Планирование курса: Прямой или Обратный путь?

Прямое проектирование начинается с выбора учебных материалов и методов, а затем строится курс, исходя из этих ресурсов. По сути, преподаватель решает, какой контент и активности будут использоваться, а уже потом формулирует цели и планирует оценочные задания.

Планирование курса: Прямой или Обратный путь?

Обратное проектирование (Backward Design) наоборот: начинается с конечных целей — того, что студенты должны знать и уметь делать после курса. Сначала определяются результаты обучения, затем разрабатываются оценочные задания, и только потом выбираются материалы и методы, которые помогут достичь этих целей.

Планирование курса: Прямой или Обратный путь?

В чем разница? Прямое проектирование может привести к курсу, который сосредоточен на контенте, но не всегда на результатах. Обратное проектирование, напротив, гарантирует, что все элементы курса работают на достижение чётких целей, что делает обучение более целенаправленным и эффективным.

Пример 1: Прямое проектирование

Ситуация: Учитель английского языка решает провести курс по грамматике. Подход: Он начинает с выбора учебника и дополнительных материалов, затем планирует уроки, опираясь на содержание учебника, и в конце формулирует цели и задания для проверки знаний. Результат: Курс фокусируется на материалах учебника, но может не учитывать, насколько хорошо ученики усвоили ключевые концепции.

Пример 2: Обратное проектирование

Ситуация: Методист разрабатывает курс по цифровому маркетингу для предпринимателей. Подход: Сначала определяются цели — например, «После курса студенты смогут запускать рекламные кампании в социальных сетях». Затем разрабатываются задания, которые помогут оценить, достигнуты ли цели. И только потом выбираются материалы и методы, которые поддержат достижение этих целей. Результат: Курс чётко направлен на достижение поставленных целей, и каждое занятие работает на их реализацию.

Пример 3: Комбинированный подход

Ситуация: Университет разрабатывает новый курс по истории искусства. Подход: Курс начинается с формулировки целей (обратное проектирование), но в процессе разработки преподаватель добавляет материалы и задания, основываясь на своих знаниях и доступных ресурсах (прямое проектирование). Результат: Курс сочетает чёткую ориентацию на результаты с гибкостью в подборе содержания и методов.

Сочетание разных подходов в проектировании курсов, таких как прямое и обратное, — это отличный способ создать сбалансированный и эффективный образовательный продукт. Прямое проектирование позволяет быстро адаптироваться к имеющимся материалам, а обратное — чётко сфокусироваться на достижении целей обучения. Вместе они дают гибкость в выборе содержания и методов, а также обеспечивают достижение запланированных результатов. Использование обоих подходов позволяет создать курс, который будет не только информативным, но и целенаправленным, отвечающим потребностям студентов.

33
Начать дискуссию