{"id":13461,"url":"\/distributions\/13461\/click?bit=1&hash=d44d764333f29771436df5067c05cc2a677654f2636217c5226c22b0c2af5093","title":"\u0412\u0436\u0443\u0445 \u2014 \u0438 \u0432\u0430\u043c 16 \u043b\u0435\u0442. \u0427\u0442\u043e \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0438\u0442\u0435 \u0432 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438?","buttonText":"\u0412\u0441\u0451","imageUuid":"278ea8b2-fa78-58ff-aadc-98200bf4422e","isPaidAndBannersEnabled":false}
Anton Piklyaev

Визуальный язык саратовского транспорта. Глава 2.1 «Схемы и маршрутоуказатели. Трамвай.»

Схемы движения саратовского транспорта отвечают всем 5 основным принципам, заложенным в локальное брендирование:
1. Историческая преемственность
2. Инклюзивность
3. Отсечение лишнего
4. Цветовое кодирование
5. Смешение географического
и схематического принципов
Разработан стандарт и реализованы схемы: трамвайных маршрутов, троллейбусных маршрутов, и мультимодальная схема электротранспорта, на которой нанесены одновременно и трамвайные, и троллейбусные маршруты, и линия городской электрички.

Рамка схемы

Базовым видимым размером салонных схем принят размер 500 х 700 мм.

Обозначение вида транспорта

Основные размеры отступов в шапке схемы – 20, 15 и 5 мм. Расстояние между названием схемы и иконкой вида транспорта – 20 мм., расстояние между иконками видов транспорта на мультимодальной схеме – 5 мм.

Расположение иконок относительно текста: для троллейбуса и трамвая расстояние от внешних стен потолка и пола вагона должно составлять 20 мм. У электрички – от внешней стены потолка до начала (верхнего штриха) шпалы – 20 мм.

Оформление линий

Трамвайные маршруты обозначены на схеме линиями толщиной 4pt. Линия трамвайного маршрута № 3 (как будущего скоростного) – толщиной 8pt.Одиночные остановки на трамвайных маршрутах обозначаются кружком диаметром 2 мм., толщиной 2pt. На скоростном трамвае – диаметром 4 мм., толщиной 4pt.

Одиночная конечная трамвайных маршрутов обозначается кружком диаметром 3 мм., обводка – 4pt. Конечная двух маршрутов – диаметром 5 мм., трёх – 6 мм. Конечная скоростного трамвая – это кружок диаметром 6 мм. с обводкой 6pt. Остановки и конечные двух и более маршрутов – это прямоугольники шириной 2,5 мм. со скруглёнными углами.

Расстояние между линиями устанавливается в размере 3/4 мм. (около 2pt).
Поворот одиночной трамвайной линии на 45° осуществляется с кривой диаметром 16 мм. Для скоростного трамвая – 20 мм. При повороте двух и более линий – диаметр каждой следующей линии увеличивается на 4 мм.: 16 мм. – 20 мм. – 24 мм. и т.д. Поворотов на 90° быть не должно, однако при появлении такого поворота в качестве исключения – диаметр должен составлять 6 мм.

Типографика

Текстовое обозначение остановок опирается на 2 основных стиля: начертание Regular, кегль 15pt для остановок и начертание ExtraBold, кегль 28pt для конечных. Цвет текста – основной (K90).

Остановки по требованию обозначаются кеглем 12pt и цветом К50, ключевые остановки выделяются начертанием ExtraBold.

Стиль для станций электричек и троллейбусных остановок-пересадок – начертание Regular, цвет К50, кегль 12pt и 10pt соответственно.

Обозначение остановок

Базовое расстояние от линии до названия остановки – 3 мм. Расстояние может откладываться по горизонтали, по вертикали или по диагонали. 3 мм – это минимальное расстояние от названия остановки до других элементов (охранное поле).

Обозначение конечных остановок

Базовое расстояние от линии или кружка или овала конечной остановки до название составляет 4 мм. Расстояние может откладываться по горизонтали, по вертикали или по диагонали. Кружки, обозначающие номер трамвайного маршрута, имеют диаметр 11 мм, а расстояние между ними – 1 мм. Выравнивание может быть по левому, правому краю либо по центру. Пунктуация является выносной.

Градиент

При указании остановок нескольких видов транспорта используется градиент. Поворот градиента должен быть направлен в одну сторону с линией. Крайние точки цветов в случае двух линий должны находиться на отметках 20% и 80%.

Линии и остановки троллейбусов

Троллейбусные линии обозначены на схеме линией толщиной 4pt, цвета К20. Завершение линии оформляется градиентом до белого на расстоянии в 10 мм. Остановки троллейбуса, на которые можно сделать пересадку, обозначены кружком с диаметром 2,5 мм, толщина обводки – 1,5pt. Отступ от кружка остановки до её названия – 3 мм. Расстояние от линии до обозначения маршрутов – 3 мм. Ширина и высота значка номера троллейбусного маршрута – 3 мм. Расстояние между значками – 1 мм.

Линии и остановки городской электрички

Маршруты городской электрички обозначены на схеме линией толщиной 6pt, цвета K20. Станции электрички обозначены брусочками толщиной 1 мм белого цвета, размещёнными непосредственно на линии. Отступ от брусочка станции до её названия – 3 мм.

Пересадки

Пересадка указывается прерывистой линией, толщиной 1pt, цвета К20. Размеры штрихов и разрывов линий: 3pt : 3pt. Время пересадки указывается в формате X’или X мин. Шрифт: начертание Regular, кегль 10pt, интерлиньяж: 10pt, кернинг: 40, трекинг: Optical, цвет: K20.

Наложение названий на линии

Если название остановки накладывается на линию – под названием допускается размещение полупрозрачной плашки белого цвета, показатель Opacity: 65% для более контрастного отображения названия остановки.

Инклюзовность

Цвета маршрутов на схеме подобраны таким образом, чтобы люди с различными типами дальтонизма могли распознавать элементы, находящиеся на схеме рядом. При подборе новых цветов необходимо обязательно тестировать сочетания таким образом, чтобы на одном пересечении не встречались цвета, которые хотя бы при одном из вариантов дальтонизма могли смешаться и вызвать двоякое толкование.

Линейная схема в салоне

Линейная схема в трамвайных вагонах может быть на печатном носителе, либо на информационном табло. Печатная линейная схема может быть на один маршрут, либо на смежные маршруты, такие как 9 и 10, 4 и 6, 2 и 7. Размер должен быть рассчитан исходя из пространства в конкретной модели трамвайного вагона.

Поскольку в ближайшем будущем парк трамвайных вагонов в Саратове будет обновляться, в настоящем руководстве изложены только основные принципы оформления схем. За основу взяты варианты 1200 х 100 мм (пропорция 12:1) и 1250 х 250 мм (5:1).

За основу электронной схемы для стандартизации принципа визуализации информации взят размер 1200 х 200 (пропорция 5:1).

В дальнейшем стандарт будет доработан с учётом технических требований определённой медиасистемы.

Маршрутоуказатели

Указатели маршрута на троллейбусах и трамвайных вагонах могут быть электронными или печатными, в зависимости от оснащения подвижного состава.

При использовании электронных маршрутоуказателей на кабине указывается только точка назначения текущего рейса маршрута. Исходная точка не указывается. Таким образом размер цифры номера маршрута и название конечной остановки должны быть практически одинакового размера. При использовании печатных табло указываются обе конечные остановки. При использовании указателей большого размера могут также указываться промежуточные точки для лучшего понимания маршрута следования трамвая или троллейбуса.

Формулировки названий конечных и промежуточных остановок должны быть максимально краткими. Следует избегать необязательных технических слов, которые не улучшают читаемость, а делают название более длинным и трудным для прочтения. Данного подхода следует придерживаться не только при оформлении указателей, но также при наименовании самих остановочных пунктов.

Оформление маршрутоуказателей должно безукоризненно следовать правилам русского языка в части грамматики и пунктуации.

Маршрутоуказатель должен быть чётким и ясным и не содержать противоречий и быть хорошо читаемым как на расстоянии, так и вблизи.

Печатные маршрутоуказатели для трамвайных маршрутов

Поскольку количество трамвайных и троллейбусных маршрутов в Саратове невелико, данное руководство содержит примеры оформления всех маршрутов для всех типов подвижного состава Саратова: как варианты для кабины, так и для борта и заднего стекла.

Маршрутоуказатели для кабины и борта (вагон КТМ-5, КТМ-8 и КТМ-19)

Маршрутоуказатели для борта и номер для кабины вагона Татра Т3

Полный набор маршрутоуказателей: номер + конечные, номер + конечные и промежуточные, только номер (для кабины и заднего стекла либо форточных пространств вагонов).

Технические маршрутоуказатели

Исходя из практики эксплуатации вагонов на саратовском транспорте, остаётся важным разработка технических маршрутоуказателей.

Подобные указатели могут использоваться в следующих случаях:

- Вагон следует в депо

- Вагон следует по дежурному (ночному) графику

- Служебный вагон

- Экскурсионный (заказной) вагон

- Вагон совершает неполный маршрут

В подобных случаях следует использовать маршрутоуказатель, по типу повторяющий обычный, однако кружок для номера должен быть окрашен в цвет «Саратовский трамвай» (номер маршрута внутри кружка не ставится).

Тип служебного сообщения указывается шрифтом Refrigerator Deluxe, начертание ExtraBold. Текст должен заполнять всё пространство в 1 строку.

В следующей публикации - новая глава, которая регулирует оформление подвижного состава саратовского автобуса.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null