«Проекты с данными и UI истории» или как сделать кейс с реальными цифрами, не имея денег

Всем салют! Меня зовут Сергей, и я работаю продуктовым дизайнером около 5 лет, 4 из которых — работа на разных продуктах, в том числе и фриланс.

Я хочу поделиться довольно нетривиальным опытом с кейсами на Behance и показать, чем они отличаются от красивых картинок.

Вообще, идея этой статьи появилась уже после того, как я в нескольких компаниях отсобеседовал дизайнеров либо на своё место перед уходом, либо себе в пару. В общем, статья про то, как сделать рабочий кейс, не имея команды и денег.

«Проекты с данными и UI истории» или как сделать кейс с реальными цифрами, не имея денег

В чем, собственно, идея 🤔

Все мы используем Behance и Dribbble, чтобы найти красивые картинки, когда нам нужны вдохновение и идея. Цветовая палитра шикарная, шрифты заряжены, скрины упакованы в крутые мокапы, что не так? Согласен, кейс крутой, но отсутствие процесса мышления и пруфов делает кейс обычной картинкой. Уйдем поподробнее в суть.

Суть дизайна 🎯

Дизайн появился тогда, когда появилась конкуренция на рынке и, возможно, уйдёт тогда, когда пропадёт конкуренция. Этого мы в обозримом будущем не дождёмся, так что продолжаем работать в традиционных для нас плоскостях, то есть — решать проблемы. Опять же, мы (дизайнеры) либо что-то придумываем, либо улучшаем что-то уже реализованное.

  • Улучшение. У нас есть приложение. Неважно что оно делает и из какого сегмента рынка. Допустим, в нем есть список карточек товаров, анкет или чего угодно другого. Мы просим аналитика выгрузить нам воронку на основной сценарий (проще говоря: сказать, сколько людей у нас зашло на первый экран приложения и сколько из них дошло до целевого экрана, например, до оформления заказа). По воронке мы видим, что именно на экране со списком карточек у нас отваливается неприлично большая часть наших пользователей. Значит, у нас объективно есть проблема на этом экране. Мы берём этот экран, изменяем его и тестируем. Так выглядит улучшение того, что уже имеется. Улучшение может иметь вид как изменения карточки или даже одной иконки, так и редизайн всего сайта или приложения.
  • Изобретение. Разберем сразу на конкретном примере. До момента когда у каждого встречного прохожего в руке смартфон, все прекрасно жили без этих маленьких мощных компьютеров. Люди так же дружили, учились, строили карьеру, создавали семьи и т. д. Но начиная с 2000-х, производители телефонов стали пытаться уместить в «звонилку» возможности персонального компьютера (кому интересно подробнее, ссылка на википедию). Все это спустя несколько лет переросло в то, без чего мы сегодня не представляем и дня жизни. Проще говоря, проблемы как таковой не было, но как только люди об этом узнали, они осознали необходимость этих вещей.

Так же и мы с вами — можем создавать продукты которых еще нет, но которые могут улучшить жизнь наших будущих пользователей.

Резюмируем: у людей либо есть проблема и мы её решаем, либо проблемы нет, но мы чем-то новым улучшаем их жизнь. О втором как раз я и хочу рассказать.

Каждый раз когда заходишь на Behance, ты видишь в целом одну и ту же историю: красивая картинка и все. Почему так мало кейсов с реальными данными и рабочими сценариями? Окей, вы мне скажете «Серёг, да где мы тебе достанем эти реальные данные?! ». Отвечу: вокруг вас. Все что вам как дизайнеру нужно — аудитория, которая является целевой для вашего крутого решения. Рассказываю что делать.

«Проекты с данными и UI истории» или как сделать кейс с реальными цифрами, не имея денег

Алгоритм работы 🔥

Алгоритм действий достаточно прост:

  • Вы находите проблему, либо придумываете что-то;
  • Исследуете рынок;
  • Строите прототип и тестируете его;
  • Собираете красивый кейс и расписываете как исследовали.

Теперь познакомимся с каждым пунктом подробнее.

1 — Нахождение проблемы или изобретение 👀

Самая сложная часть. Безусловно, всегда проще в очередной раз перерисовать фейсбук или что-то известное, но мы же тут за реальными кейсами. На помощь нам приходят сессии брейншторма.

Брейншторм (или мозговой штурм) — метод генерации идей, в котором участникам на протяжении заранее установленного времени запрещается как-либо критиковать идеи друг друга. Причём нельзя как критиковать, так и хвалить. Обычно, спустя несколько минут шторма, у вас появляется много разных идей. Выбирайте любую и делайте.

Для мозгового штурма можно взять любого человека будь то друг, коллега, одногруппник, одноклассник — неважно. Конечно, всегда лучше если этот кто-то — ваш коллега по цеху или разработчик (то есть тех, кто понимает технические ограничения в реализации), но такая возможность есть не всегда.

Если возможности поштормить у вас нет, то генерить идеи придется самостоятельно. Не то чтобы это сильно сложнее, просто придется не критиковать себя и сразу записывать все мысли, что появляются в голове.

Пример 1: Испытываете проблемы при подсчете суммы перевода, когда заказываете вместе с друзьями доставку еды? Решите этот вопрос.

Пример 2: Вам надоело каждый раз составлять список покупок в магазине? Придумайте приложение, которое бы собирало этот список за вас основываясь на каких-то вводных данных (например, на количестве проживающих людей в квартире и приемах пищи в день).

И этот список можно придумывать до бесконечности, но главная идея в том, что вы думаете и решаете проблему.

2 — Исследование рынка 🔎

Бывает так, что вы придумали крутую идею, сделали, а её не оценили. Все из-за того, что вы не посмотрели наличие подобных решений на рынке.

Всегда существуют какие-то аналоги или хотя бы что-то смежное и хорошо бы все это находить. Как минимум, вы найдёте плюсы и минусы конкурентов и с этими данными можно действительно круто усилить вашу идею. В худшем случае вы убедитесь, что этой проблемы нет или её уже решили, и не будете тратить своё время на заранее бесполезную историю (что безусловно больше плюс чем минус).

В исследовании рынка нам помогут три вещи: бенчмаркинг, опросники и интервью. Теперь по порядку.

Бенчмаркинг — вид исследования рынка, в котором вы смотрите на продуктовые решения конкурентов и сравниваете их.

Банально делая скриншоты, вы сможете сравнивать конкурентов, найти закономерности (так называемые best practices) и выделить их плюсы и минусы.

Опросники — это вид количественного исследования, в котором вы собираете статистику опираясь на сравнительно большое количество пользователей.

Они помогут нам узнать мнение большинства в том или ином вопросе касаемо нашего будущего продукта. Важно понимать тот факт, что опросники покажут ситуацию в общих чертах. Если нужна более глубокое понимание в конкретном вопросе, то нужно использовать глубинки (об этом чуть ниже).

Вообще, я собираю опросники с целью набрать минимум 100 человек. Где-то даже было объяснение тому, что это минимальное количество людей на количественных исследованиях, но пруф кинуть не смогу — ссылка утеряна😢.

Здесь я могу дать два совета:

  • Не задавайте вопросов, которые бы заранее «намекали» на нужный ответ (пример: насколько хорошо вы знаете математику? Вместо этого: как вы оцениваете свои знания по математике?);
  • Добавьте необязательный к заполнению блок с возможностью оставить вам свои контакты (это понадобится нам в дальнейшем).

Вообще, по составлению вопросов есть отличная книга «Роб Фитцпатрик — Спроси маму». Горячо рекомендую к прочтению, тем более она маленькая. Для этого вида исследования прекрасно подходят Google Forms.

Интервью — вид качественного исследования, в котором вы общаетесь с конкретным человеком на конкретную тему.

Это поможет нам углубиться в мысли нашей целевой аудитории и поможет узнать интересные тонкости и детали. Опять же, я беру примерно 4–7 человек. Вообще, 5 человек — оптимальное количество с точки зрения Якоба Нильсона. 1–2 человека — мало (можем упустить интересные данные); 14–15 — много, так как данные начнут повторяться.

График зависимости получения новых проблем от количества интервьюируемых пользователей по Якобу Нильсону
График зависимости получения новых проблем от количества интервьюируемых пользователей по Якобу Нильсону

Советы:

  • Записывайте на диктофон диалог. Если нет такой возможности, то постарайтесь делать какие-то заметки по ходу разговора. Нам важно не потерять данные;
  • Не задавайте закрытые вопросы (на которые можно ответить «да/нет»);
  • Опять же, читайте Фитцпатрика.

Для интервью можно использовать любые сервисы (Zoom, Skype, Telegram, прямой звонок по номеру и т. п.), в которых поддерживаются звонки, но заранее продумайте, как будете записывать разговор и составьте небольшой план беседы, чтобы не отклоняться от основной темы.

3 — Построение прототипа и его тестирование 🧪

Останавливаться на построении прототипа я не буду — каждый строит его где и как хочет (я иду сразу через атомарный подход в проектировании и работаю в Figma). Для нас тут интерес представляют именно исследования, которые мы можем провести самостоятельно и бесплатно, а именно:

  • Коридорные тесты — быстро проверить прототип на наличие совсем грубых ошибок;
  • Немодерируемые юзабилити тесты — запускаем сценарий на целевую аудиторию, ставим задачу и смотрим как они справляются сами. В немодерируемых ю-тестах нет нашего присутствия;
  • Те же опросники — помогут собрать обратную связь, например после того как прошли предыдущий тест или помогут ответить на возникшие новые вопросы;
  • 5-sec тесты — вид количественного исследования, в котором пользователю на 5 секунд показывается экран и после задается вопрос, например «какова тематика сайта?». Помогает понять, на что смотрят пользователи и правильно ли мы управляем их вниманием;
  • Preferences тесты — вид количественного исследования, в котором мы показываем варианты экранов / цветовых схем / *что угодно, что можно сравнить* и просим выбрать один вариант. Так, мы понимаем, что для аудитории важнее, красивее и интереснее.

Коридорки проводить можно как через банальную Figma Mirror, так и через сервис Maze. Немодерируемые ю-тесты проводим в Maze. Берём интересующий нас сценарий, делаем прототип в Figma и вставляемся ссылку в Maze. Дальше раскидываем ссылку на тест всем тем, кто подходит под нашу аудиторию.

Пример кабинета во время ю-теста в Maze
Пример кабинета во время ю-теста в Maze

У Maze есть бесплатная триал версия на 1 проект. Этого будет более чем достаточно.

Для 5-sec и Pref. Tests подойдёт UsabilityHub. Все по классике: есть триал версия, но её достаточно. Во всех сервисах есть подробное описание тех или иных видов тестирований и подробная инструкция по их созданию и аналитике.

4 — Упаковка кейса 🎁

Это то, что все мы делаем — пакуем кейс на беханс в ожидании лайков и комментов. Тут все всё знают: )

«Проекты с данными и UI истории» или как сделать кейс с реальными цифрами, не имея денег

Итог и полезные ссылки 🔗

Буду надеяться, что данная статься показала, насколько легко и быстро можно сделать рабочий кейс и подтвердить его данными. В заключении, желаю всем крутых проектов и (на всякий пожарный) делюсь ссылками:

До скорого! 🥑

44
Начать дискуссию