Когда вы “лайкаете” фотографию на сайте знакомств. Что происходит за кулисами. Мировые теории, исследования в области выбора партнера.

Когда вы “лайкаете” фотографию на сайте знакомств. Что происходит за кулисами. Мировые теории, исследования в области выбора партнера.

Рольф Зидлер (Rolf Ziegler) предложил свою теорию выбора брачного партнёра, которая часто рассматривается как важный вклад в социологию семьи и брачных отношений. Зидлер попытался объяснить, как и почему люди выбирают своих брачных партнеров, опираясь на структурные и социальные факторы.

Основные положения брачной теории Р. Зидлера

Теория социального обмена (Social Exchange Theory):

Зидлер основывался на идее, что брачные отношения можно рассматривать как форму социального обмена, где каждый партнёр пытается максимизировать свои выгоды и минимизировать затраты. В этом контексте партнёры оценивают друг друга на основе того, что они могут предложить и получить в обмен, включая материальные, социальные и эмоциональные ресурсы.

Структурные ограничения и возможности:

В теории Зидлера также подчёркивается важность структурных факторов, таких как социальный класс, образование, этническая принадлежность и другие демографические характеристики, которые могут ограничивать или расширять возможности для выбора партнёра. Эти структурные элементы влияют на "рынок" брака, где люди встречают потенциальных партнеров, оценивают их и делают выбор.

Социальная стратификация и брачные предпочтения:

Зидлер утверждал, что социальная стратификация (иерархия классов, статусов и других социально-экономических параметров) играет важную роль в выборе партнёра. Люди склонны выбирать партнёров, которые находятся на том же или близком социальном уровне, что и они сами. Это явление известно как гомогамия, когда люди выбирают партнеров с похожим социальным и экономическим положением.

Брачный рынок и возможности встречи:

В рамках своей теории Зидлер говорил о брачном рынке (marriage market), где люди ищут потенциальных партнеров. На этом "рынке" доступность и возможности встречи с потенциальными партнёрами ограничены различными факторами, включая географическое положение, социальные круги и профессиональные среды. Например, человек с определённым уровнем образования и профессией с большей вероятностью встретит потенциального партнёра в своём профессиональном или образовательном кругу.

Личные предпочтения и стратегии:

Помимо структурных факторов, Зидлер также подчеркивал важность личных предпочтений и стратегий. Люди выбирают партнеров не только на основе социально-экономического статуса, но и исходя из личных качеств, таких как физическая привлекательность, личностные характеристики и эмоциональная совместимость.

Заключение

Брачная теория Р. Зидлера подчеркивает важность структурных факторов и социального обмена в процессе выбора брачного партнёра. Он рассматривает выбор партнёра как результат взаимодействия личных предпочтений и структурных ограничений, таких как социальный класс, уровень образования и доступность потенциальных партнеров на "брачном рынке". Эта теория помогает понять, как социальные и экономические факторы влияют на процесс создания брачных союзов и почему люди часто выбирают партнеров с похожим социальным статусом и образованием.

Теория “Стимул-Ценность-Роль” Бернарда Мурштейна (Bernard Murstein) является одной из классических теорий в социальной психологии, объясняющих процесс выбора брачного партнёра и развития романтических отношений. Эта теория, также известная как Теория SVR (от англ. Stimulus-Value-Role), предлагает трёхэтапную модель, описывающую, как люди переходят от знакомства к более глубокой, устойчивой связи, такой как брак или долгосрочные отношения.

Основные этапы теории Мурштейна

Стимул (Stimulus):

Первоначальное привлечение: На первом этапе отношения развиваются в основном на основе внешних факторов и первых впечатлений, таких как физическая привлекательность, манера поведения, общие интересы или сходство. Этот этап акцентирует внимание на первоначальном влечении и симпатии, которые возникают при первом знакомстве. Люди склонны выбирать партнёров, которые их физически привлекают или кажутся им интересными и похожими на них.

Пример: Встреча на вечеринке, где человек привлекает вас своей внешностью или стилем общения.

Ценность (Value):

Оценка ценностей и убеждений: На этом этапе происходит более глубокое понимание личности друг друга. Партнёры оценивают, насколько их личные ценности, жизненные цели, религиозные убеждения, моральные принципы и интересы совпадают. Здесь люди начинают узнавать друг друга на более личностном уровне, обсуждая свои взгляды на жизнь, семейные устои, карьерные амбиции и т.д.

Пример: Обсуждение общих интересов, ценностей или планов на будущее, чтобы понять, подходят ли ваши взгляды друг другу.

Роль (Role):

Ожидания и роли в отношениях: Этот этап связан с практическими аспектами отношений, когда партнёры начинают оценивать друг друга с точки зрения исполнения конкретных ролей в отношениях. Важным становится, как каждый из них справляется с ролевыми ожиданиями, такими как забота, поддержка, выполнение бытовых обязанностей и принятие ответственности за семью и отношения. Это этап проверки совместимости в повседневной жизни и ролевом поведении.

Пример: Совместное принятие решений о распределении обязанностей по дому, финансовых вопросах или воспитании детей.

Заключение

Теория Мурштейна предлагает структурированное понимание того, как развиваются романтические отношения. Она подчеркивает важность постепенного углубления знакомства — от поверхностных факторов привлекательности (стимул) к более важным аспектам личности и убеждений (ценности), а затем к проверке ролевой совместимости в повседневной жизни (роль).

Эта теория помогает объяснить, почему некоторые отношения распадаются на ранних этапах, в то время как другие становятся долгосрочными. Если пара не находит совпадения в своих ценностях или не может справиться с ролевыми ожиданиями, то отношения, скорее всего, не будут устойчивыми.

Теория подбора супругов Р. Сентерса (Reuben Hill Senter) фокусируется на факторах, которые влияют на выбор брачного партнёра. Эта теория, разработанная в середине 20-го века, пытается объяснить, почему люди выбирают определённых партнёров и какие критерии определяют успешные брачные союзы.

Основные положения теории подбора супругов Р. Сентерса

Гомогамия (Homogamy):

Гомогамия означает, что люди склонны выбирать партнёров, которые похожи на них по ключевым социально-демографическим признакам, таким как возраст, социальный класс, уровень образования, этническая принадлежность и религиозные убеждения. Р. Сентерс подчеркивал, что сходство в этих аспектах может уменьшать количество конфликтов в браке и способствовать лучшему взаимопониманию и удовлетворению от отношений.

Гетерогамия (Heterogamy):

Гетерогамия, напротив, предполагает выбор партнеров с различиями в некоторых из этих аспектов. Сентерс отмечал, что разнородность в браке может привести к более высокой вероятности конфликта и недопонимания из-за разницы в культурных, социальных или личных предпочтениях. Однако иногда гетерогамия может привлечь пары, желающие дополнить свои личные качества тем, чего им не хватает.

Дополнение потребностей (Need Complementarity):

Сентерс также подчеркивал важность взаимного дополнения потребностей. Это значит, что люди выбирают партнеров, которые дополняют их в определённых психологических и эмоциональных аспектах. Например, один человек может быть более доминирующим и решительным, в то время как другой — более поддерживающим и пассивным. Такие пары могут чувствовать гармонию за счёт взаимного дополнения черт характера.

Роль социального давления и норм:

Социальные нормы и ожидания общества также играют роль в выборе партнёра. Сентерс утверждал, что на выбор супруга значительное влияние оказывают культурные и социальные нормы, которые диктуют, каким должен быть "идеальный" партнёр. Это может включать в себя семейные ожидания, социальный статус и влияние друзей.

Схожесть в личных интересах и хобби:

Схожесть в интересах и увлечениях помогает построить более глубокую связь между партнёрами. Сентерс отметил, что общие интересы и хобби позволяют парам проводить больше времени вместе, что способствует укреплению эмоциональной близости и привязанности.

Заключение

Теория подбора супругов Р. Сентерса акцентирует внимание на ряде факторов, которые влияют на выбор брачного партнёра. Ключевыми из них являются сходство в социальных и демографических характеристиках, дополнение личных потребностей, а также влияние социальных норм. Эта теория помогает объяснить, почему некоторые браки оказываются более успешными, чем другие, основываясь на степени совместимости и гармонии между партнёрами.

Теория “фильтров” А. Керкгоффа и К. Дэвиса представляет собой модель выбора брачного партнера, основанную на идее последовательного прохождения через ряд “фильтров”, которые постепенно сужают круг потенциальных партнеров. Эти фильтры включают в себя:

Место жительства: Отсеивает тех, с кем невозможно встретиться.

Гомогамия: Исключает тех, кто не подходит по социальным критериям.

Сходство ценностей: Устанавливает общность взглядов на жизнь.

Совместимость ролевых ожиданий: Проверяет соответствие ролевого поведения ожиданиям партнера.

Прохождение через все эти фильтры приводит к выбору брачного партнера. Эта теория подчеркивает важность постепенного отбора на основе различных критериев, что помогает создать более гармоничные и стабильные отношения.

Принцип знакомств Киркгофа и Дэвиса (Kerkhoff-Davis acquaintance principle) относится к теории социальных сетей и теории знакомств. Этот принцип утверждает, что два человека, которые имеют общих друзей, с большей вероятностью сами станут друзьями. В социальной сети это называется "триадическим замыканием" (triadic closure), когда два человека изначально не связаны друг с другом, но их связывают общие друзья. Со временем эта структура приводит к образованию новых связей между изолированными членами группы.

Давайте разберёмся с основными элементами этого принципа:

Общие друзья (или знакомства): Киркгоф и Дэвис постулируют, что наличие общих друзей увеличивает вероятность возникновения дружбы между незнакомыми людьми. В основе этого принципа лежит предположение, что общие социальные связи создают условия для доверия и взаимного понимания, что облегчает возникновение новых дружеских отношений.

Триадическое замыкание: Если два человека имеют общего друга, они более склонны сами подружиться. Это связано с тем, что общие связи часто приводят к увеличению количества взаимодействий между людьми, что создает благоприятную почву для развития дружбы.

Эффект близости: Чем больше у людей общих друзей, тем выше вероятность того, что они будут часто встречаться в социальном контексте, что также способствует установлению новых дружеских связей.

Таким образом, принцип знакомств Киркгофа и Дэвиса подчеркивает важность общих друзей как связующего звена в социальной сети, способствующего возникновению новых дружеских отношений. Этот принцип широко используется в социальных науках, включая социологию и психологию, для объяснения структуры и динамики социальных сетей.

"Круговая теория любви" Артура Рейса (Arthur Aron, часто упоминается как Aaron, и Шерил Рейс, Reis) представляет собой подход к пониманию развития и изменения любовных отношений. Эта теория была предложена в 1980-х годах и фокусируется на взаимном обмене и удовлетворении психологических потребностей партнеров в романтических отношениях.

Основные положения теории

Три компонента любви: Рейс и его коллеги утверждают, что любовь состоит из трех основных компонентов:

Эмоциональная близость (intimacy): это компонент, связанный с чувством привязанности, близости, тепла и глубокого знания партнера.

Страсть (passion): включает физическое влечение и сексуальное желание. Это чувство, часто ассоциирующееся с возбуждением и романтической привлекательностью.

Обязательство (commitment): это компонент, связанный с решением поддерживать отношения и ответственность перед партнером.

Взаимозависимость компонентов: Эти три компонента могут присутствовать в отношениях в разной степени, что определяет тип любви, который существует между партнерами. В зависимости от присутствия или отсутствия компонентов можно выделить разные виды любви (например, только страсть — это увлечение, только обязательство — это пустая любовь, и т. д.).

Круговая модель: В отличие от линейного или иерархического понимания любви, Рейс и его коллеги используют метафору круга для объяснения того, как любовь развивается и изменяется с течением времени. В их представлении любовь может «двигаться» в любом направлении на круге, усиливая или ослабляя различные компоненты по мере изменения отношений. Это означает, что отношения могут эволюционировать, и разные компоненты могут становиться более или менее выраженными в зависимости от конкретной стадии отношений и внешних факторов.

Динамическое развитие отношений: Важным аспектом теории является признание того, что отношения не являются статичными. Они развиваются с течением времени, и различные факторы могут усиливать или ослаблять компоненты любви. Например, в начале отношений страсть может быть доминирующей, но со временем на первый план может выйти эмоциональная близость и обязательство.

Применение теории

Теория Артура Рейса используется для объяснения динамики романтических отношений и помогает лучше понять, как различные компоненты любви влияют на отношения в долгосрочной перспективе. Она также может быть полезной для терапии и консультирования пар, поскольку помогает партнерам осознать

Теория комплементарных (дополняющих) потребностей Р. Уинча (Robert F. Winch), также известная как теория дополняющих потребностей, предлагает объяснение того, как и почему люди выбирают брачных партнеров, основываясь на принципе взаимного дополнения потребностей и качеств. Эта теория стала популярной в середине 20-го века и внесла значительный вклад в изучение межличностных и брачных отношений.

Основные положения теории комплементарных потребностей Р. Уинча

Комплементарность потребностей (Complementary Needs):

Основное утверждение теории Уинча состоит в том, что люди выбирают партнеров, которые дополняют их собственные потребности. Например, если один партнёр имеет выраженную потребность в заботе и защите, то он будет искать человека, склонного к опеке и защите. Таким образом, каждый партнёр удовлетворяет дефициты или потребности другого, создавая гармоничное и взаимодополняющее взаимодействие.

Психологические потребности:

Уинч выделял несколько ключевых психологических потребностей, которые играют важную роль в выборе партнёра: потребность в доминировании или подчинении, потребность в эмоциональной близости, независимости, а также потребность в признании и уважении. Эти потребности могут различаться по степени выраженности у разных людей, что влияет на их предпочтения в партнёрах.

Например, человек с сильной потребностью в доминировании может искать партнёра, склонного к подчинению, чтобы создать баланс в отношениях.

Принцип взаимодополнения:

Теория Уинча подчёркивает, что успешные и устойчивые брачные союзы часто строятся на принципе взаимодополнения. То есть партнёры, чьи потребности и черты характера взаимно дополняют друг друга, с большей вероятностью создадут гармоничные и долгосрочные отношения. Такая динамика помогает удовлетворять основные эмоциональные и психологические потребности каждого партнёра.

Эмоциональная совместимость:

Уинч также отмечает, что комплементарные потребности способствуют эмоциональной совместимости в паре. Партнёры, которые дополняют потребности друг друга, с большей вероятностью испытывают удовлетворение в отношениях, потому что каждый чувствует себя ценным и нужным в отношениях. Это способствует укреплению эмоциональной связи и привязанности.

Влияние опыта детства:

Уинч предполагал, что комплементарные потребности могут быть связаны с опытом детства и семейной динамикой. Например, человек, выросший в семье с доминирующим родителем, может искать в партнёре черты, которые позволят ему воспроизвести знакомые паттерны поведения или компенсировать нехватку чего-либо в прошлом.

Примеры применения теории

Пример 1: Женщина, которая чувствует потребность в эмоциональной поддержке и безопасности, может выбрать партнёра, который демонстрирует заботливость и склонность к защите.

Пример 2: Мужчина, который предпочитает быть лидером в отношениях, может искать партнёра, который более склонен к следованию и поддержке, чтобы создать гармонию и баланс.

Заключение

Теория комплементарных потребностей Р. Уинча предлагает важное понимание того, как психологические потребности и стремления могут влиять на выбор брачного партнёра и формирование устойчивых отношений. Она подчеркивает значимость взаимного дополнения потребностей и личностных качеств, что помогает объяснить, почему некоторые пары успешно строят свои отношения, а другие — нет. Теория Уинча подчёркивает, что успешный союз часто базируется на способности партнеров удовлетворять потребности друг друга, создавая гармоничное и сбалансированное взаимодействие.

Теория выбора брачного партнёра Д. Адамса описывает процесс, с помощью которого люди выбирают себе брачных партнеров на основе ряда психологических и социальных факторов. Эта теория пытается объяснить, почему люди выбирают определённых партнёров, а не других, и какие критерии играют ключевую роль в этом выборе. Вот основные положения теории:

Основные принципы теории Д. Адамса

Гомогамия: Один из ключевых принципов теории Адамса заключается в том, что люди склонны выбирать партнеров, которые похожи на них по ряду характеристик, таких как социальный класс, религия, уровень образования, этническая принадлежность и возраст. Это явление называется гомогамией. Взаимное сходство облегчает общение и снижает вероятность конфликтов.

Сексуальный и эмоциональный аттракцион: Эмоциональное и физическое влечение играет значительную роль в выборе партнёра. Адамс подчёркивает, что люди выбирают тех, кто их привлекает на физическом уровне и с кем у них есть эмоциональная связь. Это связано с тем, что физическая привлекательность и эмоциональная поддержка способствуют укреплению отношений.

Взаимодополняемость потребностей: Теория Адамса также утверждает, что люди склонны выбирать партнеров, которые дополняют их собственные потребности. Например, если один партнёр более экстравертен и общителен, он может тяготеть к партнёру, который более интровертен и предпочитает тишину и спокойствие. Такая взаимодополняемость помогает создать баланс в отношениях.

Доступность и частота контактов: Адамс также указывает на важность физической и социальной доступности в выборе брачного партнёра. Люди, которые находятся в непосредственной близости или с которыми часто общаются (например, на работе или через общих друзей), с большей вероятностью могут стать потенциальными партнёрами.

Социальное одобрение и влияние: Социальные нормы и ожидания также играют важную роль. Люди склонны выбирать партнеров, которые будут приняты и одобрены их социальной группой (семьёй, друзьями, коллегами). Социальное давление может влиять на решение о выборе партнёра, особенно в обществах с сильными традиционными ценностями.

Теория выбора брачного партнёра Д. Адамса интегрирует различные аспекты психологии и социологии, чтобы объяснить, почему и как люди выбирают своих спутников жизни. Основной упор делается на сходство, физическую и эмоциональную привлекательность, взаимодополняемость и влияние социальных факторов. Эти элементы помогают создать устойчивые и удовлетворяющие отношения, которые отвечают как личным, так и социальным потребностям партнеров.

Теоретическая модель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений, разработанная М. А. Абалакиной, представляет собой концептуальный подход к пониманию, как изменяется восприятие партнёра в течение развития добрачных отношений.

Основные аспекты модели

1. Этапы добрачных отношений: В модели выделяются различные стадии развития добрачных отношений, начиная от первой встречи и до принятия решения о браке. На каждом из этапов происходят определённые изменения в восприятии партнёра, которые могут либо способствовать развитию отношений, либо препятствовать им.

2. Процессы межличностного восприятия: Модель подчеркивает важность процессов межличностного восприятия, таких как аттракция (привлекательность партнёра), атрибуция (объяснение поведения партнёра) и идентификация (отождествление себя с партнёром). Эти процессы играют ключевую роль в формировании представлений о партнёре и влияют на решение продолжать или прекратить отношения.

3. Изменения в восприятии партнёра: На ранних стадиях отношений восприятие партнёра часто идеализируется. По мере углубления отношений происходит процесс "деидеализации", когда партнёры начинают видеть друг друга более реалистично, с учётом недостатков. Модель описывает, как изменение восприятия с течением времени может способствовать укреплению связи или, наоборот, привести к разрыву отношений.

4. Влияние внешних факторов: Модель также учитывает влияние внешних факторов на межличностное восприятие и динамику отношений, таких как социальные нормы, ожидания семьи и друзей, культурный контекст и предыдущий опыт отношений.

5.Регуляция отношений**: Абалакина рассматривает, как партнёры регулируют свои отношения на основе изменений в восприятии друг друга, принимая решения об углублении отношений или их прекращении. Этот аспект модели позволяет понять, каким образом отношения могут развиваться от первой встречи до заключения брака или расставания.

Применение модели

Модель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений М. А. Абалакиной полезна для изучения психологии отношений, консультирования пар и исследований в области социальной психологии. Она помогает понять, как личные и межличностные факторы влияют на развитие отношений и принятие решений о будущем этих отношений.

Т. В. Андреева (Татьяна Владимировна Андреева) является российским социологом и известна своими исследованиями в области социологии семьи, брака и демографии. Ее работы посвящены анализу брачно-семейных отношений и демографических процессов в России, а также их социокультурным и экономическим аспектам.

Брачная теория Т. В. Андреевой касается комплексного анализа изменений, происходящих в институте брака в современном обществе. Основные положения теории включают следующие аспекты:

1. Изменение модели брака: Андреева рассматривает эволюцию брака от традиционной модели, основанной на экономическом и социальном партнерстве, к современной модели, где основной акцент делается на личных отношениях, эмоциональной близости и взаимопонимании.

2. **Функции брака**: Теория подчеркивает, что в современном обществе изменились функции брака. Если раньше брак в первую очередь был экономическим союзом для обеспечения выживания и продолжения рода, то сейчас он часто рассматривается как источник личного счастья и эмоционального удовлетворения.

3. **Рост числа незарегистрированных браков и сожительств**: Андреева обращает внимание на увеличение числа пар, предпочитающих незарегистрированные браки или сожительства (гражданские браки). Она анализирует причины этого явления и его влияние на институт семьи и социальную структуру общества.

4. **Динамика разводов**: В теории подчеркивается, что современное общество характеризуется высокой динамикой разводов. Андреева рассматривает социальные, экономические и психологические факторы, способствующие этому явлению, а также его последствия для детей и общества в целом.

5. **Социально-экономические и культурные факторы**: Важное место в брачной теории Андреевой занимает анализ влияния социально-экономических и культурных факторов на брачные отношения. Она исследует, как экономические трудности, изменения в культурных нормах и гендерные роли влияют на стабильность брака и семейных отношений.

6. **Индивидуализация брачных отношений**: Андреева отмечает процесс индивидуализации брака, когда партнеры больше ориентированы на личные потребности и интересы, что может приводить к увеличению числа разводов и пересмотру традиционных семейных ролей.

Таким образом, брачная теория Т. В. Андреевой представляет собой комплексный подход к изучению брачных и семейных отношений, учитывающий множество факторов и тенденций, влияющих на современную семью. Эта теория помогает понять, как меняются брачные и семейные структуры под воздействием социальных изменений, и какие новые формы семейных отношений возникают в современном мире.

А. Н. Волкова — российский социолог, занимающаяся исследованием вопросов, связанных с браком, семьёй и их социокультурными изменениями в современном обществе. Ее работы сосредоточены на анализе трансформаций, которые происходят в брачных и семейных структурах под влиянием различных социальных, культурных и экономических факторов.

Основные положения брачной теории А. Н. Волковой

1. Динамика и трансформация брака:**

Волкова подчеркивает, что брачные отношения в современном обществе претерпевают значительные изменения. Она отмечает сдвиг от традиционных моделей брака к более гибким формам совместного проживания и партнерства. Современный брак всё больше становится договорным и партнерским, в отличие от патриархальной модели, характерной для прошлого.

2. Многообразие форм брачных союзов:

Согласно Волковой, в современном обществе наблюдается разнообразие форм брачных и семейных союзов. Это включает традиционные браки, гражданские союзы, сожительство без регистрации брака, а также однополые союзы. Это многообразие связано с изменением ценностей и норм, а также с ростом индивидуализма и стремлением к самореализации.

3. Изменение роли брака в жизни человека:

Волкова указывает на изменение роли брака и семьи в жизни современного человека. Брак перестает быть обязательным социальным институтом и всё чаще рассматривается как средство для достижения личного счастья и удовлетворения эмоциональных потребностей. Также наблюдается увеличение числа людей, предпочитающих оставаться безбрачными или вступать в брак в более позднем возрасте.

4. Влияние социокультурных и экономических факторов:

В своей теории Волкова акцентирует внимание на том, что социокультурные и экономические изменения сильно влияют на брачные отношения. Экономическая нестабильность, высокий уровень урбанизации, увеличение уровня образования и экономической независимости женщин вносят значительные коррективы в традиционные представления о браке и семье.

5. Переоценка брачных и семейных ценностей:

Волкова отмечает, что в современном обществе происходит переоценка ценностей, связанных с браком и семьей. Понятия верности, семейного долга и ответственности пересматриваются, и всё большее значение придается личному комфорту, психологической совместимости и взаимному уважению в брачных отношениях.

**6. Психологический аспект брачных отношений:**

Теория Волковой также затрагивает психологические аспекты брачных отношений. Важно, чтобы партнеры в браке находили удовлетворение не только на материальном, но и на эмоциональном уровне. Возрастает значимость эмоциональной поддержки и взаимопонимания, которые считаются важнейшими аспектами для долгосрочных отношений.

7. Роль коммуникации в браке:

Волкова подчеркивает значимость эффективной коммуникации между партнерами для сохранения здоровых и устойчивых брачных отношений. Конфликты и разногласия, возникающие из-за отсутствия коммуникации или недопонимания, часто становятся причиной разрыва отношений.

Выводы и значение теории Волковой

Брачная теория А. Н. Волковой отражает современные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются брачные отношения в контексте социальных изменений. Она помогает понять, как и почему меняются брачные союзы, какие факторы влияют на их устойчивость и как новые социальные нормы формируют поведение и ожидания партнеров. Теория Волковой подчеркивает важность индивидуальных прав и свобод в браке, а также необходимость адаптации к новым условиям и вызовам в обществе.

Брачная теория выбора партнера Л. Я. Гозмана основана на предположении, что люди выбирают себе партнеров, основываясь на определенных критериях, которые они считают важными для себя. Эти критерии могут быть связаны с внешностью, характером, интересами, ценностями и другими аспектами личности партнера.

Гозман выделяет несколько этапов выбора партнера:

Первый этап — это первоначальное восприятие другого человека, которое основывается на его внешности, поведении и других видимых характеристиках.

Второй этап — это формирование впечатления о другом человеке на основе полученной информации. На этом этапе люди оценивают, насколько другой человек соответствует их критериям выбора партнера.

Третий этап — это формирование чувства симпатии или антипатии к другому человеку. На этом этапе люди решают, хотят ли они продолжать общение с этим человеком или нет.

Гозман также отмечает, что выбор партнера — это сложный процесс, который зависит от многих факторов. К ним относятся:

Личностные особенности выбирающего.

Характеристики выбираемого.

Ситуация, в которой происходит выбор.

Культурные нормы и ценности, принятые в обществе.

Гозман считает, что понимание этих факторов может помочь людям сделать более осознанный выбор партнера.

Брачная теория выбора партнёра О. А. Карабановой основана на модели “стимул-ценность-роль”, которая предполагает, что выбор брачного партнёра происходит в три этапа:

Стимульная стадия: Выбор партнёра начинается с внешних стимулов, таких как физическая привлекательность, социальный статус, профессия и другие видимые характеристики.

Ценностная стадия: На этом этапе происходит изучение ценностей, потребностей, мотивов и интересов партнёра. Определяется сходство и различие между взглядами, ценностями и идеалами партнёров.

Ролевая стадия: Партнёры исследуют совместимость ролей, которые они могли бы выполнять в будущей семейной жизни.

Эта модель подчёркивает важность понимания и принятия ценностей, интересов и потребностей друг друга для успешного брака.

Брачная теория выбора партнёра Н. Н. Нарицына

Брачная теория выбора партнёра Н. Н. Нарицына акцентирует внимание на нескольких ключевых аспектах, влияющих на выбор спутника жизни:

Чувство эмпатии: Определяющим чувством при любом знакомстве является эмпатия, то есть внутреннее ощущение, что с этим человеком вы бы не избегали общения.

Родительский сценарий: Выбор партнёра может быть обусловлен сходством с родителем или образом идеального супруга, внушённым родителями.

Первые навыки общения: Важную роль играют первые навыки общения, полученные в детском саду, школе и других социальных группах.

Первые эротические впечатления: Впечатления, вызванные первыми волнующими чувствами и желаниями, могут влиять на выбор партнёра в будущем.

Генетические признаки: Выбор партнёра может быть связан с поиском качеств, дополняющих собственные.

Общие интересы: Наличие общих интересов и увлечений способствует укреплению отношений.

Конгруэнтность: Совместимость партнёров, основанная не только на сходстве, но и на способности дополнять друг друга, обеспечивает более устойчивые и надёжные отношения.

Эти факторы формируют основу для выбора партнёра и определяют, насколько успешными будут отношения в долгосрочной перспективе.

Теория брачного выбора Н. Н. Обозова основывается на предположении, что выбор партнёра для брака происходит в несколько этапов:

Стадия стимуляции: На этой стадии происходит первоначальное знакомство и формирование первого впечатления о потенциальном партнёре. Важную роль играют внешние факторы, такие как внешность, ум, особенности поведения и т. д.

Стадия оценивания: На этом этапе происходит сравнение ценностей и установок партнеров. Партнёры оценивают, насколько схожи их взгляды на жизнь, семью, воспитание детей и другие важные аспекты.

Ролевая стадия: На этой стадии партнёры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Они выясняют, насколько комфортно им будет жить вместе, учитывая различия в характерах, привычках и образе жизни.

Н. Н. Обозов также отмечает, что выбор партнёра может быть обусловлен различными факторами, такими как возраст, статус, территориальные границы и другие ограничения. Он подчёркивает важность расширения потенциального поля выбора партнеров для наилучшего брачного выбора.

Теория брачного выбора В. А. Сысенко базируется на предположении, что выбор партнёра для брака происходит под влиянием бессознательных влечений, сформированных в детстве. Эти влечения связаны с переносом любви и привязанности к родителю противоположного пола на будущего супруга.

В. А. Сысенко выделяет два основных периода в процессе выбора партнёра: добрачный и предбрачный.

В добрачный период происходит знакомство и установление отношений между будущими супругами. Этот этап характеризуется формированием первых впечатлений, оценкой привлекательности партнёра и принятием решения о вступлении в брак.

Предбрачный период начинается с момента принятия решения о браке и заканчивается непосредственно заключением брака. На этом этапе происходит подготовка к совместной жизни, планирование будущей семьи и решение возникающих проблем.

В. А. Сысенко также отмечает, что выбор партнёра для брака зависит от многих факторов, включая психологические, социальные и культурные аспекты.

Теория брачного выбора партнера Е. В. Фотеевой подчеркивает влияние половых стереотипов на образ идеального партнера и мотивы вступления в брак.

Согласно этой теории, половые стереотипы могут существенно влиять на выбор партнера, определяя, какие качества считаются важными для будущего супруга или супруги.

Например, мужчины могут стремиться найти женщину, которая будет соответствовать традиционным представлениям о женственности, а женщины – мужчину, соответствующего идеалам мужественности.

Е. В. Фотеева также обращает внимание на то, что в современном обществе традиционные представления о роли мужчины и женщины в семье претерпевают изменения, что может влиять на выбор партнера и мотивы вступления в брак.

Теория брачного выбора партнера Б. Ю. Шапиро акцентирует внимание на неосознаваемых мотивах, влияющих на выбор партнера для брака.

Согласно этой теории, неосознаваемые мотивы могут включать в себя влияние традиций, социально одобряемые стандарты (например, ориентация на внешние данные партнера или на “сценарий романтической любви”), а также стремление удовлетворить определенные потребности, такие как потребность в любви и принятии.

Б. Ю. Шапиро подчеркивает, что неосознаваемость мотивов может привести к снижению ответственности в отношениях и использованию брака как средства удовлетворения других потребностей, что, в свою очередь, может стать источником проблем в будущем.

теория имеющее косвенное отношение к выбора партнера

Теория социального обмена Джорджа Хоманса (George C. Homans), одного из основателей современной социальной психологии, объясняет социальное поведение через призму обмена ресурсами и выгодами между индивидами. Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как форму экономического обмена, где люди стремятся максимизировать свои награды и минимизировать затраты.

Основные положения теории социального обмена Дж. Хоманса

1. Принцип вознаграждения и затрат:

- Основное утверждение теории заключается в том, что люди участвуют в социальных взаимодействиях, исходя из оценки вознаграждений и затрат. Вознаграждение — это любые позитивные исходы или выгоды, которые человек получает от взаимодействия (например, материальная выгода, социальное признание, эмоциональная поддержка). Затраты — это любые усилия, вложения или негативные исходы, которые человек может понести (например, затраченное время, эмоциональные переживания, финансовые расходы).

2. Рациональность и выбор:

- Теория предполагает, что люди действуют рационально, принимая решения, которые максимизируют их выгоды и минимизируют затраты. Взаимодействия продолжаются до тех пор, пока они остаются выгодными для обеих сторон. Если затраты начинают превышать выгоды, люди либо прекращают взаимодействие, либо изменяют своё поведение, чтобы восстановить баланс.

3. Принцип взаимности:

- Важным элементом теории Хоманса является принцип взаимности. Он предполагает, что люди склонны отвечать на позитивные действия других людей позитивом, а на негативные — негативом. Взаимодействия строятся на ожиданиях о том, что выгоды и затраты будут взаимными и сбалансированными. Если один из партнеров чувствует, что его вклад превышает выгоды, отношения могут стать напряжёнными или прерваться.

4. Социальные нормы и правила обмена:

- Теория также учитывает влияние социальных норм и правил, которые регулируют обмен. Нормы определяют, какие действия считаются приемлемыми и ожидаемыми в определённых контекстах, что помогает структурировать и упрощать процесс обмена. Эти нормы создают основу для доверия и предсказуемости в социальных взаимодействиях.

5. Эмоциональные реакции и справедливость:

- Хоманс подчёркивал, что люди испытывают эмоциональные реакции на результаты социального обмена. Если человек считает, что вознаграждения не соответствуют его затратам, он может испытывать чувства обиды, разочарования или гнева. Концепция **справедливости** становится важной: люди ожидают, что выгоды от взаимодействия будут справедливо распределены в соответствии с вложенными усилиями.

6. Динамика зависимости:

- В отношениях обмена, один человек может стать зависимым от другого, если один из партнеров предлагает больше ценных ресурсов (например, любви, денег, статуса). Это создаёт динамику силы и зависимости, где более зависимая сторона может быть вынуждена принимать условия обмена, которые в противном случае она бы не приняла.

Применение теории социального обмена

Личные и профессиональные отношения: Теория может объяснить, почему люди выбирают определённых друзей, партнеров или остаются в определённых рабочих условиях. Например, сотрудник может оставаться на работе с низкой оплатой, потому что ценит хорошие отношения с коллегами и стабильность, которую предоставляет компания.

Межличностные конфликты**: Теория объясняет, почему конфликты возникают, когда одна из сторон считает, что её затраты слишком велики по сравнению с вознаграждениями. Например, в романтических отношениях, если один партнёр чувствует, что он вкладывает больше эмоционально или финансово, чем получает взамен, могут возникнуть конфликты.

Заключение

Теория социального обмена Дж. Хоманса предоставляет важные инструменты для анализа и понимания социальных взаимодействий через концепции вознаграждений, затрат, рациональности и взаимности. Она подчеркивает важность баланса в отношениях и необходимость поддержания справедливости и взаимной выгоды для устойчивости социальных связей. Эта теория нашла широкое применение в различных областях социальной психологии, социологии и даже экономики, помогая объяснить человеческое поведение в различных социальных контекстах.

Принципы знакомств Кьеркофа и Дэвиса (Kirkhoff and Davis) относятся к теории "социального знакомства" и описывают, как люди формируют и развивают свои социальные связи и отношения. Эта теория включает три основных этапа, которые люди проходят в процессе знакомства и развития отношений.

Основные принципы теории Кьеркофа и Дэвиса

1. Стимул (Stimulus):

- На начальном этапе знакомства люди обращают внимание на внешний вид и поведенческие сигналы другого человека. Это первый этап, когда происходит первоначальная оценка потенциального партнёра на основе внешних признаков и первых впечатлений.

- Примеры: физическая привлекательность, манера одеваться, стиль общения, общее поведение в социальной среде.

2. Ценность (Value):

- После первоначального интереса, следующий этап включает более глубокое ознакомление с личностными ценностями, убеждениями и интересами другого человека. Здесь люди начинают оценивать, насколько их личные ценности, цели и интересы совпадают или дополняют друг друга.

- Примеры: обсуждение жизненных целей, моральных убеждений, профессиональных амбиций и личных интересов. Это помогает определить, насколько потенциальный партнёр совместим в долгосрочной перспективе.

3. Роль (Role)**:

- На последнем этапе знакомства люди оценивают, как они могут действовать в рамках отношений, и какие роли каждый из них будет играть. Это включает в себя практическое понимание того, как партнеры будут справляться с повседневными задачами и взаимодействовать друг с другом в различных ситуациях.

- Примеры: распределение обязанностей, совместное решение проблем, взаимодействие в разных социальных ситуациях. Оценивается, как каждый партнёр будет выполнять свои роли в отношениях.

Заключение

Принципы Кьеркофа и Дэвиса подчеркивают постепенность процесса знакомства и построения отношений. Сначала люди оценивают внешние стимулы, затем выявляют ценности и интересы, и, наконец, определяют, как они будут взаимодействовать в рамках более стабильных и глубоких отношений. Эти этапы помогают понять, почему некоторые знакомства перерастают в успешные долгосрочные отношения, а другие остаются на стадии начального интереса или прерываются.

С.И. Голод, российский психолог и социолог, предложил значимую концепцию для понимания стабильности брака, сосредоточив внимание на роли «интимности». В его исследованиях интимность рассматривается как ключевой фактор, влияющий на прочность и устойчивость супружеских отношений.

Роль «интимности» в стабильности брака по мнению С.И. Голода

1. Понимание интимности:

- Интимность в контексте теорий брака обычно включает в себя эмоциональную близость, открытость и доверие между партнёрами. Это состояние, при котором партнёры чувствуют себя комфортно в выражении своих чувств, мыслей и потребностей. Интимность предполагает глубокое взаимопонимание, уважение и поддержку, что делает отношения более прочными и устойчивыми.

2. Эмоциональная поддержка и близость:

- С.И. Голод подчеркивает, что наличие глубокой эмоциональной связи между партнёрами способствует стабильности брака. Интимные отношения предполагают высокий уровень доверия, что позволяет партнёрам открыто обсуждать свои проблемы и находить совместные решения. Это создает устойчивую основу для поддержания гармонии в отношениях.

3. Роль интимности в решении конфликтов:

- Интимность помогает партнёрам эффективно справляться с конфликтами и трудностями. Когда партнёры имеют тесные эмоциональные связи, они лучше понимают и поддерживают друг друга в сложных ситуациях. Это облегчает процесс разрешения споров и уменьшает вероятность долговременных разногласий и напряжений.

4. Удовлетворение потребностей:

- Интимность способствует удовлетворению эмоциональных и психологических потребностей партнёров. Когда партнёры чувствуют, что их потребности в любви, поддержке и признании удовлетворяются, это укрепляет их привязанность и делает отношения более устойчивыми.

5. Сохранение близости и привязанности:

- По мнению Голода, сохранение и развитие интимности в отношениях критически важно для поддержания длительных и стабильных брачных союзов. Это требует постоянного внимания к эмоциональным потребностям партнёра, регулярного общения и совместного проведения времени, что способствует углублению связи и укреплению отношений.

Заключение

С.И. Голод подчеркивает, что интимность играет центральную роль в стабильности брака, так как она обеспечивает глубокую эмоциональную связь и взаимное понимание между партнёрами. Интимность способствует удовлетворению эмоциональных потребностей, помогает в разрешении конфликтов и поддерживает близость, что делает брак более устойчивым и долговечным. Этот аспект взаимоотношений важен для создания крепкой и гармоничной семейной жизни.

Обозов Н.Н. и Обозова А.Н. в своих работах рассматривают супружество как сложную и многогранную социальную институцию, включающую в себя разнообразные аспекты человеческих отношений. В их определении супружество понимается как совокупность отношений, охватывающая несколько ключевых элементов:

Основные аспекты супружества по Обозовым

1. Социальные и правовые отношения:

- Супружество рассматривается как социальный институт, который регулируется как социальными нормами, так и правовыми законами. Это включает в себя официальное признание брака, права и обязанности супругов в рамках законодательства, а также социальные нормы и ожидания, связанные с семейной жизнью.

2. Эмоциональные и психологические аспекты:

- Супружество включает в себя глубокие эмоциональные и психологические связи между партнёрами. Это подразумевает взаимное уважение, привязанность, поддержку и любовь, которые являются основой успешных и гармоничных отношений.

3. Роль и функции в семейной жизни:

- Обозовы подчеркивают, что супружество связано с выполнением различных ролей и функций, таких как партнерство, родительство, совместное ведение домашнего хозяйства и финансовое взаимодействие. Эти функции могут варьироваться в зависимости от культурных и индивидуальных особенностей пары, но они всегда являются важной частью брачных отношений.

4. Экономические аспекты:

- Экономическое взаимодействие между супругами также является важной частью супружества. Это включает в себя совместное управление финансами, распределение ресурсов и материальную поддержку друг друга.

5. Семейные и культурные контексты:

- Супружество как социальная категория также рассматривается в контексте семейных традиций и культурных норм. Это включает в себя понимание того, как культурные и семейные традиции влияют на организацию и динамику супружеских отношений.

6. Развитие и изменения отношений:

- Супружество не является статичным; оно развивается и изменяется с течением времени. Это может включать в себя изменения в роли партнеров, адаптацию к новым жизненным условиям и преодоление различных жизненных кризисов.

Заключение

Обозов Н.Н. и Обозова А.Н. рассматривают супружество как комплексное явление, включающее в себя множество взаимосвязанных аспектов: от правовых и социальных до эмоциональных и экономических. Это определение подчеркивает, что супружество охватывает не только юридическое и социальное признание отношений, но и глубокие личные и культурные элементы, которые определяют успешность и устойчивость семейных связей.

Исследование, проведенное Пилевич, показывает интересный аспект восприятия половой жизни в контексте брака и отношений. В его работе отмечается, что значительная часть мужчин, вступающих в брак и даже имеющих сексуальные связи до брака, рассматривала половой акт как чисто физиологическое явление.

Основные выводы исследования Пилевич

1. Физиологическое восприятие полового акта:

- Результаты исследования показывают, что многие мужчины воспринимают половой акт преимущественно как физиологическое явление, акцентируя внимание на физических аспектах секса, таких как удовольствие и удовлетворение физических потребностей, а не на эмоциональной и психологической составляющей.

2. Отсутствие эмоциональной связи:

- Для некоторых мужчин половой акт воспринимается независимо от эмоциональной связи и отношений, что может указывать на недостаточное внимание к эмоциональным и интимным аспектам сексуальных отношений. Это восприятие может повлиять на динамику отношений и их удовлетворенность в браке.

3. Сексуальная активность до брака:

- Исследование также подчеркивает, что мужчины, имевшие сексуальные связи до брака, могут переносить своё восприятие секса как физиологического акта в семейную жизнь, что иногда приводит к недооценке значимости эмоциональной и психологической стороны интимных отношений.

4. Последствия для брака:

- Такое восприятие полового акта может иметь последствия для стабильности и качества брака. Если половой акт рассматривается только как физиологическая потребность, это может приводить к недостатку эмоциональной близости и понимания между партнёрами. В результате, это может способствовать конфликтам и неудовлетворенности в отношениях.

Заключение

Исследование Пилевич выявляет важный аспект восприятия сексуальных отношений у мужчин, который может влиять на их брачные отношения. Понимание полового акта как чисто физиологического явления может препятствовать формированию глубокой эмоциональной связи между партнёрами. Это подчеркивает необходимость более глубокого понимания роли интимности и эмоциональной близости в супружеских отношениях, а также важность работы над этими аспектами для поддержания гармонии и удовлетворенности в браке.

В. Койберт (Victor Koybert) в своей книге, посвященной выбору брачного партнёра, рассматривает различные аспекты и факторы, влияющие на процесс выбора партнёра и формирование супружеских отношений. Койберт, как и многие исследователи в области социологии и психологии, изучает, какие характеристики и условия играют ключевую роль в этом процессе.

Основные аспекты книги В. Койберта о выборе брачного партнёра

1. Факторы выбора партнёра:

- Койберт анализирует различные факторы, которые влияют на выбор брачного партнёра, включая социальные, культурные и индивидуальные аспекты. В его исследовании учитываются такие факторы, как социальный статус, уровень образования, личные интересы и ценности, а также культурные и семейные традиции.

2. Социальное окружение и влияние:

- В книге акцентируется внимание на влиянии социального окружения на выбор партнёра. Это может включать влияние семьи, друзей и социальных норм. Например, социальные ожидания и давление могут оказывать значительное воздействие на решение о выборе партнёра и структуру отношений.

3. Психологические и эмоциональные аспекты:

- Койберт рассматривает психологические и эмоциональные аспекты, такие как эмоциональная совместимость, потребности и ожидания от партнёрства. Важность эмоциональной связи и взаимопонимания подчеркивается как ключевых факторов для успешного выбора и поддержания отношений.

4. Роль личных характеристик и совместимости*:

- Автор уделяет внимание личным характеристикам и совместимости партнеров. Это может включать личностные черты, такие как открытость, уверенность в себе, эмоциональная зрелость и способность к компромиссу. Совместимость в этих аспектах играет важную роль в формировании долгосрочных и гармоничных отношений.

5. Теоретические модели и концепции:

- В книге представлены различные теоретические модели и концепции, которые помогают объяснить, как происходит процесс выбора партнёра. Это могут быть модели, основанные на социальном обмене, комплементарности потребностей или других теориях, которые объясняют динамику и причины выбора определённых партнёров.

6. Этапы развития отношений:

- Койберт также описывает этапы, через которые проходят отношения, начиная с начального этапа знакомства и до формирования долгосрочного партнерства. В этом контексте рассматриваются такие аспекты, как этапы формирования привязанности, развития интимности и преодоления конфликтов.

Заключение

Книга В. Койберта о выборе брачного партнёра предоставляет глубокое понимание различных факторов и процессов, которые влияют на выбор и развитие отношений. Она исследует, как социальные, культурные и индивидуальные аспекты определяют успешность и стабильность брака. Анализ таких факторов помогает лучше понять, как люди выбирают своих партнеров и как можно улучшить качество отношений через осознание и проработку ключевых аспектов выбора и взаимодействия в браке.

К. Васильев, болгарский психолог, в своей работе о темпераментах и их сочетаниях предлагает анализ различных типов сочетаний темпераментов, которые могут влиять на динамику межличностных отношений, включая брачные пары. Он выделяет три основных типа сочетания темпераментов, которые могут быть характерны для взаимодействия между людьми.

Три вида сочетания темпераментов по К. Васильеву

1. Гармоничное сочетание:

- Описание: Это сочетание, при котором темпераменты партнеров дополняют друг друга и способствуют взаимопониманию и гармонии в отношениях. В таком сочетании партнёры обладают такими темпераментными характеристиками, которые способствуют созданию сбалансированных и устойчивых отношений.

- Примеры**: Один партнёр может быть более активным и инициативным (сангвиник), а другой — более спокойным и терпеливым (флегматик). Эти качества могут дополнять друг друга, создавая гармонию и баланс в отношениях.

2. Конфликтное сочетание:

- Описание: В этом случае темпераменты партнеров могут вызывать трения и конфликты. Когда темпераментные особенности партнеров слишком различаются или противоречат друг другу, это может приводить к частым спорам и недопониманию.

- Примеры: Сочетание холерика, который склонен к импульсивности и эмоциональной возбудимости, с меланхоликом, который может быть более чувствительным и застенчивым, может привести к частым эмоциональным конфликтам и напряжению.

3. Неопределенное или нейтральное сочетание:

- Описание**: В таких сочетаниях темпераменты партнеров не оказывают значительного влияния друг на друга, и их взаимодействие может быть более нейтральным. Эти пары могут испытывать меньшее количество конфликтов, но и меньшую степень гармонии и синергии.

- Примеры: Сочетание двух флегматиков, которые могут быть оба спокойными и устойчивыми, но не проявляют активной инициативы в отношениях, может привести к относительно спокойной, но и менее динамичной и развитой динамике.

Заключение

По мнению К. Васильева, понимание этих сочетаний темпераментов может помочь в предсказании и улучшении межличностных отношений, включая брачные пары. Гармоничное сочетание темпераментов способствует созданию здоровых и устойчивых отношений, конфликтное сочетание может вызывать проблемы и требовать дополнительных усилий для их преодоления, а неопределенные сочетания могут быть более нейтральными и требовать внимания к другим аспектам взаимодействия.

Исследование А.Н. Волновой, российской исследовательницы, фокусируется на факторах, которые оказывают влияние на качество супружеских отношений. Одним из ключевых выводов ее работы является то, что высокий уровень образования супругов оказывает благоприятное влияние на их супружеские отношения. Вот как это влияние проявляется:

Влияние высокого уровня образования на супружеские отношения по Волновой А.Н.

1.Повышение уровня коммуникации:

- Образованные партнеры часто обладают более развитыми навыками коммуникации, что способствует лучшему взаимопониманию и эффективному разрешению конфликтов. Высокий уровень образования может способствовать более открытой и честной коммуникации, что, в свою очередь, улучшает качество отношений.

2. Более высокие ожидания и требования:

- Люди с высоким уровнем образования могут иметь более высокие ожидания от супружеских отношений, что может стимулировать их к активному поиску и поддержанию гармонии и удовлетворения в отношениях. Это может включать более осознанное отношение к браку и его значению.

3. Лучшие навыки решения проблем:

- Образование способствует развитию аналитических и критических навыков, которые полезны для решения проблем и принятия решений в отношениях. Способность рассматривать проблемы с разных точек зрения и находить эффективные решения может способствовать более гармоничному взаимодействию.

4. Экономическая стабильность:

- Высокий уровень образования часто связан с более высокими доходами и экономической стабильностью. Это может снизить уровень финансового стресса в семье, который часто является источником конфликтов. Экономическая стабильность также позволяет партнерам сосредоточиться на других аспектах отношений, таких как эмоциональная близость и совместные цели.

5. Развитие личностного роста и взаимного уважения:

- Образование способствует личностному росту и развитию, что может улучшить уровень взаимного уважения между партнерами. Более высокое образование может способствовать более глубокому пониманию и уважению личных интересов и стремлений друг друга.

6. Поддержка в воспитании детей:

- Образованные супруги могут более эффективно поддерживать и развивать образовательный и воспитательный процесс своих детей. Это может укреплять семейные связи и способствовать созданию положительной и поддерживающей семейной среды.

Заключение

Исследование А.Н. Волновой подтверждает, что высокий уровень образования супругов оказывает положительное влияние на качество супружеских отношений. Образование способствует улучшению коммуникации, повышению экономической стабильности и развитию навыков решения проблем, что в свою очередь способствует созданию более гармоничных и удовлетворительных отношений. Это знание подчеркивает важность образования как фактора, влияющего на успешность и стабильность брака.

С.С. Либих, российский психолог и социолог, предложил концепцию, которая позволяет понять проблему совместимости в межличностных отношениях, включая брачные пары. В своих исследованиях он рассматривал различные аспекты совместимости и их влияние на успешность и устойчивость отношений. Вот ключевые моменты его подхода:

Основные идеи С.С. Либиха о совместимости

1. Многогранность совместимости:

- Либих подчеркивает, что совместимость в отношениях не ограничивается одной или двумя характеристиками, а является многогранным явлением. Он выделяет несколько аспектов, которые важны для совместимости, включая личностные черты, ценности, интересы и цели партнеров.

2. Личностные характеристики:

- Важным аспектом совместимости, по мнению Либиха, являются личностные характеристики партнеров. Это включает в себя такие черты, как темперамент, эмоциональная устойчивость, уровень открытости и другие индивидуальные особенности. Совместимость этих черт может влиять на качество взаимодействия и удовлетворенность в отношениях.

3. Ценности и цели:

- Либих также акцентирует внимание на значении общих ценностей и целей для совместимости. Партнеры, разделяющие похожие жизненные цели, ценности и убеждения, имеют больше шансов на успешные и гармоничные отношения. Несоответствие в этих областях может приводить к конфликтам и недопониманию.

4. Интересы и хобби:

- Общие интересы и увлечения могут способствовать улучшению взаимопонимания и укреплению связей между партнерами. Похожие интересы создают дополнительные возможности для общения и совместного времяпрепровождения, что может укреплять отношения.

5. Коммуникация и взаимодействие:

- Эффективная коммуникация и способность решать конфликты играют ключевую роль в совместимости. Либих подчеркивает, что партнеры должны уметь открыто обсуждать свои чувства, ожидания и проблемы, чтобы поддерживать гармоничные отношения.

6. Адаптация и компромисс:

- Способность к адаптации и компромиссу также важна для совместимости. Либих отмечает, что успешные отношения часто включают в себя готовность к взаимным уступкам и способность находить решения, которые удовлетворяют обоих партнеров.

Заключение

С.С. Либих предложил комплексный подход к пониманию проблемы совместимости, акцентируя внимание на важности личностных характеристик, общих ценностей и целей, интересов, эффективной коммуникации и способности к адаптации. Его подход помогает лучше понять, как различные аспекты совместимости влияют на качество и устойчивость межличностных отношений, включая брачные пары.

Д.Я. Лутсар, российский психолог, в своих исследованиях совместимости сосредоточился на аспекте длительности отношений. Он выделил важность временного фактора в контексте совместимости и длительности отношений, рассматривая, как совместимость может изменяться со временем и как этот процесс влияет на устойчивость отношений.

Совместимость по длительности по Д.Я. Лутсар

1. Изменение совместимости со временем:

- Лутсар подчеркивает, что совместимость партнеров может меняться по мере развития отношений. Начальная совместимость, основанная на физических и эмоциональных аспектах, может со временем подвергаться изменениям из-за изменений в личностных характеристиках, жизненных обстоятельствах и целях.

2. Фазы отношений:

- По мнению Лутсара, отношения проходят через разные фазы, каждая из которых может влиять на уровень совместимости. На ранних стадиях отношений акцент может быть на романтических и эмоциональных аспектах, тогда как в более поздних фазах важными становятся такие факторы, как финансовое взаимодействие, родительство и совместное решение проблем.

3. Стабильность и адаптация:

- В долгосрочных отношениях важным аспектом является способность партнеров адаптироваться к изменениям и поддерживать совместимость в условиях новых жизненных обстоятельств. Длительные отношения требуют постоянной работы над совместимостью и способности к компромиссам, чтобы справляться с изменениями в жизни и сохранять гармонию.

4. Анализ долговременной совместимости:

- Лутсар также подчеркивает необходимость анализа долговременной совместимости, которая учитывает не только начальные качества партнеров, но и их способность к совместному развитию и удовлетворению потребностей друг друга в течение времени. Это включает в себя оценку того, как партнеры справляются с трудностями и изменениями в жизни.

5. Роль совместных целей и интересов:

- Совместные цели и интересы могут играть ключевую роль в поддержании совместимости на протяжении длительного времени. Партнеры, которые разделяют долгосрочные цели и интересы, имеют больше шансов на успешные и устойчивые отношения.

6. Проблемы и конфликты:

- Лутсар отмечает, что с течением времени могут возникать новые проблемы и конфликты, которые требуют особого внимания и решения. Умение конструктивно решать конфликты и находить компромиссы является важным для поддержания долгосрочной совместимости.

Заключение

Д.Я. Лутсар в своем исследовании акцентирует внимание на том, что совместимость в отношениях не является фиксированной, а изменяется со временем. Для поддержания долгосрочных и стабильных отношений важно учитывать изменения, происходящие в личностях партнеров и их жизненных обстоятельствах, а также активно работать над адаптацией, компромиссами и совместным развитием.

Р. Винч (Robert Winch), американский психолог и социолог, в своей работе 1958 года предложил принцип дополнительности потребностей, который исследует, как взаимодействуют и сочетаются потребности партнеров в отношениях, чтобы создать стабильные и удовлетворительные отношения.

Принцип дополнительности потребностей Р. Винча

Основные положения:

1. **Дополнительность потребностей**:

- Винч выдвинул идею, что успешные и стабильные межличностные отношения, включая брачные пары, часто возникают, когда потребности одного партнера дополняют потребности другого. Это означает, что партнеры имеют разные, но взаимодополняющие потребности, которые вместе создают гармоничное взаимодействие.

2. Взаимодополняющие потребности:

- Принцип дополнительности предполагает, что различия в потребностях партнеров могут быть благоприятными, если эти потребности дополняют друг друга. Например, один партнер может быть более ориентирован на стабильность и безопасность, в то время как другой партнер может стремиться к приключениям и новизне. Такие различия могут создать сбалансированные и удовлетворяющие отношения, при условии, что каждый партнер находит в своем партнере удовлетворение своих собственных потребностей.

3. Условие стабильного взаимодействия:

- Стабильность и удовлетворенность в отношениях достигаются, когда партнеры находят в друг друге то, что им не хватает. Это включает в себя удовлетворение эмоциональных, психологических и социальных потребностей, которые могут быть не полностью удовлетворены в личной жизни каждого из партнеров до начала отношений.

4. Примеры взаимодействия:

- Если один партнер обладает высокими потребностями в поддержке и заботе, а другой партнер имеет потребность в признании и одобрении, их взаимодействие может быть продуктивным, если каждый из партнеров удовлетворяет эти потребности другого. Это создает взаимный баланс и гармонию в отношениях.

5. Роль взаимопонимания и адаптации:

- Успех отношений на основе принципа дополнительности потребностей также зависит от взаимопонимания и способности партнеров адаптироваться к потребностям друг друга. Это требует активной работы над коммуникацией, эмпатией и готовностью идти на компромиссы.

6. Противоположность концепции взаимоподобия:

- Принцип дополнительности потребностей противопоставляется концепции взаимоподобия, согласно которой успешные отношения зависят от схожести потребностей, интересов и ценностей партнеров. Винч утверждает, что различия, которые дополняют друг друга, могут быть столь же значимыми для стабильности и удовлетворенности отношений.

Заключение

Принцип дополнительности потребностей Р. Винча акцентирует внимание на важности взаимодополняющих потребностей для создания стабильных и удовлетворяющих отношений. Согласно этому принципу, успешные и гармоничные отношения могут возникать, когда потребности одного партнера дополняют потребности другого, что способствует взаимной поддержке и удовлетворению в отношениях.

Буду признателен, от читателей, ссылкам на статьи, книги, советам, жизненным примерам, любым материалам, способным взглянуть на проблему с разных сторон

Контакты для обмена идеями и продуктивному общению

Telegram @olozman

Когда вы “лайкаете” фотографию на сайте знакомств. Что происходит за кулисами. Мировые теории, исследования в области выбора партнера.

Ссылки на статьи:

2 Текущая статья

3 В разработке

7 В разработке

Источники:

Алиса Про

Психология биэтнических семейных отношений” Захрат Айгумова

Статьи в телеграм:

https://t.me/+gNN5jW9Fwcg3YTYy

Начать дискуссию