{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что произойдет с вашими биткоинами, если вы умрете?

Краткое содержание статьи:

Я перевел статью Захария Крокет из журнала Hustle, в котором поднимается вопрос о полной потери доступа к криптоактивам после смерти инвестора.

Практически половина криптоинвесторов не беспокоится о том, что случится с их криптовалютой после смерти.

Даже те, у кого есть завещание в каком-то виде, не указали в нем про активы в криптовалют.

В "случае чего" о своих активах в крипте близким людям рассказывают разными способами - от простой бумажки в сейфе или обычной записной книжке на столе, до использования нескольких сервисов, заточенных специально для передачи криптоактивов.

В большинстве случаев при наследстве биткойн не облагается налогом (в США), а в России криптовалюты пока никак не регулируются.

Как появилась эта статья?

Время от времени я делаю обзоры экспертов по теме инвестиций и финансов, которые выкладываю у себя на канале в телеге. 2 месяца назад в статье на vc.ru я опросил 15 криптоэкспертов на тему составления портфеля на 2-5 лет - получился довольно неплохой список активов.

Одно но - непонятно как и где эти активы хранить и что с ними случится в "случае чего" с их владельцем.

С банковскими или брокерскими счетами все просто - существует отлаженный процесс, а вот с криптой непонятно. Начинаем разбираться в данной статье.

Поехали!

Сегодня некоторые криптовалютные инвесторы начинают задумываться о загробной жизни своих цифровых активов — и тут к их услугам новая бурно развивающаяся индустрия.

Не так давно в этом году Василий Куйбышев был на волосок от смерти.

Прочищая сток в своём доме в Калининграде, тридцатидвухлетний IT-специалист оступился на лестнице и упал с высоты трех метров на куст, оказавшийся внизу по счастливой случайности.

Он лежал, распластавшись на земле и глядя в лазурное небо, и тут ему в голову пришла ужасающая мысль.

"Я понял, что у моей жены нет доступа к моей криптовалюте. Если бы я умер в тот день, эти деньги бы просто исчезли".

На следующие же выходные Василий решил принять меры: он записал закрытые ключи и пароли аккаунтов, а также подробные инструкции о том, как получить доступ к своим накоплениям (около 77 тысяч долларов в различных криптовалютах), и запер все это в маленьком сейфе в шкафу.

Василий стал одним из растущего числа криптоинвесторов, начавших серьезно задумываться о том, что станет с их биткоинами после смерти.

И развивающаяся система цифровых активов не обходит этот вопрос стороной.

Дилемма криптосундука мертвеца

Если бы в тот день Василий умер, с его состоянием скорее всего произошло бы одно из двух:

  • Если бы у него было завещание, оно бы отошло тому, кого он официально назначил преемником или преемниками.
  • Если бы у него не было завещания, родственник (как правило, супруга) могли бы подать заявление о правах на них, после чего назначили бы исполнителя, который бы выдал эти права в соответствии с процедурой.

Традиционные накопления (например, сберегательный счет в банке) найти достаточно несложно, так же как и получить к ним доступ и передать права согласно свидетельству о смерти и другой юридической документации.

Но криптовалюта — это совсем другой разговор.

В отличие от традиционных банковских счетов, которые регистрируются на юридическое имя и подлежат банковскому контролю, для цифровых активов, таких как Биткоин и NFT, не существует центрального регулирования.

Криптоинвесторы поддерживают свои активы с помощью цифровых кошельков, доступных только с паролем или закрытым ключом — 256-битной строкой буквенно-цифровых символов, известной только владельцу учетной записи.

Без этих закрытых ключей у близких или наследников покойного не так уж много шансов получить доступ к его криптонакоплениям.

Если бы Василий умер, не поделившись своим секретным ключом с женой, вполне вероятно, что его сбережения в крипте навсегда застряли бы в подвешенном состоянии на блокчейне.

По одной из оценок, в таком подвешенном состоянии находится около 20% всех биткоинов, то есть кошельки их владельцев не использовались более пяти лет. Это составляет примерно 3,7 млн биткоинов или где-то 140 млрд долларов капитала (на момент публикации) — и это без учета более 10к прочих криптовалют на рынке.

Предположительно, значительная часть этих потерь является результатом того, что держатель кошелька умер, не оставив наследникам доступа к нему.

У этой ужасной ситуации было несколько нашумевших примеров.

В 2018 году Джеральд Коттен, генеральный директор криптовалютной биржи Quadriga, неожиданно скончался в возрасте 30 лет, предположительно забрав с собой в могилу закрытые ключи от криптокошельков своих клиентов на общую сумму 250 миллионов долларов.

Также в 2018 году Мэтью Меллон, превративший два миллиона долларов своих инвестиций в криптовалюту Ripple в более чем 500 миллионов, умер, не сказав никому, где хранятся его закрытые ключи. Они не были найдены и по сей день.

В 2013 году 26-летний майнер биткоинов по имени Мэтью Муди погиб в автокатастрофе, не оставив никакого доступа к криптокошельку на тысячи долларов. Его отец до сих пор пытается вернуть деньги.

Несмотря на все эти истории, многие криптоинвесторы все еще не особо задумываются о том, что станет с их биткоинами после их смерти.

В опросе держателей криптокошельков, проведенном изданием Hustle, около 40% респондентов сообщили, что не задумывались о планах передачи своей криптовалюты кому бы то ни было по наследству.

ОПРОС ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ VC.RU: Есть ли у вас план по обеспечению доступа ваших наследников к вашей криптовалюте после вашей смерти?
У меня есть криптовалюта и есть четкий план передачи
У меня есть криптовалюта и есть план, но он не четкий
У меня есть криптовалюта, но нет плана
У меня нет криптовалюты
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Криптоинвесторы — преимущественно молодая публика (средний возраст держателя кошелька — 38 лет), и опросы показывают, что эта демографическая группа не уделяет особого внимания завещаниям, документам по передаче и самой логистике своих накоплений.

Даже среди тех опрошенных, у кого есть завещания как таковые, только 22% заявили, что их последняя воля как-то упоминает цифровые активы.

"В подавляющем большинстве держатели криптокошельков — это мужчины-миллениалы, которые не думают о следующих этапах своей жизни", - говорит Даниель Мегаард, преуспевающий крипто- и NFT-инвестор тридцати лет -- "Большинство из них сосредоточены на немедленном вознаграждении".

Однако на фоне пандемии и во время бума криптовалют в 2021 году, публика, ранее придерживающаяся принципа "живем лишь раз", начинает относиться к смертности несколько более серьёзно.

А дорогой моей жене я завещаю свои Доджкоины

Когда несколько лет назад скончался сводный дядя канадской предпринимательницы Эрин Бери, он не оставил после себя ничего — ни информации о ключе или аккаунте, ни завещания.

Последовавшая за этим попытка отыскать следы его активов была такой мучительно кропотливой, что вдохновила ее запустить Willful, сервис управления цифровой собственностью, направленный на переосмысление устаревшей процедуры вступления в наследство.

За последний год случился всплеск интереса к Willful со стороны молодых держателей кошельков, пожелавших иметь возможность передать свои накопления.

Бери дает несколько рекомендаций по упрощению процесса передачи криптовалюты:

  • Составьте подробный список ваших криптоактивов, где они расположены и как получить к ним доступ.
  • Храните эту информацию в одном или нескольких надежных местах.
  • Назначьте исполнителя, у которого будет доступа и права передачи вашей криптовалюты.
  • Напишите завещание, определяющее, кто и что получит.

При всех сложностях крипты и блокчейнов, способ передачи информации по учетной записи в основе своей, как ни странно, предельно старорежимный.

"Большинство людей просто записывают всё на бумажку и кладут ее в сейф", - говорит Бери.

Многие криптоинвесторы предпочитают аналоговый метод хранения информации:

  • Антон Цымбалюк (бывший работник нефтяной компании, Москва): "Я записал свой мастер-пароль на листке бумаги и храню его в квартире у своих родителей. Я проинструктировал их, какие шаги нужно предпринять для доступа к моему криптокошельку в случае необходимости."
  • Алексей Попович (аспирант, Нижний Новгород): "У меня есть два набора ламинированных бумаг с ключами в разных местах, так чтобы моя жена могла получить доступ и обналичить мои Dogecoin."
  • Андрей Демечко (работник логистической компании, Санкт-Петербург): "У меня тупо на столе лежит записная книжка с инструкциями".
  • Николай Алексеев (госслужащий, Москва): "У моей жены есть пароль от моего аккаунта на Binance, когда я умру, она тут же залогинится и продаст мою крипту."

Кто-то предпочитает комбинировать бумаги и цифровые копии.

Фернандо Гутьеррес, 44-летний предприниматель из Швейцарии, впервые начал инвестировать в криптовалюту в 2013 году. К 2017 году его накопления выросли до размеров, когда он ощутил необходимость в долгосрочном планировании.

Вдобавок к двум бумажным копиям своих ключей в тайниках, он создал свой собственный "датчик мертвеца", устройство, которое автоматически пошлет сообщение с инструкциями его жене, если он не будет выходить в сеть определенное количество времени.

Генеральный директор Willful предпочитает хранить список своих цифровых активов и инструкций по доступу к ним в папке на Гугл-Диске под названием "Когда я умру". Она также использует менеджер паролей 1Password чтобы предоставить мужу доступ к своим учётным данным.

Однако другие не готовы делиться своими закрытыми ключами с кем бы то ни было — даже с членами семьи или с любимыми.

"Я стремлюсь к максимальной безопасности, а это означает, что больше ни у кого нет доступа к моим данным", - говорит анонимный криптоинвестор. - "Если произойдет несчастный случай, криптоактивы на моих кошельках будут утеряны навсегда."

Для тех, чьи активы уже достигают миллионов, риск утечки закрытых ключей выше, чем риск безвременной смерти.

Расцвет платформ наследования криптоактивов

"Записать закрытые ключи на флэшку или лист бумаги и передать кому-то — уже чревато потенциальными проблемами", - говорит Паркер Тэйлор, адвокат, специализирующийся на имущественном праве.

"Здесь нет никакого контроля со стороны суда или какой-то третьей стороны, как происходит, если вы имеете дело с банком. Что если вы дадите доступ бенефициару, а он просто уйдет со всеми деньгами? Что если сменится ваш адвокат или доверенное лицо? Случиться может что угодно."

В последние годы появился ряд сервисов, предлагающих криптоинвесторам более безопасные альтернативы для передачи цифровых активов:

  • TrustVerse использует искусственный интеллект и частные смарт-контракты для хранения ключей и паролей.
  • Safe Haven позволяет пользователям хранить закрытые ключи в блокчейне и устанавливать свои собственные параметры дистрибуции.
  • Clocr предоставляет цифровой сейф, который разделяет пароли на фрагменты и хранит их в разных местах.
  • Casa распределяет доступ между несколькими ключами, хранящимися на отдельных устройствах, которые могут быть переданы нескольким доверенным сторонам, так что ни один человек не имеет единоличного доступа к вашему кошельку.

Генеральный директор Casa Ник Нойман рассказал The Hustle, что количество аккаунтов на "бриллиантовом" пакете — комплекс услуг за 5 тысяч долларов в год, куда входит и протокол передачи средств по праву наследования — почти удвоилось за первые 6 месяцев 2021 года.

"Мы наблюдаем приток относительно молодых криптоинвесторов, которые завели детей и поэтому начинают более глубоко задумываться о наследстве", - говорит он.

Большинство этих платформ сосредоточиваются на протоколах безопасности, обслуживающих передачу закрытых ключей и информации учетной записи.

Однако такой доступ к кошельку подразумевает еще один уровень проблем.

Согласно пересмотренному Закону о едином фидуциарном доступе к цифровым активам (RUFADAA) вход в учетную запись умершего лица технически незаконен.

Coinbase, Binance и другие популярные криптовалютные биржи имеют свои собственные системы для решения вопросов с мертвыми держателями, похожие на те, какими пользуются банки.

Например, чтобы получить доступ к учетной записи Coinbase, бенефициар должен предоставить платформе свидетельство о смерти, завещание и другую документацию, а затем дождаться одобрения перевода средств.

"Законы развиваются не так быстро, как технологии", - говорит Патрик Хикс, глава юридического отдела Trust & Will, онлайн-службы обслуживания наследования имущества.

Что насчет налогов?

Допустим, вы утрясли все эти вопросы. Что же станет с вашими активами после вашей смерти на примере США? (В России криптовалюты фактически находятся вне правового поля)

Когда наследник получает ваши накопления, они рассматриваются как имущество и облагаются налогом на общих основаниях: 1) согласно оценке стоимости на момент смерти; 2) облагается налогом на прирост капитала со дня смерти; 3) согласно действующему законодательству, любая сумма свыше 11,7 млн долларов США облагается налогом на наследство в размере 40%.

Скажем, вы американец, и купили биткоин в 2013 году за 50 долларов, и на момент вашей смерти он стоил 50 тысяч долларов. Если ваш наследник продаёт его за 60 тысяч долларов, он заплатит налог на прирост капитала только с разницы в 10 тысяч долларов. А поскольку размер наследства составляет менее 11,7 млн долларов, ему также не придется платить федеральный налог на имущество.

"Одно из, так сказать, преимуществ смерти, состоит в том, что налоги на ваш биткоин наследникам практически прощаются", - говорит Хикс.

Конечно, все это вещи, над которыми нужно хорошенько посидеть и подумать, а для кого-то оно не стоит потраченного времени.

"Когда я умру", - сказал мне один анонимный криптоинвестор, - "мой биткоин умрет со мной."

Личный опыт

Я сам пришел к следующему методу. Не считаю его идеальным, но уже неплохо по сравнению со среднестатистическим криптоинвестором.

1. Основная часть криптовалют у меня хранится на двух холодных кошельках (самые популярные в мире - Ledger или Trezor), которые дублируют друг друга в случае утери/поломки/пожара и тд. Да и удобнее так.

2. Так же у меня есть сид-фраза от кошелька, которая хранится в сервисе по хранению паролей (один из популярных - 1password). По этой фразе я смогу восстановить доступ к своим активам даже в случае полной утери двух холодных кошельков.

3. Ну а в случае, если что-то случится со мной, у моих доверенных лиц лежит физический конверт, который они передадут моей семье. К конверте как раз и есть доступ к сервису по хранению паролей, в котором есть подробная инструкция как и что делать.

P.S.

Время от времени я делаю аналогичные обзоры по теме инвестиций и финансов, которые выкладываю на vc.ru или у себя в телеграм канале @mikemyday.

В следующем материале я буду опрашивать русскоязычных криптоэкспертов: где и как они хранят свои активы.

Хорошего дня!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда