{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Визуальный язык саратовского транспорта. Глава 3.2 «Маршрутоуказатели. Автобус.»

Вступление

Указатели маршрута на автобусах разной степени вместимости могут быть электронными или печатными, в зависимости от оснащения автобуса оборудованием.

При использовании электронных маршрутоуказателей на кабине автобуса указывается только точка назначения текущего рейса маршрута. Таким образом размер цифры номера маршрута и название конечной остановки должны быть практически одинакового размера. При использовании печатных табло указываются обе конечные остановки.

Формулировки названий конечных и промежуточных остановок должны быть максимально краткими. Следует избегать необязательных технических слов, которые не улучшают читаемость, а только делают название более длинным и трудным для чтения. Такого подхода следует придерживаться не только при оформлении указателей, но также при наименовании самих остановочных пунктов.

Оформление маршрутоуказателей должно безукоризненно следовать правилам русского языка в части грамматики и пунктуации. Он должен быть чётким и ясным, не содержать противоречий и хорошо читаться как на расстоянии, так и вблизи.

Некоторые примеры подхода к оформлению саратовского транспорта, который требует изменения (фото из официального Инстаграм-канала МКУ «Транспортное управление Саратова» @mkutransportnoe).

Оба вида маршрутоуказателей (электронные и печатные) могут быть трёх видов: для кабины, для борта и для заднего стекла. Тип информации, которая размещается на соответствующих указателях, можно разделить следующим образом:

Маршрутоуказатель для кабины:

• Только номер маршрута; или

• Номер маршрута и текущее направление – одна конечная (только для электронных маршрутоуказателей); или

• Номер маршрута и обе конечные.

Маршрутоуказатель для борта:

• Номер маршрута и текущее направление – одна конечная (только для электронных маршрутоуказателей); или

• Номер маршрута и обе конечные; или

• Номер маршрута, обе конечные и основные промежуточные остановки.

Маршрутоуказатель для заднего стекла:

• Только номер маршрута.

Основные принципы расчёта размеров отступов и шрифта

Для удобства пользования, мы разделили маршрутоуказатели по отношению ширины к высоте, чтобы после замера окна для маршрутоуказателя можно было быстро принять решение, какой тип указателя подходит для конкретной модели автобуса. После замера необходимо вычислить универсальную переменную по формуле:

X = высота (мм) / 10.

Все отступы привязаны к данной величине.

Рекомендованные размеры кегля также привязаны к переменной Х. Эти показатели будут указаны для каждого типа маршрутоуказателя.

Маршрутоуказатель «1 строка» с пропорцией 8:1 и более

Данный тип указателя используется только на кабине автобусов большой вместимости.

Размер кегля для указания названия остановок составляет Х*20, кернинг: от 0 до 40, трекинг: Optical.

Пример маршрутоуказателя размера 1600х200. Кегль текста: 400pt, кернинг: 20

Маршрутоуказатель «1+1 строка», с пропорцией от 8:1 до 5:1

Данный тип указателя также используется только на кабине автобусов большой вместимости.

При пропорции 8:1

Размер кегля для первой строки названия остановок составляет Х*10, для второй – Х*4, кернинг: от 0 до 40, трекинг: Optical.

При пропорции 5:1

Размер кегля для первой строки названия остановок составляет Х*16, для второй – Х*8, кернинг: от 0 до 40, трекинг: Optical.

Пример маршрутоуказателя размера 1600х200. Кегль текста 1: 320pt, текста 2: 160, кернинг: 20
Пример маршрутоуказателя размера 1000х200. Кегль текста 1: 220pt, текста 2: 80, кернинг: 20

Маршрутоуказатель «2 строки», с пропорцией от 8:1 до 5:1

Данный тип указателя также используется на кабине автобусов, однако также при наличии крепления соответствующего размера допустимо использовать данный тип на борту автобуса.

Рекомендованный размер кегля составляет Х*10, кернинг: от 0 до 40, трекинг: Optical.

Пример маршрутоуказателя размера 1600х200. Кегль текста: 200pt, кернинг: 20

Маршрутоуказатель «3 строки», с пропорцией от 5:1 до 3,5:1

Данный тип указателя также используется на кабине автобусов, однако также при наличии крепления соответствующего размера допустимо использовать данный тип на борту автобуса.

Данный тип удобен когда маршрут между конечными проходит одну ключевую или важную остановку, например, проспект Кирова, площадь Ленина, вокзал или стадион «Волга».

При номере маршрута, состоящем из 1 или 2 цифр, допускается делать зелёный прямоугольник по форме ближе к квадрату и увеличивать кегль номера маршрута.

Рекомендованный размер кегля составляет Х*8, кернинг: от 0 до 40, трекинг: Optical.

Пример маршрутоуказателя размера 900х200. Кегль текста: 160pt, кернинг: 20

Маршрутоуказатель «1+3 строки», с пропорцией от 5:1 до 3,5:1

Данный тип указателя также используется только на борту автобусов.

При номере маршрута, состоящем из 1 или 2 цифр, допускается делать зелёный прямоугольник по форме ближе к квадрату и увеличивать кегль номера маршрута.

Рекомендованный размер кегля для текста 1 составляет Х*8, для текста 2 – Х*4, кернинг: от 0 до 40, трекинг: Optical.

Пример маршрутоуказателя размера 1000х200. Кегль текста: 160pt, кернинг: 20

Маршрутоуказатель «1+2+1 строки» и «1+3+1 строки», с пропорцией от 3:1 до 2,5:1

Данный тип указателя также используется только на борту автобусов.

При номере маршрута, состоящем из 1 или 2 цифр, допускается делать зелёный прямоугольник по форме ближе к квадрату и увеличивать кегль номера маршрута.

Рекомендованный размер кегля для текста 1 составляет Х*8, для текста 2 – Х*4, кернинг: от 0 до 40, трекинг: Optical.

Пример маршрутоуказателя размера 500х200. Кегль текста 1: 160pt, текста 2: 60, кернинг: 20

Маршрутоуказатель «Номер» с пропорцией от 1:1 до 2,5:1

Данный тип указателя также используется только на кабине либо на заднем стекле автобусов.

К размещению номера существует 2 подхода:

• Подгонка размера прямоугольника к размеру цифры;

• Подгонка цифры к размеру прямоугольника.

Приоритетным считается подгонка размера блока к размеру цифры (там где это технически возможно) с тем, чтобы цифра заполняла всё пространство прямоугольника.

Зелёный прямоугольник может иметь равные углы (квадрат), либо быть ориентированным по горизонтали (горизонтальная сторона больше вертикальной) (прямоугольник). Горизонтальная сторона никогда не может быть короче вертикальной!

Минимальный отступ от цифры до границы прямоугольника не может быть не меньше самого широкого штриха цифры.

Радиус скругления углов должен быть равным скруглённым углам цифр (диаметр равен 1,5 высоты прямоугольника).

Шрифт для обозначения цифры Refrigerator Deluxe начертание ExtraBold.

Электронные маршрутоуказатели

В зависимости от фирмы-производителя, существует больше количество различных электронных маршрутоуказателей.

При выборе маршрутоуказателя для саратовского автобуса необходимо учитывать несколько моментов:

• Минимальная высота светодиодного ЭМУ должна составлять 16 точек.

• Оптимальная высота светодиодного ЭМУ должна составлять 32 или 40 точек.

• Идеальный вариант маршрутоуказателя – яркий, контрастный экран в картинкой высокого разрешения.

• Приоритет должен быть отдан цветному ЭМУ, в котором есть зелёный и белый цвет.

• Учитывая особенности погоды в Саратове, при выборе ЭМУ обязательно проведение тестирования в солнечный день, в дождливый день и в снегопад.

Слева: Электронный цветной маршрутоуказатель ТТ4-Х8 от IT-LINE, 128х16 точек, размер 1024х128х50 мм. Справа: Светодиодный модуль для экрана QIANGLI Q3 07-Pro
размер: 320х160 мм, высота: 52 точки
Электронный маршрутоуказатель на автобусе ЛиАЗ-6213.65 , Мосгортранс. Фото: Владислау, сайт https://fotobus.msk.ru/
Боковое электронное табло на вагоне «Москва-2020» московского метрополитена

Для светодиодных ЭМУ высотой 16 точек разработан стандарт отображения информации, а для номера маршрута и названий конечных остановок адаптирован основной шрифт Refrigirator Deluxe начертания ExtraBold.

В зависимости от качества ЭМУ при тестировании необходимо проверить 2 варианта отображения номера маршрута: белая цифра на зелёном прямоугольнике, либо более контрастный вариант: белая цифра рядом с выключенными светодиодами, с зелёной обводкой.

Набор цифр для оформления номеров выглядит следующим образом:

Полный набор букв для русского языка для табло высотой 16 точек должен использоваться из данного набора символов.

При использовании светодиодных табло более высокого разрешения (высотой 32, 40, 52 точки и выше) качество изображения будет выше. При использовании светового табло высокого разрешения качество указателя должно быть совершенным.

Сравнение отображения информации на светодиодном табло с высотой 16 и 40 точек
Варианты отображения номера маршрута на табло разрешением 32х32 точки

По ссылке вы можете скачать шаблон маршрутоуказателей для печати или макеты готовых маршрутоуказателей:

В следующей публикации – новая глава, в которой я расскажу про визуальный язык будущей городской электрички Саратова.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда