Бизнес-психолог: модное веяние или необходимость?

Бизнес-психолог: модное веяние или необходимость?

В последнее время особо востребованными являются бизнес-психологи. Кто это и какую практическую помощь они могут оказать? Какую цель перед собой ставить бизнес-психология? Давайте разберемся в этом непростом вопросе.

Бизнес-психология не направлена на массовое психологическое воздействие на ее участников. Данная сфера помогает наладить бизнес, особенно если его механизм сложный и многогранный. Известно, что тактика ведения бизнеса является ключевым моментом его успешности. Даже при наличии прочих обязательных составляющих без корректной тактики и командной психологии даже самый прочный и слаженный механизм может разрушиться.

Бизнес-психология занимается изучением закономерностей и факторов, влияющих на успешность ведения бизнеса. Основные задачи данной отрасли психологии – понять, какие именно процессы необходимо модернизировать для улучшения работы той или иной организации, и успешно внедрить их. Квалифицированный бизнес-психолог способен значительно повысить эффективность труда в компании.

Каждая организация имеет свою культуру, внутреннюю коммуникацию, микроклимат, закономерности. Любое предприятие имеет свой образ, и бизнес-психолог необходим для того, чтобы скорректировать его, увидеть явные и косвенные ошибки, провоцирующие те или иные проблемы.

Приведем несколько примеров, которые помогут вам понять, для чего же нужен бизнес-психолог.

Ситуация №1

Речь пойдет о предприятии, специализирующемся на оптовых продажах, а также имеющей несколько точек розничной торговли. В последнее время значительно снизился уровень продаж в компании, что обеспокоило ее владельцев. Штат предприятия укомплектован, практически все работают с самого открытия. На основе бесед с сотрудниками компании психолог составил такой миф:

«Наш коллектив направляется на соревнование в большом, комфортном автобусе. Поначалу мы были настроены на победу, хотели выиграть и добиться результатов. Однако в автобусе настолько привычно и хорошо, что мы уже забыли, куда направляемся. Мы едем и едем по различным деревням, пыльным дорогам и проселкам, наслаждаясь поездкой. Кстати, автобус уже запылился, стал далеко не таким новым, каким был поначалу».

Отдельно стоит отметить, что компания крупная и совершенно не депрессивная. В ней работают квалифицированные, опытные специалисты, ни один из которых не имел упадческого настроения. Все были настроены положительно, с вызовом, были уверенными в собственных силах.

Не нужно разбираться в нюансах бизнес-процессов компании, чтобы понять, в чем же заключается причина снижения продаж. Работа бизнес-психологом в данной ситуации ведется крайне аккуратно, без интервенций. Это важно, ведь у каждого сотрудника сформирована индивидуальная защитная реакция, которая может обостриться при переходе к агрессивной фазе терапии.

В данной ситуации бизнес-психолог проделал огромную индивидуальную работу с каждым сотрудником, что в итоге позволило оптимизировать функционирование компании в целом. Примечательно, что миф был составлен крайне удачно. Владельцы бизнеса являлись очень состоятельными людьми, а их основным увлечением был яхтинг. Свободная энергия директоров была направлена на составление новых маршрутов и других приятных нюансов хобби. Таким образом, они постепенно утратили интерес к собственной компании, которая в мифе выступила в качестве автобуса. При этом они боялись признаться самим себе в этом и испытывали постоянную тревожность, происхождение которой не понимали. Это привело к тому, что компания утратила целевое и энергичное управление. Благодаря помощи квалифицированного бизнес-психолога удалось обнаружить проблему, решить ее и избежать реорганизации персонала в компании.

Бизнес-психология подразумевает работу со всеми участниками процесса. Корректировкам поддаются чувства и эмоции персонала, вследствие чего удается устранить даже неприятные физиологические симптомы. Нередко проблемы находятся на бессознательном уровне. Задача бизнес-психолога – раскрыть их в организационном контексте.

Ситуация №2

Речь пойдет о компании, занимающейся продажей услуг. Целью обращения владельца предприятия к бизнес-психологу было увеличение объемов продаж, повышение эффективности работы и осознанности персонала. Также были высказаны серьезные претензии к скорости и качеству выполняемой сотрудниками работы. Психолог составил следующий миф:

«Компания – это сильное, мощное животное. Хищник, который уверенно чувствует себя в своей среде. У него есть огромный потенциал и потребности, в перспективе – это покорение космических просторов. Физические возможности животного вполне позволяют на такое замахнуться.»

При ознакомлении с сотрудниками компании выяснилось, что миф остался лишь мифом. Оказалось, что мощное животное на самом деле спит, а покорение космоса – лишь его фантазии. На деле хищник совершенно не двигается вперед, топчется на одном месте, причем не очень адекватно. Скорей всего, животное пребывает в собственной вселенной и не способно отличать фантазии от действительности. Собственник бизнеса был в шоке, когда узнал, что персонал на самом деле думает о собственной работе. Это доставило ему огромный стресс, и в итоге команду пришлось расформировать. Да, меры были приняты кардинальные. Директор набрал новый персонал, который со временем смог достичь изначально поставленных целей.

Бизнес-психолог и бизнес-тренер – одно и то же?

На просторах сети можно встретить массу рекламных предложений различных бизнес-тренеров, обещающих впечатляющие результаты и кардинальные изменения уже после двух-трех семинаров. Основная их задача – предоставить сотрудникам компании инструменты и попытаться научить ими пользоваться. Однако на практике люди ходят на подобные мероприятия, как на каторгу, ожидая скорейшего его окончания. Разумеется, никакая информация не усваивается – большинство сотрудников воспринимают это как бесполезную трату времени. То же касается и организаций. Если в коллективе присутствуют депрессивные настроения и состояние усталости, никакой тренинг не спасет от упадка. Задача же бизнес-психолога – устранять причины, а не пытаться работать с последствиями. Он идет гораздо глубже и ищет ресурс в каждом человеке, что в перспективе значительно улучшает усвоение практических навыков.

Нередко проблема заключается в руководителях, а не в персонале. Многие директора и владельцы бизнесов настолько нарциссичны и самоуверены, что одним своим присутствием в здании вгоняют персонал в состояние ужаса. Некоторые даже отказываются от услуг бизнес-психолога, когда специалист озвучивает подобный вердикт, ведь свято убеждены, что проблема заключается не в них. К сожалению, около 70% существующих в России предприятий сталкиваются с подобной проблемой.

Оптимальным решением в данной ситуации может стать делегация основной части руководящих обязанностей менеджерам. Работа бизнес-психолога в таком случае будет не менее продуктивной.

Распространенный пример – управляющий компанией угрожает персоналу гневом директора, который возникнет при невыполнении той или иной задачи. Однако подобные инструменты управления в современной бизнес-модели совершенно не эффективны. Основная задача психолога такой ситуации – наладить систему «от и до». Жесткая, директивная структура должна быть разрушена, а на ее месте в коллективе должна воцариться гармония.

Первое, с чего нужно начинать при таких трансформациях – честное высказывание собственных претензий и ощущений каждого сотрудника. Это может показаться сложно, однако подобный процессуальный подход значительно снижает напряжение в коллективе. В данной ситуации необходимо проводить индивидуальную, кропотливую работу, которая в перспективе поможет компании добиться самых амбициозных целей.

Бизнес-психология – один из самых эффективных инструментов поддержки современного бизнеса. Данное направление подойдет для психологов с недюжинными организационными способностями. Для владельцев бизнеса обращение к бизнес-психологу – отличный способ наладить работу компании и взглянуть на нее более свежим взглядом.

О себе: Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государственный Университет, 2 ступени программы "Московский Гештальт Институт". Стажировки в частных и государственных центрах г.Тольятти, участие в конференциях, семинарах и выездных учебных мероприятиях. Автор публикаций журнала "Психология и я" в рубрике "работа", а так же журнала "Наша психология". Ссылки на другие мои работы а так же мои дипломы вы можете найти в моем личном кабинете на сайте samka.co

Начать дискуссию