Стоит ли проводить внутренние хакатоны?

Хакатон — популярное событие в IT-сфере. Крупные компании регулярно выступают организаторами и спонсорами таких мероприятий. Не менее редкое явление — внутренние хакатоны, которые компании проводят исключительно среди своих сотрудников. Преимущества масштабных мероприятий понятны: это канал для рекламы и продвижения компании как IT-бренда, нередко — возможность для поиска и найма талантливых разработчиков, и конечно, развитие IT-сообщества.

Польза внутренних хакатонов тоже вполне очевидна — все та же поддержка коллектива, формирование лояльности, проба новых технологий. Но все это на поверхности и не отвечает на массу вопросов, которые могут возникнуть у того, кто только думает внедрять такие мероприятия в своем IT-отделе.

Как организовать внутренний хакатон? Как привлечь сотрудников и нужны ли им подобные мероприятия вообще? Принесет ли это бизнесу какую-то ощутимую выгоду или это скорее расходы и головная боль? Страхов и сомнений много — развеять их можно, только решившись на этот эксперимент. А чтобы вам было легче, я расскажу, как хакатоны проходят у нас в ATI.SU и какие профиты мы от этого получаем.

Для начала представлюсь. Меня зовут Галина, я занимаю позицию RTE в отделе разработки «Биржи грузоперевозок ATI.SU» и являюсь одним из организаторов внутренних хакатонов. Мы проводим марафоны разработки уже более 4-х лет и накопили достаточно доказательств, что подобные мероприятия стоят тех усилий и денег, которые мы в них вкладываем. Но обо всем по порядку.

В ATI.SU хакатоны регулярное и любимое всеми мероприятие. Путем экспериментов мы выбрали для себя классический формат — 48-часов. Хакатон проходит всегда в рабочие дни. На период марафона весь отдел получает добро от руководства забыть о задачах и спринтах и заняться собственными идеями. И ни один релиз до сих пор не пострадал.

Во-первых, мы ловко интегрировали хакатон в свои рабочие процессы. Даты проведения объявляем заранее, за 1-2 месяца, так что команды легко могут учесть это при планировании релизов. Во-вторых, проекты, которые участники представляют на хакатоне, достаточно близки к основным целям бизнеса и разработки. В итоге у нас не осталось сомнений: такой подход не вредит работе отделов, а, напротив, способствует улучшениям.

Стоит ли проводить внутренние хакатоны?

Еще одним открытием для нас стало желание участников решать некоторые «боли» отделов, оптимизировать рутинные задачи. Просто чтобы облегчить работу коллег. Например, на одном из хакатонов было представлено решение по распознаванию текстов с платежек для финотдела. Теперь бухгалтерии не нужно заниматься этим процессом вручную — проект был завершен и успешно применен в работе. И это далеко не единственный пример. Команды писали slack-ботов для HR-отдела, инструменты для разработчиков, сервис для корпоративной библиотеки, карту офиса и т. д. Что-то полезное для отделов участники представляют регулярно.

Не остается без внимания и бизнес в целом. На каждом хакатоне у нас есть несколько проектов — не обязательно из числа победителей, — которые обращают на себя внимание руководства. Такие идеи уходят на поддержку в обычном рабочем режиме и уже в рамках спринтов доходят до продакшна. Цепочки грузов, Тракмаркет, ATI-водитель — как раз из числа хакатоновских проектов, которые успешно пополнили список сервисов ATI.SU.

И здесь сразу хочется отметить, что у нас нет какого-то специального требования пилить для бизнеса. Каким проектом заниматься на хакатоне — дело всегда добровольное. Конечно, наши руководители тоже предлагают задачи на реализацию, но и идеи участников почти всегда соответствуют текущим планам. А порой, как отмечает руководство, даже опережают их собственные цели. Такие амбициозные и меткие они бывают.

Если вы все еще опасаетесь, что хакатон сильно отдалит ваших сотрудников от продуктов компании и актуальных проблем — не стоит. Как показывает практика большинству участников гораздо интересней работать с идеями, которые потом могут получить жизнь и развиваться в пределах компании дальше.

Стоит ли проводить внутренние хакатоны?

Но это все про пользу для бизнеса и отделов, а что насчет самих участников, что мотивирует их?

Хакатон дает отличную возможность бросить себе вызов, поэкспериментировать и осознать на что ты способен. И наши участники действительно, используют это время в том числе для того, чтобы проявить себя.

Например, разработчики могут заняться не бэком, а фронтом (и наоборот). Тестировщики пробуют себя в UI/UX-дизайне, или берут бизнесовую часть проекта, т. е. занимаются аналитикой и кастдевом. Нередко сами садятся писать код. Был случай, когда за код взялись дизайнер и редактор. Оба представили в финале работающие решения, чем впечатлили наш IT-отдел. Вот вам сразу и еще один профит: хакатон отлично раскрывает таланты.

Мы задумывали хакатон как возможность встряхнуться, переключить внимание и попробовать что-то новое. А сейчас можем с уверенностью сказать, что общими усилиями смогли сделать не просто развлекательное мероприятие, но и рабочую площадку для решения амбициозных задач и реализации потенциала.

Стоит ли проводить внутренние хакатоны?

Конечно, помимо возможности отвлечься от рутины и сделать что-то свое, участников нужно подбадривать и чем-нибудь более материальным. А так как в ATI.SU хакатон — мероприятие совсем не редкое, мы практикуем разные форматы наград. Так, хакатоны с денежным призовым фондом — мы называем это событие «баблотон» — проводятся раз в год. А фановые с символическими призами — два раза.

Такое распределение экономично и помогает периодически снижать градус соперничества, поддерживать приятную атмосферу марафона. Конечно, и на призовом формате имеет место азарт и желание одержать победу. Но все хорошо в меру. Вариативность призов как раз и помогает эту меру поддерживать.

Что касается денежного фонда, то тут все довольно просто — он объявляется на старте и в финале разделяется между победившими командами. А вот про призы ради фана хочется рассказать отдельно. За прошедшие годы у нас накопилось много интересных примеров. Было все: от настолок и надувных рыб до сертификатов на командные активности или рестораны. Сейчас остановились на кубках за 1-3 места и ящиках с хорошим пивом. Звучит пустяково, но заходит хорошо. Кубок остается на память и подтверждает качество проектов, а пиво — выступает поводом собраться после финала на кухне, пообщаться и приятно провести время. Думаю, не стоит говорить, что такие спонтанные корпоративы хорошо сплачивают коллектив.

Стоит ли проводить внутренние хакатоны?

Мы с самого начала придерживаемся формата с 3-мя призовыми местами. На первых хакатонах награды распределялись по номинациям, но от этой идеи быстро отказались в пользу формата с общим первенством. Тут никаких хитрых причин, мы просто собрали обратную связь и поняли, что этот вариант нравится больше.

Победителей всегда определяет жюри. В составе традиционно руководители компании и кто-то из отдела разработки, чтобы оценить проекты, в том числе с технической стороны. Обычно жюри ставит оценки по 10-балльной шкале по 3-м критериям: соответствие бизнес-направлениям, техническая реализация и качество демо и презентации. Естественно, критерии могут быть любыми. Выбирайте те, которые приоритетны для вас, но обязательно объявляйте о них заранее, чтобы участники с самого начала знали, на что делать упор. Прозрачная система оценивания очень важна, и чем выше ставки и круче проекты, тем большего внимания она требует.

По нашей системе оценок победителями становятся те команды, которые в сумме по всем критериям набирают наибольшее количество баллов. Именно они разделяют между собой призовой фонд или становятся обладателями шикарных победных кубков. Кстати, мы их печатаем сами на 3D-принтере, сами красим в золото, серебро и бронзу соответственно. Как вы понимаете, мы очень увлечены процессом организации хакатонов: )

Стоит ли проводить внутренние хакатоны?

Ну и напоследок не могу не упомянуть наш мерч, который настолько крут, что и сам по себе — хорошая мотивация на участие. Если призовые кубки и денежный фонд отходят исключительно победителям, то футболки неизменно достаются каждому участнику. Те, кто с нами уже давно, и не пропускают ни один марафон разработки, могут похвастаться внушительной и стильной коллекцией. Конечно же, мерч не повторяется и создается под каждый хакатон.

Дизайном футболок обычно занимаются наши проектировщики интерфейсов. Они же помогают с материалами для привлечения участников: делают баннеры в стиле мерча для размещения на тестовом стенде сайта, плакаты, которые мы вешаем в офисе. Пару раз мы выпускали тематические стикеры, был опыт стилизовать блокноты, кружки, ручки, рюкзаки. Но именно футболки с разных хакатонов мелькают в офисе чаще всего.

В этом однозначно есть что-то особенное: встречаешь коллегу в футболке с андеграунд хакатона и понимаешь, что трудишься с ним бок о бок вот уже два года. Вроде мелочь, но всегда приятно осознавать, что с компанией и ее людьми тебя связывает какая-то история и необычный опыт.

Кстати, друзьям из других компаний тоже всегда приятно рассказать, откуда такая крутая футболка: «Получил на корпоративном хакатоне». Вот и возможность заявить о внутренней культуре своей компании. Так что однозначно рекомендую уделять атрибутике и сувенирам должное внимание.

Стоит ли проводить внутренние хакатоны?

В ATI.SU хакатон уже давно стал неотъемлемой частью корпоративной культуры. И чтобы поддерживать это мероприятие на должном уровне, собралась постоянная команда организаторов из шести человек. У нас даже есть свои ритуалы: ретроспективы с разбором обратной связи от участников, еженедельные встречи, чтобы обсудить планы и задачи. Иными словами, мы серьезно подходим к этому делу.

Процесс организации хакатонов затягивает, хотя признаем, что это не самая легкая задачка. Мы набили шишек и, вероятно, набьем еще, потому что каждый раз стремимся делать хакатон круче и привлекать все больше участников. И конечно, одна из целей нашей команды — организация внешнего хакатона с привлечением сторонних специалистов. Руководство тоже заинтересовано такой инициативой. Так что оставайтесь с нами и подписывайтесь на инстаграм организаторов, ведь мы обязательно будем об этом рассказывать.

3535
Начать дискуссию