Байден выступает за признание гиг работников штатными сотрудниками. И на это есть причина

Администрация Байдена поддерживает установление четких правил, кого считать независимыми контрактниками, а кого – штатными сотрудниками. Минтруд опубликовал предложение, включающее в себя набор критериев, на основании которых компании будут обязаны категоризовать своих работников. Среди них: уровень квалификации работников, длительность работы или услуг и сколько работник тратит собственных финансовых средств на приобретение оборудования для выполнения работ, является ли работа, выполняемая работником, профильным видом бизнеса работодателя. Все эти критерии отвечают на вопрос: контрактник занимается своим бизнесом или он - часть бизнеса заказчика?

Предложение Минтруда знаменует собой некоторую победу правозащитников в их борьбе с платформами, которые предлагают работу в статусе контрактника. По мнению части гиг- работников и правозащитников платформа не позволяет работникам самим устанавливать плату за свои услуги или отказываться от заказа (за это –штраф), поэтому считать таких работников контрактниками некорректно. Однако, Lyft заявляет, что 95% ее водителей работают менее 20 часов в неделю и получают оплату выше МРОТ. Платформа предоставляет гибкость своим работникам. Представители розницы считают, что новый закон будет стоить денег работодателям, и всем предстоят долгие годы судебных разбирательств, чтобы выяснить, где точно находится эта граница между контрактником и штатным сотрудником.

Защитники прав работников считают, что смена статуса гиг работников будет большой победой. Компании считают, что возрастут затраты и неопределенность.

Министерство труда предложило новое правило, благодаря которому водители служб доставок, уборщики помещений, строители и другие гиг-работники будут считаться штатными сотрудниками. Они смогут рассчитывать на бенефиты и защиту своих прав.

Такое предложение Министерства труда сводит на нет усилия администрации Трампа и возвращает намерения администрации Обама четко определить критерии, по которым работник считается контрактником или штатным сотрудником.

Marty Walsh, министр труда: «Хотя гиг-работники играют важную роль в экономике, но мы заметили, что во многих случаях работодатели переводили своих штатных сотрудников в категорию контрактников. Это касается наиболее уязвимой категории работников. Такое решение работодателей лишает работников защиты их трудовых прав, включая право на справедливую оплату труда и получение зар.платы».

Предложение Минтруда должно сначала пройти этап общественных консультаций, и пройдут месяцы, пока оно вступит в силу. Бизнес модель компаний, доминирующих в гиг экономике, такие как Lyft and Uber, основывается на гиг-работниках. Они выступают против предложения, аргументируя, что внедрение новшества будет дорого стоить экономике и создаст непредсказуемые последствия.

Какая разница между контрактником и штатным сотрудником?

Контрактник работает на себя

Patricia Campos-Medina, исполнительный директор Worker Institute в Cornell University: контрактники существовали всегда, но они стали занимать все большую часть экономики с 2000х, когда начался бум услуг, основанных на приложениях.

В 2000-х и 2010-х мы наблюдали «злоупотребление корпорациями, а именно перевод штатных сотрудников в статус контрактников».

Patricia Campos-Medina: контрактник – тот, кто работает по контракту «короткий период времени на задаче, которая не является основным видом бизнеса заказчика. Контрактник выполняет какую-то рутинную задачу, чтобы заказчик сосредоточился на выполнении профильной функции».

Штатный работник компании попадает под целый ряд федеральных законов, защищающих его права.

В чем суть предложения Минтруда?

Adam Sencenbaugh, партнер юридической компании Haynes and Boone: минтруд предлагает четко развести понятия контрактника и штатного сотрудник, пересмотрев подход администрации Трампа. За основу берется контроль работника над своими доходами и расходами. Это облегчит категоризацию работников и контрактников.

Дополнительные параметры: уровень квалификации работников, длительность работы или услуг и сколько работник тратит собственных финансовых средств на приобретение оборудования для выполнения работы. Также предстоит определить, насколько критична для бизнеса компании работа, выполняемая контрактником, и выполняет ли он ее наряду с штатными сотрудниками.

Adam Sencenbaugh: «Все это отвечает на один вопрос: контрактник занимается своим бизнесом или он - часть бизнеса заказчика?»

Подход администрации Байдена нивелирует аргумент, выдвигаемый гиг-компаниями, что контрактник имеет возможность работать на несколько платформ, если использует собственное средство передвижения.

Почему это предложение важно?

Statista: в 2021 году 23,9 млн американцев были «независимыми контрактниками с неполной занятостью», и 17 млн – контрактниками на полный рабочий день.

Опрос Pew Research Center в 2021 году выявил, что 16% американцев хотя бы один раз в жизни работали гиг-работниками на платформе, например, доставляли товары или продукты.

Работники и правозащитники выступают против игроков гиг экономики еще со времен пандемии, заявляя, что платформы получили огромные прибыли, уклонившись от выплат стандартных бенефитов, которые должны быть у каждого штатного работника.

Rondu Gantt, водитель в Uber, Lyft и DoorDash: «Многие годы гиг корпорации злоупотребляли устаревшим трудовым законодательством, чтобы избежать ответственности перед своими работниками, среди которых по большей части мигранты и цветные. Новые правила позволят установить защиту для работников гиг-индустрии и дадут им возможность требовать уважения и безопасности на рабочем месте».

Nicole Moore, президент движения Rideshare Drivers United: это «заблуждение», что водители считаются контрактниками.

Nicole Moore: водители служб доставок популярных приложений не устанавливают цену на свои услуги и не имеют права отказаться от заказа, так как они потеряют из-за этого деньги. «Как можно говорить о независимости водителя, если у него есть только одно право – включить приложение, если он хочет работать, и отключить приложение, когда он не хочет работать».

Точно ли всем гиг работникам нужно новое правило?

Многие компании строят свою бизнес модель на работе гиг-работников, включая водителей на таких платформах как Uber и Lyft и доставщиков товаров и продуктов.

Camille Olson, юридический советник Coalition for Workforce Innovation, правозащитной организации: фрилансеры составляют львиную долю работников в таких областях как здравоохранение, строительство, масс медиа и профессиональные услуги.

Camille считает, что гиг экономика предоставляет «почти неограниченные возможности для свободы и гибкости» для некоторой категории работников.

Она отвергает аргумент администрации Байдена, что многие из гиг-работников хотели бы считаться штатными сотрудниками. Причина в том, что многие гиг работники не работают сверхурочно и часто получают оплату труда выше МРОТ.

«Новое правило ограничит возможности компаний предлагать гибкие варианты условий и оплаты труда, которые нравятся многим работникам».

Что думают компании о новом правиле Минтруда

В день, когда Минтруд озвучил свое предложение, акции Lyft и Uber упали на 12%, хотя обе компании заявили, что новое правило никак не угрожает их бизнесу.

В своем блоге Lyft написала: «это не заставит Lyft поменять модель бизнеса». Компания заявила, что 95% ее водителей работают менее 20 часов в неделю.

CR Wooters, глава GR в Lyft: предложение Минтруда «пытается вернуть нас в период президентства Обамы, когда наша индустрия значительно росла».

Edwin Egee, вице-президент по GR в Национальной Ассоциации ритейлеров: многие компании, нанимающие контрактников, обеспокоены.

Edwin: «Мы полагаем, что такое правило добавит неопределенности и создаст дополнительные обязательства нашим членам, которые сейчас работают с контрактниками. Им придется внести изменения в их работу».

Такая трансформация потребует много времени для работодателей, чтобы принять соответствующие меры в отношении работников. И наверняка появятся юридические вопросы.

«Это будет стоить денег», - убежден Egee. «И как это обычно бывает будут годы судебных разбирательств, чтобы окончательно определить, где находится эта граница между работником и контрактником».

Начать дискуссию