном. Яркий пример — похоронный бизнес. Часто сайты в этой нише даже не адаптированы под мобильные устройства и специально имеют неудобную навигацию. Аудитория склонна считать, что у компаний с современными сайтами завышенные цены.

Адаптировать под смартфоны

Зачастую мобильные устройства выступают основным источником трафика во многих нишах, поэтому адаптивная верстка должна быть у любого сайта.

В списке выше нет скорости загрузки

Если сайт хорошо оптимизирован, скорость загрузки уходит на второй план. В справке Google по SEO указано, что сайт с высокой скоростью загрузки и средней оптимизацией будет хуже ранжироваться, чем более медленный, но хорошо оптимизированный конкурент.

Сайт должен быстро загружаться в первую очередь для пользователей — не более 3 секунд. Если пользователю приходится ждать дольше, он закроет сайт, а бизнес потеряет потенциального клиента.

Как работать со скоростью:

  • Использовать Google Tag Manager — сервис, который сжимает коды тегов и использует кэширование, чтобы уменьшить объем передаваемых данных.
  • Оптимизировать код по стандартам Google, чтобы первый экран и каждая страница сайта быстро отображались.
  • Использовать Google Search Console. В отличие от тестов Webpage Speed он учитывает параметры реальных пользователей:
  • Сервис собирает данные из браузера Google Chrome, в том числе скорость загрузки всех сайтов, на которые пользователи заходят. Затем агрегирует эти данные и распределяет по дашбордам в Search Console по каждому сайту. Так можно отслеживать, какие страницы загружаются быстро, а какие медленно.
  • Оптимизировать базу данных. Самые быстрые сайты — без базы данных. Но в случае с интернет-магазином отказаться от БД не получится: без данных о клиентах, заказах и платежах бизнес не сможет работать. Чтобы база данных не замедляла работу сайта, ее нужно оптимизировать — удалить старые плагины и данные. Сделать это быстро можно с помощью специальных плагинов. Например, для WordPress есть WP-Optimize и WP-Sweep.
  • Отказаться от популярных решений типа WordPress и использовать легкие фреймворки или статические HTML-сайты.

6 полезных SEO-советов

1. В разработке опираться на справку Google по поисковой оптимизации. Информация у Google организована понятнее, чем в аналогичном документе Яндекса.

Справка помогает эффективно оптимизировать код сайта для лучшего ранжирования. Там есть рекомендации с примерами по структуре сайта, метаданным, контенту, ссылкам. Если алгоритмы поисковиков поменялись, информация об этом тоже появится в справке.

2. Не подходить к каждому проекту как к шаблонному. Даже два магазина из одной и той же тематики, ниши и локации могут продвигаться по-разному.

3. Подключать Google Index API и Index Now протокол, чтобы сайт автоматически сообщал поисковым системам об изменениях. Например, о новых страницах.

4. Регулярно анализировать эффект от SEO. Поисковая оптимизация — это стратегия вдолгую. Провести SEO-работы только раз и забыть о них не получится.

Регулярный SEO-анализ поможет понять, какие позиции занимает сайт и его конкуренты, какие страницы сайта привлекают больше органического трафика. Если рейтинг сайта начнет снижаться, получится вовремя это заметить и выявить причины. Например, изменить контент или адаптировать сайт под новые алгоритмы поисковиков.

5. Изменения на сайте всегда начинать с анализа. Например, если необходимо добавить новую категорию товаров, анализ поможет выяснить, продвинется ли она внутри этого сайта или нужно делать отдельный.

6. Не вкладываться сильно в дизайн на старте. Поисковики не учитывают, насколько на сайте красивый дизайн, логотип и шрифты. Людям важнее цена товара, удобный каталог и навигация. Чем проще и понятней, тем лучше — и для людей, и для машин.

Статья написана при участии SEO-эксперта Артема Акулова
Продвигает собственные и клиентские проекты с 2014 года. Большая экспертиза в продвижении крупных интернет-магазинов, порталов и контентных сайтов. Автор методик по улучшению поведенческих факторов и защите сайтов от негативных ботов, спама и парсеров. Блог Артема
11
Начать дискуссию