Внутри РКН

Лучшее, что случилось с креативной неделей в этом году, — Москва-фест. Чтобы понять почему, надо сделать небольшую ретроспективу.

Игорь М. Намаконов на Российской креативной неделе 2023
Игорь М. Намаконов на Российской креативной неделе 2023

Креативные недели как ивент начались в 2020-м и каждый раз несли заряд на год для деятелей всего сектора.

Первая Неделя проходила в пандемию и запомнилась уже тем, что была единственным событием в Парке Горького в тот сезон. Это был своего рода символ несгибаемости человеческого духа и творчества перед стихией.

Многие тогда отмечали ценность живых встреч, общения и взаимодействия на фоне наступившей тотальной изоляции. А ещё подчеркивали антикризисный дух креативных индустрий, которые проросли на фоне «чернолебяжьего» времени.

Важный вектор, который задали на первом событии, — определение роли государства в контексте КИ. В этой связи запомнился стенд Минпромторга.

Стенд Минпромторга России на Российской креативной неделе 2020
Стенд Минпромторга России на Российской креативной неделе 2020

Важнейшие вопросы, которые были тогда поставлены: что такое креативные индустрии, где там экономика и не заигрываемся ли мы во временные западные течения.

Время быстро показало, что не заигрываемся. И даже «Давно уже пора».

В 2021 году появилась ФКИ, которая впервые объединила деятелей очень разных творческих отраслей. Это было ярким отражением общего хода эволюции среды и показателем формирования нового кросс-индустриального сообщества. Стали активно открываться центры развития КИ в регионах. И к РКН’21 уже отчётливо звучали предметные рекомендации по развитию инфраструктуры.

Вторая креативная неделя прошла в логике рассмотрения необходимых государственных решений для КИ. Осенью того же года Правительством РФ принята Концепция развития КИ с закреплением терминов и перечня ключевых мер развития.

2022-й принёс нового чёрного лебедя — СВО. Мы в ФКИ готовились анонсировать весной отраслевую Конвенцию, которую год разрабатывали экспертной группой во главе с деканом экономического факультета МГУ Александром Аузаном. Пришлось забыть про документ и окунуться в осознание течений нового времени. Кстати, «Красная кнопка ФКИ» появилась как следствие этого осознания.

К моменту третьей креативной недели казалось, что поговорить о КИ предметно не удастся, или мы будем это делать эзоповым языком.

Но антикризисный дух нашего сектора опять проявился.

Вопросы вокруг КИ стали острее и живее. Участники предельно ясно выражались о положении в стране, которое сложилось из-за оттока человеческого капитала и ограниченного экспорта.

Сформировался новый тренд — развитие регионов. Стенд Красноярска возник на площадке как символ региональной инициативы: позволил отработать насущные задачи в расширенном круге экспертов, сработал на сплочение регионального профессионального сообщества.

Стенд Красноярского края на Российской креативной неделе 2022
Стенд Красноярского края на Российской креативной неделе 2022

Ярко о себе заявило профильное образование в формате школ и колледжей по креативным индустриям.

На фоне санкций возникла потребность разворота экспорта на Восток. Но предметных дискуссий на этот счёт ещё не случилось: вихрь изменений летел быстрее осознания нужных действий.

Зато в сентябре Правительством РФ был принят План развития КИ. И это событие уже бесповоротно включило профильные органы власти в развитие креативных индустрий на федеральном уровне.

На региональной креативной неделе в Красноярске организовали читку Плана, чтобы разобраться, как правильно понимать и интерпретировать документ

И вот — 2023 год

Все предыдущие годы неизменно вставал вопрос: как государственная и общественная повестки совместятся на одной площадке?

Всё-таки простым гостям Парка Горького, случайно зашедшим на любую профессиональную панель, сложно сориентироваться и понять предмет. В то же время экспертам всегда хочется поговорить на своём «высоком» уровне о внутрянке.

Напомню, первые три креативные недели проходили на набережной Парка: стояли шатры и павильоны, разделённые на индустрии, а зайти туда могли и участники, и зеваки.

А в этом году наступило разделение столичного масштаба — 27 павильонов по всему городу.

Все экспертные сессии уехали решать отраслевые вопросы и задачи в новый кластер «Ломоносов». А общественные и популярные вопросы получили свои тематические стенды в различных пространствах и зонах столицы.

Одна из площадок Москва-феста 2023
Одна из площадок Москва-феста 2023

И это дало абсолютно новое дыхание теме.

Создание ореола доступности каждому — принципиальнодля креативных индустрий.

Интерес общественности важен как с точки зрения расширения значимости темы, так и с чисто прагматической — формирования спроса на российские креативные продукты. Россияне мало знают о том, как много производится в нашей стране. Посмотрите хотя бы нашу онлайн-витрину или сотни лидеров.

Презентация WONDERUSSIA на Москва-фесте
Презентация WONDERUSSIA на Москва-фесте

Ключевые профессиональные процессы уже запущены и нужно дальше их подкручивать и настраивать (посмотрите План).

В частности, на четвёртой креативной неделе случилась результирующая экспертная дискуссия по новому отраслевому закону. Но его обсуждение началось ещё во время второй РКН. И такие вопросы уже точно не должны проходить в открытом общественном месте.

А что же началось на деконструированной креативной неделе 2023 года? И тут я возвращаюсь к началу этого поста: случился Москва-фест.

Это осознанный шаг по популяризации сектора.

Во что это выльется уже через год, трудно предсказать. Но что бы я хотел увидеть в обозримом будущем — масштаб и характер Голландской недели дизайна, когда целый город становится огромной площадкой для креативных решений и продуктов.

И, конечно, павильон Таиланда в Парке Горького — это тоже отчётливый сигнал.

Сигнал новых международных отношений.

Я могу уверенно об этом говорить, поскольку за неделю форума провёл несколько переговоров с зарубежными делегациями. Но это уже история следующей креативной недели.

P. S.

Если интересно детальнее погрузиться в то, как устроена ФКИ внутри и снаружи, рекомендую прочитать моё большое интервью в новом номере журнала «Университетская книга», который скоро выйдет.

Во имя добра и креативности :)

Начать дискуссию