Администрация США: сговор и антиконкурентное поведение американских работодателей ухудшают положение работников

Издание NYT наконец отвлеклось от главной внешнеполитической темы и вернулось к обсуждению внутренних проблем США. Колумнист издания изучил отчет администрации Байдена о рынке труда США. Выводы неутешительные для наемных работников: сговор и другие ограничения конкуренции, вводимые работодателями, сдерживают рост заработных плат и перспективы работников на рынке труда.

В последнее время появилось много сообщений, что рынок труда перегрет, что дает работникам преимущества. Однако новый отчет администрации Президента говорит, что пока преимущества на стороне работодателя. Работники ограничены в своих правах менять работодателя и требовать более высокую заработную плату.

В докладе, опубликованном в понедельник Министерством финансов, утверждается, что работодатели почти не конкурируют за работников, что позволяет им платить значительно меньше, чем если бы конкуренция была выше.

Ben Harris, помощник секретаря Казначейства: «Многие признают, что идея конкурентного рынка труда - это фикция. И это мнение кардинально изменило нашу экономику».

Что за отчет о рынке труда США?

Отчет Министерства финансов был опубликован по следам обещания, сделанного Президентом Байденом прошлым летом. Президент выпустил указ, согласно которому его администрация должна была решить вопрос экстенсивной концентрации работодателей на рынке труда.

Согласно отчету на рынке труда США имеет место нехватка конкуренции среди работодателей, что отражается на работниках. Они получают на 15-25% меньше, чем могли бы получать, если бы рынок был конкурентным. Администрация Президента будет применять все возможные инструменты для восстановления конкуренции на рынке.

Tim Wu, специальный советник президента по технологиям и конкурентному рынку в Национальном Экономическом Совете: «Этот отчет - заявление администрации Президента о своей позиции в части антимонопольного законодательства на рынке труда. Администрация посылает четкий сигнал о том, в каком направлении движется антимонопольное законодательство и политика».

Betsey Stevenson, профессор экономики Университет Мичигана: «В экономике обычно происходит так: зар.платы растут, когда работники меняют работодателя или получают предложение о работе, которое убедит текущего работодателя повысить им зар.плату. Компании обычно это прекрасно понимают. И находят простое решение. Если мы перестанем конкурировать, то так будет лучше».

Профессор был членом Совета экономических консультантов при Обаме.

Выводы из отчета Министерства финансов

1.Работодатели практикуют соглашения, ограничивающие конкуренцию за работников на рынке труда.

Американские работодатели заключают соглашения о неконкуренции, которые не разрешают работникам устроиться на работу к конкуренту. Также они обязывают работников подписывать соглашения о неразглашении информации, запрещающие им обсуждать заработную плату и условия труда. Это информация является ключевой для работников, чтобы понимать свои возможности. Часть компаний заключает соглашения о запрете найма работников друг друга (no-poaching agreement).

Seth Harris, заместитель директора Национального Экономического Совета: «Есть целый список неявных работнику способов ограничить их возможности в переговорах с работодателем и усилить позиции работодателя».

Все это происходит на фоне больших экономических изменений, которые сужают возможности многих работников, особенно в секторе низкооплачиваемых рабочих мест.

2.Недостаток конкуренции на рынке труда является причиной, почему заработная плата в США сегодня едва ли превышает уровень, который был 50 лет назад.

Betsey Stevenson: «Тот факт, что работники получают меньше, чем раньше, является проблемой уже долгое время».

3. Отсутствие конкуренции распределяет национальный доход в пользу владельцев капитала.

Неконкурентный рынок труда приводит к сокращению доли национального дохода, которую получают работники. Это также увеличивает долю, которая идет к владельцам капитала.

4. Отсутствие профсоюзов ухудшило конкуренцию на рынке труда

Практики, убивающие конкуренцию, расцветают, когда мало конкурентов. Если на рынке мало работодателей, то работники, конечно, могут подписать соглашение о неконкуренции, но потребуют за это высокую компенсацию.

Suresh Naidu, профессор экономики Университет Колумбии, считает, что такие инструменты, как установление минимальной оплаты труда и профсоюзы со временем ослабли. «Факторы, которые ранее сдерживали неконкуретное поведение работодателей, исчезли».

Сегодня профсоюзы не имеют значения в большинстве индустрий. Только 6% работников частных компаний состоят в профсоюзах. Минимальный уровень оплаты труда, утвержденный на федеральном уровне, составляет $7,25 в час. Этот уровень настолько низкий, что не имеет значения для работников на низкооплачиваемых рабочих местах.

5. Ухудшение условий труда в отсутствие конкуренции

Более того, работодатели, которым не нужно конкурировать за работников, сокращают льготы и предлагают нелучшие условия труда: непредсказуемые графики с условием сделать работу "точно в срок", навязчивый контроль на рабочем месте, низкий уровень безопасности рабочих мест, отсутствие перерывов для отдыха.

Неконкурентный рынок труда снижает занятость в принципе. Продуктивность труда падает, если работники не могут перейти на работу, которая больше соответствует их навыкам и компетенциям. Соглашения о запрете найма работников друг у друга препятствуют развитию бизнеса, так как предприятия не могут найти работников.

Что происходит на рынке труда в части ухудшения положения работников

Работа по договорам аутсорсинга- например, уборщики, работники общепита, охрана, - это передача рабочих мест специализированным компаниям. Компании передают работу персоналу, который убирает, обслуживает или охраняет другие компании. Это снижает возможности на рынке труда для низкооплачиваемых работников.

Слияния и поглощения, результатом которых стало объединение госпиталей, домов престарелых, предприятий пищевой промышленности и других компаний, привели к снижению конкуренции работодателей. У наемных работников стало меньше возможностей найти лучшие условия работы.

Согласно отчету, количество госпиталей в США сократилось с 7 156 в 1975 году до 6 093 в 2021г. Это привело к стагнированию заработных плат медицинского персонала, работников фармацевтики и других секторов здравоохранения.

Отношение к минимальному уровню заработной платы труда у компаний и законодателей в США было всегда скептичным.

Исследование МРОТ и занятости в ресторанах фаст фуд David Card и Alan B. Krueger (1992)

Ученые David Card и Alan B. Krueger из Принстонского университета опубликовали исследование рынка труда фаст фуда в Ньюджерси и Пенсильвании в 1992 году.

David и Alan исследовали уровень занятости в 410 ресторанах быстрого питания до и после повышения уровня минимальной оплаты труда с $ 4,25 до $ 5,05 в час.

Выбор на рестораны фаст фуд пал неслучайно. Эти сети быстрого питания были главными работодателями в секторе низкооплачиваемых рабочих мест. В 1987 фаст фуд рестораны давали работу 25% персонала в секторе ресторанного бизнеса штатов Ньюджерси и Пенсильвании.

Также продукция ресторанов фаст фуд гомогенна, так же как требования к работникам. Исследовать такую индустрию легче, чем, например сектора высокотехнологичных товаров и услуг.

Ученые отметили, что рестораны фаст фуд легко отзываются на телефонные опросы. Но потом отметили, что рестораны сети Макдональдс вообще отказались отвечать на вопросы по телефону, их пришлось исключить из выборки. Опрашивали сети Burger King, KFC, Wendy's, и Roy Rogers.

Стоит отметить, что в штате Нью-Джерси МРОТ повышался постепенно. В ноябре 1989 года опубликовали первый закон о повышении с $3,35 в час до $3,8, который вступил в силу 1 апреля 1990г. Через год, с 1 апреля 1991 года МРОТ повысили до $4,25 в час. И в апреле 1992 года МРОТ достиг $5,05.

Ученые обнаружили, что увеличение минимального размера оплаты труда не привело к снижению безработицы в исследуемых ресторанах фаст фуд двух штатов.

Эта работа стала началом исследований конкуренции на рынке труда.

Администрация Президента США: поменять ситуацию на рынке труда будет непросто

Администрация Байдена не смогла добиться увеличения минимальной оплаты труда до $15 в час.

В Конгрессе не прошел закон, облегчающий создание профсоюзов работниками. Более легкой задачей будет борьба с соглашениями о запрете найма работников из компании-конкурента и другими соглашениями, способствующим снижению конкуренции на рынке труда.

В прошлом году антимонопольная служба Министерства юстиции возбудила несколько дел, оспаривающих законность соглашений о запрете найма персонала у конкурента и устанавливающего уровень оплаты труда. В январе 2021 года четырем менеджерам агентств по оказанию медицинской помощи в штате Мэн были предъявлены обвинения в сговоре с целью снижения заработной платы и ограничения в смене работодателя во время пандемии.

Почему то, до сих пор применение антимонопольного законодательства на рынке труда воспринимается как что-то новое. Обычно антитраст использовался для предотвращения антиконкурентного поведения, которое вызывает повышение цен для потребителя на товары и услуги.

Убедить судью, что, к примеру, слияние окажет негативное влияние за заработные платы, - сложнее.

Юридическая компания White & Case: запрет на слияние издательских домов Penguin Random House и Simon & Schuster снизит гонорары авторам. Такое решение антимонопольной службы отражает политику администрации Президента, которая направлена не только на снижение вреда антиконкурентного поведения игроков на цены для потребителей, но и на общество в целом.

Отчет Министерства финансов о рынке труда: https://home.treasury.gov/news/press-releases/jy0634

Исследование David Card и Alan B. Krueger https://davidcard.berkeley.edu/papers/njmin-aer.pdf

Начать дискуссию