Как на 47% повысить шансы просмотра резюме и приглашения на собеседование?

Возможно, этот материал будет полезен не только студентам и начинающим специалистам, но и экспертам в своём деле, которые столкнулись с подобными проблемами при поиске работы:

Как на 47% повысить шансы просмотра резюме и приглашения на собеседование?
  • отклики остаются без ответа, резюме не просматривают;
  • резюме обычно просматриваются, но приглашения на собеседование не поступают;
  • приглашения поступают в основном от мусорных компаний.

Твоя задача пройти первоначальный отсев, который проводит не_специалист в вашей отрасли. Такой отсев происходит по формальным критериям, а часто и вовсе автоматизирован. Особенно сложно приходится тем, у кого ещё нет опыта работы, или кто хотел бы сменить направление.

Разберём последовательно, как можно оптимизировать поиск работы.

1. Что видит рекрутер?

На примере HeadHunter.ru, вот таким образом выглядит список соискателей в ленте. Их профили ещё не раскрыты; это то, что видит рекрутер перед тем как принять решение просмотреть ли резюме более детально.

Как на 47% повысить шансы просмотра резюме и приглашения на собеседование?
  • Желаемая должность
  • Возраст (если указано)
  • Опыт работы
  • Желаемая зарплата (если указано)
  • Последнее место работы (если нет, то место учёбы)
  • Когда был(а) на сайте, последнее обновление резюме

Примерно также выглядит лента рекрутера на Linkedin.

Тут напрашиваются два очень простых и очевидных вывода: лучше работают резюме с фотографией (просто вызывают бОльший отклик, когда рекрутер листает ленту); желательно время от времени обновлять резюме, чтобы рекрутер понимал, что оно актуально.

2. Кто проводит процесс первичного отбора?

Во-первых, доступ к базе hh платный, и стоит он немало, поэтому:

а) Большинство рекрутеров в небольших компаниях это люди, которые работают на аутсорсе, то есть не являются штатными сотрудниками компании и ведут несколько десятков таких организаций в плане поиска и найма сотрудников для них.

б) Крупные компании могут себе позволить оплачивать доступ к hh и держать в штате рекрутера, который отвечает за процесс поиска сотрудников, но и у него (неё) как правило множество незакрытых вакансий в разных отделах, мы вернёмся к этому, когда будем обсуждать дефицит времени «охотника за головами».

в) Очень малый процент небольших и средних компаний, а также ИП-шников ситуативно оплачивают доступ к hh или пользуются бесплатным пробным периодом. То есть проводят отбор самостоятельно, причём этим занимается именно тот руководитель, которому нужно сотрудник в отдел, или сам ИП-шник. Однако чаще всего, это какой-нибудь ген.дир ООО «Рога и копыта», который привык все держать в своих крепких руках хозяйственника.

3. Как проходит процесс первичного отбора?

Это один из самых важных пунктов этой статьи.

Рекрутер получает ТЗ от заказчика кого именно надо найти и в какие сроки. ТЗ — это не описание вакансии; как правило там более детальная и подробная информация, плюс какие-то незаконные требования, которые не будут опублкивованы, но рекрутер будет держать их в голове, например — хотим только мальчика не старше 30. И именно этим ТЗ рекрутер и будет руководствоваться.

Сам рекрутер, как правило, не шарит, у него есть только некие пожелания чего хочет и чего не хочет внутренний или внешний заказчик, там есть слова-якоря, как правило, это навыки или умения работать с программами — это основное, чем он(а) будет руководствоваться, помимо опыта работы.

Если основное место размещение вакансии, это HeadHunter, то несколько раз в день он(а) скролит ленту с отзывами на вакансию в поисках наиболее релевантных кандидатов.Тут нужно понимать, что их может быть больше 100 за день даже на самую простую вакансию ассистента или администратора.

Практически никогда на младшие или стартовые должности никого не ищут самостоятельно, поэтому размещать резюме и ждать отклика бессмысленно, нужно активно откликаться. У рекрутера в среднем 3 секунды на принятие решения раскрыть анкету полностью, или пролистать дальше. До откликов отправленных в пятницу вечером утром понедельника он(а) скорее всего в принципе не дойдет. И да, сопроводительное письмо выделяет резюме, и повышает шансы на его просмотр.

Какой из этого вывод? Чтобы рекрутер раскрыл твою анкету в ленте откликов, должен случится match как в Tinder, это значит, что даже вот этот минимум информации (см. скрин в начале текста) должен биться с техническим заданием на поиск сотрудника. Поэтому я советую заводить множество анкет с разными заголовками.

Во-первых, как минимум, странно, если переводчик с английского откликается на вакансию специалист службы поддержки, а во-вторых, просто не происходит совпадения запроса.

У рекрутера НЕТ времени думать, он(а) ткнет на того чья желаемая должность совпадает С вакансией, вот и всё.

4. Какую указать желаемую должность?

Я советую объединить искомые варианты (если ты откликаешься на слишком разные должности) в группы, и вписать их в заголовок анкеты через вертикальную черту (|) и обязательно использовать разные написания должности, например (ассистент руководителя и персональный ассистент; менеджер по маркетингу и маркетолог — казалось бы, одно и то же, но… во-первых иначе работает поиск по ключевым словам (если тебя ищут), а во-вторых — ещё раз — рекрутеру некогда думать, рабочий день всего 8 часов, а нужно кого-то отобрать, согласовать, созвониться, провести 10 собеседований и так далее, на сам просмотр откликов уходит не больше 2 часов в день; 3 секунды — на оценку карточки кандидата в ленте 5 минут — на то, чтобы наискось пробежаться по анкете и принять решение о приглашении на собеседование.

Примеры:

  • Переводчик с английского | Редактор-корректор | Журналист-копирайтер
  • Специалист службы поддержки | Менеджер по работе с клиентами | Customer support specialist | Менеджер в отдел клиентского сервиса
  • Администратор сайта | Контент-менеджер | Редактор сайта
  • Администратор | Офис-менеджер | Секретарь-референт | Помощник руководителя
  • Бариста | Бармен-бариста | Бармен-кассир

Я советую иметь от 3 до 5 резюме. И да, содержание CV тоже должно отличаться. Как минимум, необходимо иначе расставить акценты, что-то подчернуть, а о чём-то умолчать…

5. Структура резюме

Ещё раз — нет времени вчитываться. Старайся составлять резюме в виде маркированных и нумерованных списков, чтобы информация легко читалась, дели текст на абзацы.

Опыт работы лучше, например описывать так:

ООО РОГА И копыта, Администратор кассир, 2018-2019

Обязанности:

  • 1
  • 2
  • 3

Достижения:

  • 1
  • 2
  • 3

При этом, так называемый «золотой стандарт» резюме для специалистов и руководителей предполагает упоминание только того, ЧТО было сделано и ГДЕ это было сделано. Менеджера нанимают решать задачи. И в первую очередь компанию интересует решали ли вы конкретно эти задачи раньше и насколько успешно.

Например:

Jul ‘17 — Aug ‘20 Google Inc, Dublin, Ireland — Product Support and Marketing Manager EMEA/LATAM, Google Photos, здесь указано время работы, должность, компания и рынки (EMEA, LATAM).

Далее указываются достижения, например:

  • Conducted market research, performed strategic and operations cost planning, developed and implemented social engagement and scaled support strategies to increase product awareness and grow user base for Google Photos in 4 major EMEA markets in 2018/2019;

Обязанности на предыдущих местах работы можно писать, если претендуеешь на начальную или среде-начальную должность, в дальнейшшем от этого стоит отказаться, — так уже никто не делает.

По возможности, лучше добавлять цифры. Причём, часто они могут быть совершенно умозрительны. Например, digital-маркетолог пишет, что добился стоимости скачивания приложения на 17% ниже средней по индустрии.

Все мы прекрасно понимаем, что никаких средних показателей не существует, но proofs в резюме для первоначального отбора очень важны. Такое CV выглядит боле респектабельнее и выгодно выделяется на фоне остальных. Точно также, как заголовок Как на 47% повысить шансы просмотра резюме и приглашения на собеседование? заинтересовал тебя в значительной степени больше, нежели аналогичный без указания процента, взятого с потолка…

Да, всё это требует больших временных затрат, но поиск работы — тоже работа. Потрать на это 1-2 дня, и потом твои CV будут работать на тебя.

Ещё раз про акценты…

Если откликаешься с резюме помощник руководителя на вакансию помощник руководителя, но последнее место работы кассир-бариста, скорее всего предпочтут кандидата с более релевантным опытом, поэтому конкретно для этого резюме, лучше поменять местами… места работ, либо вообще убрать, заменив на что-то другое.

В личных качествах, навыках и владении программами тоже надо расставить акценты. Не надо мешать все в одну кучу. Например, не нужна информация про умение работать с CRM-системами типа Wordpress, если характер работы вообще никак этого не предполагает. Это отпугивает. Всегда ставь себя на место рекрутера, это упростит тебе задачу и поможет взглянуть на своё резюме со стороны.

При этом актуальные навыки и умения работать с программами надо перечислить как можно больше. Это и есть слова-якоря, помимо названия должностей.

Когда я добавила список программ, которыми владею в раздел About me в Linkedin, количество просмотров моего профиля увеличилось в 5 раз.

Во-первых, просто так работает поиск по ключевым словам.

Но самое важное, другое, — когда у рекрутера, например, указано в ТЗ на seo-специалиста незнакомое ему требуется вадение Screaming frog — да, визжащая жаба, это soft для нахождения ошибок на сайте, — и он(а) видит упоминание этой программы у меня в анкете....

... то я получу приглашение на собеседование с вероятностью на 70% выше, чем другие соискатели.

Да, 99%, что они точно также работают с этой программой, но они не написали об этом. Не написал — значит не было, извини. Рекрутер не экстрасенс и не специалист в этой области, он не должен понимать, что это само собой разумеется или что-то в этом духе.

Однако сейчас от него зависит отсев, и то, — встретишься ли ты со своим будущим руководителем, который сможет адекватно оценить твои компентенции, или — нет…

Помни, задача анкеты — обеспечить тебе собеседование. Больше собеседований — больше шансов найти хорошую работу. В целом, чтобы найти неплохую работу в Москве нужно около 6-10 собеседований, на это уходит 2,5 недели.

Сейчас внимание. Многие крупные компании, особенно зарубежные используют Applicant Tracking System (ATS), это программы, которые помогают отсеивать нерелеватные резюме и отлики на вакансии автоматически.

Алгоритм использует сканирование по ключевым словам. Можете посмотреть, например, zoho.com — или даже сами проверить себя на jobscan.co, сервис поможет оптимизировтаь резюме под описание вакансии.

Как на 47% повысить шансы просмотра резюме и приглашения на собеседование?

6. Нужно ли обманывать в резюме?

Мой ответ — да. Вернее нужно уметь грамотно перемешивать ложь и правду, и учиться приукрашательству.

Все врут в резюме. Если ты будешь честным/честной на 100%, то будешь тупо не конкурентоспособным соискателем. Рекрутеры и так знают, что все врут. А если у тебя слабое честное резюме, а рекрутер и так думает, что ты соврал… то получается что?

Более того, чтобы найти работу лучше предыдущей врать все равно придется, потому что ты хочешь работу лучше, а умеешь делать только то, что предполагает твоя текущая

Вредные советы:

В таких случаях, нужно внимательно изучить вакансии, посмотреть, какие требуются навыки, какими программами нужно владеть, почитать о них, может пару раз открыть интерфейс, а в резюме написать, что уже владеешь, а там уже по ходу пьесы разбираться…

Важное замечание:

Как правило вообще описание вакансии не соответствует работе, точно также как резюме не соответствует соискателю, и задачи будут гораздо проще, чем то, как они представлены.

Что делать, если вообще нет опыта работы?

Пиши, что работал(а) на бирже, типа freelance.ru или kwork.ru, писал(а) курсовые на заказ, делал(а) переводы субтитров для аниме, модератор форума, организатор феста, или на кафедре лаборантом, репетитором, — этого всего равно никто никто не проверит. Отсутствие трудовой книжки не показатель.

Можно придумать волонтерский опыт. Что угодно, но поле опыт работы нельзя оставлять пустым. Его надо заполнить, даже если тебе никогда ни за что не платили деньги.

Что делать, если нет образования?

Пиши — неоконченное высшее. Не надо оправдываться ни в коем случае. Это никого не касается что и почему, и никого не волнует. Можно сделать пометку: могу работать полный день, чтобы не думали, что ты студент дневного и ищешь работу на полтора часа в день.

7. Что писать в графе про личные качества?

Собственно там можно перечислить навыки и программы, если этого не было сделано в описании опыта работы или их нет в специальном облаке навыков. Не надо использовать клише, типа пунктуальный, стрессоустойчивый. Лучше написать о каких-то достижениях, волонтерском опыте, благотворительности.

Например: Учу корейский язык, интересуюсь социальной психологией, в свободное время помогают приюту для собак.

По этой короткой вставке можно оценить, например, впишешься ли ты в коллектив, ну и вообще это шанс произвести приятное человеческое впечатление.

8. Указывать ли желаемую зарплату?

Не рекомендую. Но если ты живешь в Москве, и окончил(а) университ, то при полной занятости и если это не удалёнка, не соглашайся на работу менее, чем за 45-50 тысяч на руки.

9. Мошенничество при приёме на работу

Это банально, но я все-таки скажу.

Избегай call-центров, коллекторских агентств, вообще любых обзвонов и хождений, пылесосов кирби в любых его проявлениях.

Проверяй отзывы о работодателе. Как правило люди не пишут ничего хорошего, на это не надо обращать внимание, но какие-то перегибы на местах и тупо обман лучше сразу отсеять.

Никогда ничего не покупай на свои деньги. За редким исключением, сразу уходи с собеседования, если одновременно собеседуют несколько соискателей.

Под вакансиями менеджер по работе с клиентами часто скрывается менеджер по холодным продажам, и это очень скотская работа.

Для девочек: даже под вакансией администратора на reseption может скрываться эскорт-агентство или вебкам.

Будьте осторожны и бдительны, цените себя; не соглашайтесь на первое попавшееся предложение, и никогда не исходите из того, что больше такого ШАНСА НЕ БУДЕТ. Это иллюзия. Если у вас есть сейчас хотя бы одно хорошее предложение, это 99% гарантия того, что будет второе, третье и так далее…
Спасибо, что дочита(а) до конца!

Здесь подробно разбираю реальный кейс:

44
12 комментариев

Круто.

1
Ответить

Спасибо!

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Договорились ;)

Ответить

Опять вижу LinkedIn….( при всём моём уважении я не понимаю как его нормально использовать в РФ. Приложение я не смог установить когда даже уехал за границу. VPN сейчас активно блокируют, думаю скоро будет не просто обойти запрет. Может для нас Facebook замена?

1
Ответить

Несколько месяцев назад уехала в Европу. Чтобы устанавливать местные приложения, в том числе Linkedin, нужно менять локализацию магазина приложений. Из российского apple/google store он не поставится. Классный инструмент, зря вы им принебрегаете, мне постоянно оттуда классные предложения прилетают. Facebook классный инструмент нетворкинга и личного профессионального брендирования, там можно выйти напрямую на собственников бизнеса, найти клиентов и прочее, но это что-то прямо совсем из другой оперы, имхо.

Ответить

Когда уже этот пережиток в виде рекрутеров заменит ИИ?

1
Ответить