Обучение компьютерной графике в 8–11 классах: Blender 3D для начинающих

Говорим о программе Blender и том, как с ее помощью преподается компьютерная графика для детей.

Обучение компьютерной графике в 8–11 классах: Blender 3D для начинающих

О плюсах приобщения детей к IT сказано немало. Увлечение программированием совершенствует логические и аналитические навыки, дарит поле для творчества, учит совершать и исправлять ошибки — и это действительно так. Однако отрасль компьютерной графики иногда остается в стороне, а ведь эта тема не менее увлекательна и востребована.

Изучая специальные программы для 3D-моделирования, подросток может научиться работать с графикой. Один из лучших вариантов — редактор Blender.

Школа программирования для детей «Пиксель» рассказывает о Blender: как научиться моделировать трехмерные объекты, в чем особенности приложения, с чего лучше начать, почему это полезно и как навыки работы с 3D пригодятся подросткам в будущем.

Компьютерная графика: обучение для детей

Обучение компьютерной графике в 8–11 классах: Blender 3D для начинающих

3D-графика задействована в разных сферах: кино и мультипликация, реклама и дизайн, наука и образование, медицина и инженерия. Использование графики помогает быстро реализовать замысел: визуализация позволяет выбрать лучший вариант из предложенных, и на это затрачивается минимум времени и сил.

Трехмерное моделирование подойдет детям, которые:

  • проводят много времени за ПК;
  • любят рисовать;
  • увлекаются компьютерными играми;
  • проявляют внимательность и усидчивость;
  • умеют фантазировать и мечтать;
  • интересуются технологиями.

Увлечение компьютерной графикой в 8 классе развивает образное и пространственное мышление, фантазию и художественный кругозор, исследовательский запал, способность планировать действия и принимать решения.

Моделируя, ребята увлекутся школьными предметами, которые, возможно, ранее казались слишком сложными и не особо нравились — математикой и геометрией. Еще занятия 3D пробуждают увлеченность сферой дизайна.

Освоение графической программы формирует умение работать с интерфейсами приложений, повышает цифровую грамотность, учит ориентироваться в незнакомых условиях, вдохновляет не бояться познавать новое и уверенно чувствовать себя в виртуальной реальности.

Знание 3D-редактора увеличивает шансы на личностную и профессиональную самореализацию:

  • Своевременно обучение компьютерной графике в 11 классе: школьникам предстоит поступление в вузы, и хобби может стать фундаментом для выбора направления в университете и будущей профессией.
  • Приобретенные навыки 3D-моделирования в 8 классе тоже лишними не окажутся: подросток задействует таланты в дизайне или кодинге уже сегодня, зарабатывая первые деньги.

Blender для детей: что это за платформа?

Обучение компьютерной графике в 8–11 классах: Blender 3D для начинающих

Blender — популярная программа для моделирования, подходящая для новичков и профессиональных художников. Применяется как фрилансерами-одиночками, так и студиями. Приложение пригодится в обучении анимации для детей, так как помогает с нуля овладеть процессом сооружения объемных объектов в доступной форме. В «Блендере» создаются 3D-визуализации: от статичных картинок до видео и игр.

  • Blender в переводе с английского — «смеситель», «мешалка». Название обусловлено набором инструментов, допускающим создание анимации от начала до конца только теми средствами, которые есть в приложении.
  • У программы открытый исходный код. Кодеры регулярно вносят вклад в редактор и совершенствуют его.
  • Приложение пишется на Python. Тем, кто владеет этим языком программирования, доступно расширение потенциала Blender.
  • Кроссплатформенность позволяет использовать редактор в различных системах.
  • «Блендер» весит немного: установочные файлы занимают 70 Мбайт. Это облегчает работу.

3D-моделирование и анимация, текстурирование и рисование, визуализация, видеоредактор и игровой движок — такой большой набор опций у Blender.

Обучение Blender: с чего начать

Обучение компьютерной графике в 8–11 классах: Blender 3D для начинающих

Скажем сразу: Blender сложно назвать интуитивно понятным. Некоторые команды располагаются в глубинах интерфейса или вызываются сочетаниями клавиш. Чтобы освоиться в среде, понадобится время. После этого придет понимание, что минимальное количество усилий дает действенный результат. Потому рекомендуем правильно настроиться на работу и запастись терпением.

Приступить к учебе комфортно с бесплатных видеоуроков на YouTube. Такие ролики помогут привыкнуть к внешнему виду программы и получить представление о том, как устроен редактор. Продолжить можно просмотром туториалов уже по созданию конкретных предметов.

Рекомендуем ознакомиться со справочным руководством. Перевод на русский язык не всегда корректен, но документация послужит подсказкой.

Обучение с нуля Blender 3D можно также начать со специального курса по 3D-моделированию. Такой старт поможет школьникам 14–17 лет заручиться поддержкой опытного педагога и следовать структурированному плану. Курсы сочетают практику и теорию: подросток впитывает новую информацию и сразу же применяет ее на деле. По итогу ученик становится автором готового полноценного проекта.

Давайте рассмотрим, с чего стоит начать изучение Blender.

Blender: 3D-моделирование для начинающих

С редактором подростки могут постичь основы компьютерной графики и трехмерного моделирования, научиться понимать принципы цифрового скульптинга и логику проектирования моделей — от начальных форм до настройки освещения, текстуризации и финального рендера.

В первую очередь важно установить Blender с официального сайта, затем осмотреться в интерфейсе и настроить его под себя. Для дальнейшей работы следует проштудировать ресурсы приложения и научиться создавать примитивы. В этом поможет видеоинструкция:

Полезно также будет исследовать:

  • инструменты редактирования: выделение компонентов, вкладки, контекстное меню;
  • построение кривых и их применение, копирование объектов по кругу;
  • модификаторы: основные (Array, Bevel, Solidify, Subdivision, Mirror) и дополнительные (Skew, Solidify, Subdivision);
  • назначение аддонов — расширений, облегчающих жизнь дизайнера;
  • создание процедурных карт и способы наложения материала на объект.

После новички знакомятся с полигональным моделированием и цифровым скульптингом — этот подход позволяет получить нужную форму, взаимодействуя с материалом как с пластилином или глиной, из которых виртуально лепится объект. Подросток учится устанавливать материалы, подбирать текстуры, добавлять источники освещения и расставлять световые акценты, настраивать рендер сцены.

Разработка Gamedev-моделей: уроки Blender для детей

Обучение компьютерной графике в 8–11 классах: Blender 3D для начинающих

Освоив азы компьютерной графики, пора переходить к выстраиванию моделей, оптимизированных для игровых движков — например, Unity. Такая связка помогает воплощать 3D-объекты не «в стол»: модели перемещаются в собственную игру, сделанную на движке. Создание персонажей для внедрения их в игру дарит стимул и мотивацию.

Прежде стоит разобраться в технических нюансах моделей под геймдев. Формирование Gamedev-объектов предполагает использование нейросетей, работу по референсам и создание текстур.

Не менее весомые пункты:

  • Пайплайн — цикл реализации 3D-моделей. Начинающий дизайнер должен различать High poly и Low poly, уметь работать с драфтом — наброском 3D-модели.
  • Ретопология: упрощение модели и уменьшение количества полигонов. Объект подготавливается к ретопологии, которая выполняется в ручном или автоматическом режиме.
  • UV-развертка. На данном этапе важно научиться создавать швы и UV-шеллы — объекты, готовящиеся к текстурированию.
  • Тексель — единица текстуры 3D-объекта. Обучающийся компьютерной графике плотно погружается в термины, связанные с текстурированием: связь развертки и текстур, работа со швами.
  • Запекание текстурных карт. Необходимо усвоить процесс рендеринга модели с деталями и текстурами в одну финишную версию.
  • Рисование по модели. 3D-моделлер учится созданию текстурных масок процедурным и ручным методом.

При воплощении геймдев-объектов школьник работает со сложными и художественными схемами освещения, добавляет объем и туман, настраивает фокусировку камеры и компонует объекты в кадре. В финале модели готовятся к экспорту из Blender в игровой движок — например, в Unity.

***

Школа «Пиксель» разберет работу Blender в серии бесплатных видеоуроков на YouTube-канале, а также на курсе «3D-моделирование для школьников в Blender».

Компьютерная графика для детей онлайн или офлайн в «Блендере» — многообещающее и захватывающее хобби для подростка. Занятие подарит не только часы новых открытий, но и поможет обрести востребованную профессию.

1111 показов
381381 открытие
Начать дискуссию