Инновации в ритейле

Неотъемлемой частью жизни являются инновации. Только в течение последних нескольких лет в сфере обычного и цифрового ритейла появилось несколько инновационных технологий. С одной стороны, инновации — это адекватный ответ ритейлеров на проблемы и запросы потребителей, с другой стороны, это динамичное развитие самих ритейлеров, их возможность оптимизировать бизнес-процессы и выйти на экономию.

В 2019 г. американская корпорация Google запустила пилотный проект доставки цифровых продуктов в Австралии с использованием дронов. Проект был признан успешным и теперь развивается в других странах. В сфере инноваций проявляют свою активность и российские ритейлеры. К инновациям последних лет необходимо отнести бесконтактные платежи и возможность платить телефоном, мобильные кошельки с возможность сохранения в нем в цифровом виде банковских и дисконтных карт, а также онлайн-кассы, которые пришли на смену традиционным кассовым аппаратам и позволили напрямую передавать данные в ФНС по совершенным сделкам купли-продажи [1].

Интересный проект реализовался на базе Х5 Retail Group и ее магазинов. Речь о переходе на электронные ценники, так как бумажные ценники приходится менять раз в неделю и чаще. В ВШЭ подсчитали, что на замену ценников у персонала магазина уходит 3 часа еженедельно, при этом риск допущения ошибки не исключается. Какие-то ценники пропускаются, на каких-то ценниках может быть проблема со считыванием штрих-кода, что осложняет проведение инвентаризации. Поэтому при поддержке специалистов школы ритейлер запустил пилотный проект по замене обычных ценников на электронные. В настоящее время уже несколько магазинов сети перешли полностью на использование электронных ценников [2].

В группе Х5 замена ценников на электронные рассматривается в качестве первой технологии, которая была протестирована на базе магазина-лаборатории. В ближайшие годы магазины сети ожидает массовые переход на электронные ценники. Польза данного решения доказана на практике и поддерживается учеными, однако массового распространения данное решение пока не получило. Проблема заключается в дороговизне самих ценников. Требуется еще какое-то время на то, чтобы вложенные инвестиции в их покупку окупились [6].

Инновационной технологией в сфере ритейла считается и маркировка продуктов на блокчейне. В России реализуется проект, направленный на маркировку продуктов с занесением данных маркировки в распределенный реестр. Задача производителя сводится к маркировке товара специальным кодом и его занесением в ИТ-систему. Так как маркировка осуществляется на блокчейне, то у покупателя будет возможность отсканировать код и убедиться в том, что перед ним не контрафакт. В распределенном реестре возможности удалить данные или изменить их нет. Основное преимущество блокчейна в маркировке заключается в исключении выхода подделок на рынок. В общий реестр нельзя будет внести код товара, если ты сам не являешься производителем. Не получится скопировать и старые коды [3].

На базе технологий искусственного интеллекта создаются и внедряются для обслуживания клиентов голосовые ассистенты. При этом на рынке уже присутствуют решения и для домашнего использования. По статистике, в каждой 3-й американской семье имеется умная голосовая колонка. Данных по распространению голосовых помощников российских семьях нет. Однако свои умные устройства уже предлагает Яндекс. В его линейке представлено два голосовых устройства — мини-станция с управлением при помощи жестов и обычная станция с голосовым управлением. Недавно появилась информация о выходе новой версии станции с цифровым дисплеем. Свою колонку с голосовым помощником выпустили в Майл.ру. Возможности голосовых ассистентов все время расширяются. Если ранее с ними можно было просто общаться и давать простые команды, то теперь ассистенты научились решать задача более сложного порядка, начиная от заказа продуктов, заканчивая вызовом такси и покупкой билетов на мероприятия [4].

В Макдодальдсах и сетевых ресторанах Бургер Кинг в терминалы для заказа еды и напитков стали внедряться голосовые помощники, которые приходят на смену электронным меню и сенсорной навигации по ним. Голосовой ввод позволяет принимать заказы без обслуживания на обычной кассе. В результате потребности сетевых ресторанов в найме новых сотрудников сокращаются. Голосовые ассистенты базируются на технологии искусственного интеллекта. Поэтому они стараются предложить клиенту то, что ему должно понравиться, учитывая время года и погоду за окном, время суток и прочие параметры [5].

Широкое распространение получают беспилотники и мобильные магазины. Сервисы доставки еды и продуктов предоставляют свои услуги как напрямую от ритейлеров, так и в виде посредников между покупателем и продавцом. На сегодняшний день роботы-курьеры запущены Яндексом в Москве. Правда, речь идет лишь пока о доставке небольших наборов с продуктами питания. Если технология продолжит свое развитие, то с рынка будут потеснены курьеры.

В период пандемии из-за ограничений на передвижение о собственных сервисах доставки задумались и федеральные продуктовые ритейлеры. По статистике, спрос в марте-апреле 2020 г. на доставку готовой еды и продуктов увеличился в 3 раза. И даже после снятия ограничений спрос на сервисы доставки остался высоким. Дальше всех в инновациях идут крупные ритейлеры. Уже проводятся эксперименты по созданию магазина с полным самообслуживанием и системами видеонаблюдения, которые будут контролировать покупки клиентов. В магазине без продавцов при прохождении кассы нужно будет только приложить карту или смартфон для оплаты. Еще одной инновацией можно назвать QR-эквайринг. Он позволяет производить оплату по QR-коду и значительно сокращать расходы самих ритейлеров на услуги эквайринга.

Список литературы

1. Зверева А.О., Ильяшенко С.Б. Инновационные решения в торговле в контексте глобальных экономических процессов // Российское предпринимательство. — 2018. — Т. 19. № 3. — С. 609-618.

2. Урясьева Т.И., Калугина С.А., Чеглов В.П. Дифференциация подходов к оценке удовлетворенности потребителя качеством торгового обслуживания и механизмы его поддержания // Российское предпринимательство. — 2018. — № 3. — С. 643-656

3. Панкина Т.В., Никишин А.Ф., Бойкова А.В. Привлечение и удержание покупателей в электронной торговле // Российское предпринимательство. — 2018. — № 3. — doi: 10.18334/rp.19.3.38826.

4. Панюкова В.В. Эволюция розничной торговли и формирование ее интегрирующей роли в XXI веке. Монография. — М.: Изд-во «Креативная экономика», 2017. — 194 с.

5. Сигарев А.В, Пшеницына Е.И. Классики и неоклассики о влиянии экономических агентов на рыночную конкуренцию // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы семнадцатого всероссийского симпозиума. Под ред. Г.Б. Клейнера. -2016. — С. 127-129.

Начать дискуссию