Сенатор Уорен намеревается помешать монополии Бигтеха в автомобильной отрасли

Сенатор Элизабет Уорен, яростный борец с доминирующими на рынке техно гигантами, обратилась в ФАС и Минюст США с призывом предотвратить надвигающееся создание монополий в автомобильной отрасли. Сенатор отметила, что Биг Тех компании: Amazon, Apple и Google, пытаются проникнуть и закрепиться на приборных панелях автомобилей американцев. Причем техно гиганты используют старые и проверенные ими методы в других индустриях: контроль рынка приложений для автомобилей и автомобилистов, создание заградительных барьеров внешним разработчикам на новый рынок приложений и систем для автопрома, скупка конкурентов. Уорен обращает внимание, что техно гиганты получают эксклюзивный доступ к данным автомобилей, что дает им конкурентное преимущество перед самими автопроизводителями, так как позволит им разработать свои приборные панели и беспилотники. Сенатор отмечает, что проблему лучше предотвратить, чем устранять последствия. ФАС и Минюст, конечно, рады бы защитить инновации и не дать Биг Теху задушить конкуренцию, но суды в США благосклонны к корпорациям, и дела по антимонопольным исками длятся годами, а то и десятилетиями.

Сенатор Уорен обратилась к американской ФАС и Министерству юстиции с просьбой обратить внимание на попытки Amazon, Apple и Google проникнуть в приборную панель американских автомобилей.

У сенатора появилась новая цель в Бигтехе: растущее проникновение технологических компаний в автомобили.

Обращение в ФАС и Минюст: техно гиганты могут навредить конкуренции в автопроме

Недавно Уорен отправила шесть страниц текста двум главным лидерам антимонопольного законодательства - Lina Khan, главе американской ФАС, и Jonathan Kanter, главе антимонопольного отдела Министерства юстиции США – с просьбой обратить внимание на экспансию бигтех компаний в автомобильную отрасль. Сенатор надеется, что если принять меры сейчас, то удастся избежать «захвата автомобилей» техно компаниями, как случилось с компьютерами, телефонами и домами.

Биг Тех намеревается «захватить» приборные панели автомобилей и превратить их в гигантский аналог смартфонов или умной колонки Echo. В этом случае технологические гиганты получат дополнительный источник данных о пользователях и будут контролировать новую индустрию. Другим компаниям будет сложнее конкурировать с Биг техом.

Элизабет Уорен: «Я уже давно заявляю об увеличивающемся доминировании Биг Теха в нашей экономике. Экспансия в автомобильную индустрию – это последняя попытка техно глобалистов уничтожить конкуренцию в новом секторе. Это продвижение может привести к негативным последствиям для американских работников, разработчиков и потребителей, а также поспособствует снижению инноваций и более высоким ценам».

Антиконкурентные практики БигТеха волнуют не только сенатора Уорен

Сенатор Уорен не единственная, кто опасается последствий захвата Биг техом автомобильной индустрии. В прошлом апреле 11 членов Демократической партии отправили письмо с похожим содержанием главе ФАС Lina Khan, главе отдела ФАС в Минюсте Jonathan Kanter и сенаторам Amy Klobuchar и David Cicilline, возглавляющим подкомитеты по антиконкурентным практикам.

Демократы высказали опасение, что Биг Тех хочет стать «универсальным магазином для автопроизводителей, предлагающим все: от сбора данных, облачных услуг, аналитики, навигации, голосовых помощников и до беспилотных систем».

Техно гиганты пытаются заработать на собственной разработке решений для автомобильной индустрии. Автопроизводители годами устанавливают ПО для развлекательного контента не лучшего качества в свою продукцию. Причем неуклюжесть и неудобство приборной панели автомобилей становится очевидным при сравнении с тем, что автомобилисты находят в своих смартфонах, когда пользуются навигатором или слушают музыку.

В 2019 году Ford вынужден был пойти «на мировую» по коллективному иску и выплатить $17 млн за крайне «корявую» систему MyFord Touch на базе Микрософт. Теперь автопроизводители все чаще обращаются к БигТеху, чтобы они сделали для них то, что у автопрома не получается сделать хорошо.

Peter Schottenfels, представитель Гугл: «Автопроизводители заключают партнерства с технологическими компаниями, чтобы улучшить опыт своих клиентов».

Почти каждая новая проданная машина имеет интеграцию с таким ПО, как Android Auto от Гугл, CarPlay от Эппл или Alexa от Амазон, а иногда и со всеми тремя системами.

Прогноз аналитиков: техно гиганты будут почти в каждом новом автомобиле

По прогнозами аналитиков Android Automotive Operating System (AAOS) от Гугл будет установлена в 70% всех новых машин к 2028 году. Это довольно большой рывок, так как сегодня менее 1% новых машин поддерживают AAOS. Android Auto и AAOS – разные системы. Android Auto установлена на смартфоне с ОС Андроид, а AAOS – встроена в ПО автомобиля. Если вы находитесь за рулем автомобиля, то голосовые помощники Siri, Alexa и Google путешествуют с вами.

Сенатор Уорен считает, что люди «имеют право на более низкие затраты и больший выбор» в своих автомобилях. Уорен уверенна, что доминирование Биг Теха в автомобильной индустрии «вполне вероятно приведет к противоположным результатам» со временем.

Биг Тех продолжает применять свою антиконкурентную практику в автомобильной отрасли

Обращение Элизабет Уорен в ФАС содержит описание практик Биг тех компаний, которые они используют в других индустриях, направленные на поддержание их монопольного положения. Амазон хвалит Alexa Auto за то, что она помогает автомобилистам легко выбирать товары на Амазоне прямо в машине, пока они ждут зеленого светофора, или слушать аудиокниги от Audible Amazon, пока стоят в пробках.

Если автопроизводитель хочет предлагать покупателям Google Maps, то но должен приобрести Google Automotive Services, в которую включены Гугл помощник и гугл стор. Такую практику Элизабет Уорен сравнивает с тем, как Микрософт обязывал пользователей Windows устанавливать Internet Explorer, что помогло техно гиганту достигнуть большей доли рынка интернет-браузеров. Практика Микрософт стала предметом антимонопольных разбирательств в конце 90х.

Google и Amazon заключили соглашение с автопроизводителями об обязательной установке приложений техно компаний в ПО автомобилей. Сенатор Уорен сравнивает такое соглашение с кейсом, когда Эппл предложил предустановить Google Search в браузерах Safari. Эппл также заставляет внешних разработчиков получить сначала одобрение Эппл, прежде чем их приложение будет предложено пользователям в CarPlay. Эта та же самая антиконкруентная практика, которую Эппл использует в App Store на своих устройствах.

Сенатор Уорен: «Позволяя Биг Тех компаниям устанавливать эксклюзивный контроль над правилами в приложениях для автомобилей, можно задушить только начинающий формироваться новый рынок».

Биг Тех создает свою приборную панель за счет автопроизводителей сегодня, чтобы конкурировать с ними в будущем

Элизабет Уорен также касается темы данных, которые техногиганты эксклюзивно собирают с автомобилей. Эти данные могут использоваться компаниями для создания автономных автомобилей, что дает техно гигантам конкурентное преимущество над автопроизводителями. Биг Тех не просто предоставляет сервис для приборных панелей автомобилей, он пытается делать свою приборную панель.

Сенатор также отмечает, что Биг Тех компании скупают конкурентов. Гугл приобрел своего конкурента по сервису Google Map – Waze, Амазон покупает беспилотные грузовики для своего сервиса доставки.

Peter Schottenfels: у покупателей и автопроизводителей есть большой выбор сервисов для автомобиля. «Сами автопроизводители инвестируют в создание аналогов Apple CarPlay, Amazon Alexa, Cerence и других».

Frankie Tobin, представитель Амазон: Alexa – один из нескольких помощников, доступных автомобилисту, помимо помощников, которые предлагает сама автомобильная компания. «Мы полагаем, что голосовые помощники будут доступны на всех ПО и устройствах (и автомобилях), а продукты для голосовых помощников будут проектироваться таким образом, чтобы быть доступными для всех поставщиков».

Эппл не прокомментировала обращение сенатора Уорен в ФАС.

ФАС: бороться с антимонопольной практикой в США не просто, ведь суды благоволят корпорациям, и дела рассматриваются годами

Элизабет Уорен: у антимонопольных органов есть шанс опередить компании, которые угрожают отрасли антиконкурентной практикой, а не действовать после того, как монополии уже появились. Kanter и Khan выразили желание начать проактивные действия в отношении антиконкурентных практик, хотя отметили, что это легче сказать, чем сделать. В США антитраст законодательство – а по сути, интерпретация его судебными органами – благоволит бизнесу, и рассмотрение дел длится годами, если не десятилетиями. Но иногда результат все же получается. Например, Микрософт была вынуждена отказаться от обязательной установки Internet Explorer при установке Windows.

Стоит понимать, что письменное обращение сенатора Уорен не является тригером обязательных мероприятий. Однако если БигТех компании осознают, что их экспансия в автомобильной отрасли будет под прицелом, они могут разрешить некоторые опасения регуляторов и автопроизводителей уже сейчас. Эппл ослабила контроль над своими устройствами в последнее время: в Safari можно выбрать любую поисковую систему и теперь можно удалять многие приложения с главного экрана iPhone. Техно гиганты могут начать задумываться перед покупкой конкурента, понимая, что данная сделка будет под вниманием регулятора.

Конгресс может вернуться к рассмотрению нового антимонопольного законодательства

В Конгрессе есть подвижки в сторону регулирования антимонопольных практик, а именно идет обсуждение Закона, который запретит сторам предустановку аффилированных приложений. Пока закон отложен, но всегда есть шанс, что Конгресс к нему вернется.

Элизабет Уорен: «ФАС и Минюст не должны ждать, пока проблема возникнет и нужны будут активные действия. Пришло время помешать техно гигантам задушить конкуренцию в автомобильной отрасли пока не поздно».

11 показ
3535 открытий
Начать дискуссию