Таксономия SOLO: Не Блумом единым!

Когда речь заходит о планировании обучения и оценке знаний, первым на ум часто приходит таксономия Блума. Но на самом деле, Блум — не единственный, кто предложил эффективную классификацию образовательных целей. В мире педагогики есть ещё один мощный инструмент, который стоит вашего внимания, — таксономия SOLO (Structure of Observed Learning Outcomes), или Структура Наблюдаемых Результатов Обучения.

Что такое таксономия SOLO?

Таксономия SOLO была разработана в 1982 году Джоном Биггсом и Кевином Коллом. В отличие от Блума, который сосредоточился на когнитивных уровнях от простого запоминания до создания нового, SOLO делает акцент на степени сложности понимания учеником материала. Эта модель классифицирует результаты обучения по пяти уровням, от поверхностного восприятия до глубокого структурного понимания.

Уровни таксономии SOLO

  • Предструктурный (Prestructural). Что это: Ученик на этом уровне либо не понимает материал, либо делает ошибки в его интерпретации. Пример: Руководитель НКО только начинает знакомиться с фандрайзингом и путает его с маркетингом, не видя принципиальных отличий.
  • Одноструктурный (Unistructural). Что это: Понимание ограничивается одной идеей или концепцией. Ученик может вспомнить один факт, но не видит более широкой картины. Пример: Руководитель НКО знает, что фандрайзинг — это привлечение средств, но пока не понимает, как это связано с построением отношений с донорами.
  • Многоструктурный (Multistructural). Что это: Понимание включает несколько идей, но они не связаны между собой. Ученик может перечислить несколько фактов или концепций, но не видит взаимосвязей. Пример: Руководитель НКО может описать несколько методов фандрайзинга (например, грантовая деятельность, краудфандинг, корпоративные пожертвования), но не понимает, как они работают вместе в рамках стратегии организации.
  • Реляционный (Relational). Что это: Ученик связывает различные элементы и начинает видеть более глубокие взаимосвязи. Здесь появляется понимание структуры и того, как разные части сочетаются друг с другом. Пример: Руководитель НКО понимает, как разные методы фандрайзинга поддерживают друг друга и как их можно комбинировать для создания эффективной кампании.
  • Абстрактный (Extended Abstract). Что это: На этом уровне ученик выходит за рамки имеющейся информации и начинает создавать новые идеи или концепции на основе имеющихся знаний. Пример: Руководитель НКО разрабатывает новую, инновационную стратегию фандрайзинга, которая включает использование современных технологий и социальных сетей, адаптируя её под уникальные потребности своей организации.

Почему SOLO стоит использовать?

Таксономия SOLO — это мощный инструмент для преподавателей и тренеров, который помогает глубже понять, на каком этапе понимания находятся их ученики. В отличие от таксономии Блума, которая делит процесс обучения на когнитивные этапы, SOLO сосредоточена на оценке качества понимания и позволяет более точно структурировать учебные цели и задания.

SOLO отлично подходит для оценки сложных и многоуровневых задач, где важно не только знать правильные ответы, но и понимать, как разные элементы материала связаны между собой. Она помогает преподавателям и учащимся перейти от поверхностного к глубокому обучению, что особенно важно в таких сферах, как фандрайзинг, где успех зависит от умения видеть картину в целом и находить нестандартные решения.

Как применять SOLO в обучении?

Применение таксономии SOLO начинается с понимания текущего уровня понимания учащихся. Для этого можно использовать различные задания и тесты, которые помогут оценить, насколько глубоко ученики усвоили материал. Затем, на основе результатов, можно планировать дальнейшее обучение, направленное на углубление понимания и развитие навыков аналитического и креативного мышления.

Вместо заключения

Таксономия SOLO — это ещё один мощный инструмент в арсенале преподавателей и тренеров. Она помогает понять, как глубоко ученики усвоили материал, и как их можно поддержать на пути к более глубокому и структурированному пониманию. Если вы хотите, чтобы ваши ученики не просто знали факты, а действительно понимали их и могли применять на практике, стоит попробовать использовать SOLO в своей практике.

22
1 комментарий

Важно отметить, что SOLO фокусируется на глубине понимания материала, что может быть полезно при планировании учебных целей

Ответить