{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как управлять загрузкой сотрудников в аутсорсинге и заказной разработке

Подсматриваем в монитор со специальной системой управления проектами и ресурсами для ИТ-компаний и подразделений.

Качество планирования приоритетно для компаний, ведущих заказную разработку и выполняющих аутсорсинговые ИТ-проекты. Основа правильного планирования — точная и своевременная оценка загрузки сотрудников. Специализированные инструменты помогают выстроить этот процесс. Один из таких — система «Орион», разработанная компанией iFellow.

«Орион» — это набор практик организации ИТ-процессов, реализованный на базе системы управления проектами. Продукт состоит из нескольких модулей и позволяет прогнозировать ресурсы, считать время сотрудников, оценивать прогресс в реализации проектов и улучшать качество бюджетирования. Мы заглянули в интерфейс «Ориона» и вот что там увидели.

Управление проектами и ресурсами

Паспорт проектов

Паспорт проекта отображает базовую информацию — сроки, команду, менеджера и другие параметры, а также позволяет управлять бюджетированием и трудовыми ресурсами.

Кто использует: проектный офис.

Что внутри: в паспорте проекта содержатся ключевые связи с основными потребностями учёта проектов и трудовых ресурсов:

  • Заявка на вакансию, если есть необходимость изменения состава команды или компетенций.
  • Добавление субподряда — контрагента с любым типом взаимодействия (ИП, сотрудники на ГПХ, самозанятые, внешние компании).
  • Отражение прогнозов по платежам.
  • Внесение трудозатрат, если табели команд велись во внешней системе.
  • Прогноз затрат проекта, исходя из плановой утилизации, позиций команды, их стоимости (по данным 1С) и сроков участия в проекте.

В ходе работ проектный офис своевременно дополняет необходимые данные, производит изменения по команде в одном окне. Причём паспорт имеет прямую связь с самой ИТ-разработкой — есть прямая ссылка, ведущая в пространства команд, организованные по своим правилам (канбан, скрам, релизы, принцип учёта задач в команде и фактические списания).

Отчёт «Паутинка»

Сводный анализ состояния проекта.

Кто использует: проектный офис.

Что внутри: информация о ходе проекта — соблюдение сроков и отклонения от плана. Справа на экране — реестр проектов с целями, бюджетами и командами. Они заполняются автоматически, подтягивая информацию из других пространств, где компания заводит задачи и ведёт бэклог. Часть данных интегрируется в отчёт из паспорта проекта.

По клику на проект разворачивается детализация. В таблице появляются параметры бэклога: аналитика, разработка, тестирование, плановые и фактические значения.

Например, на скриншоте в бэклоге разработки лежит 30 задач. Из них 12 выполнены — они находятся в столбце «Факт», шесть в процессе — это «План». Оставшиеся 12 ещё не взяли в производство — они помечены статусом «Открыты».

Сама «паутинка» выглядит как идеальный шестигранник, где каждый угол — один из важнейших параметров реализации проекта — например, разработка, аналитика, тестирование, доходы, расходы, комплектация команды. На экране этот отчёт расположен слева.

По «паутике» руководитель видит, как движется проект, и может выяснить, с чем связаны отклонения. Например, в идеальных условиях всегда должны быть задачи типа «аналитика», «разработка», «тестирование». Если проект небольшой и у него маленькая команда, то какого-то типа задач может не быть. Об этом знает проектный офис, но для топ-менеджмента будет интересно отслеживать весомые проекты с отклонениями от идеальных условий.

В нашей «паутинке» несколько шестигранников. Фиолетовый показывает идеальные границы «как должно быть», подразумевая, что 100% задач выполнены, доходы и расходы не вышли за плановые значения, команда укомплектована по плановому значению проекта. Зелёные границы — процесс проекта на данный момент: что открыто, какие показатели управляемы. Синий — граница, показывающая результаты от задуманного: сколько бэклога покрыто, сколько израсходовано и получено из плановых значений. Такая визуализация помогает руководству ежедневно держать все проекты в зоне видимости, погружаясь в детали только при необходимости.

«Модуль управления проектами и ресурсами «Ориона» — это набор функций для предупреждения критичных проблем. Для этого есть возможность учёта рисков на уровне пространства команд. В отчётности вы увидите сводную информацию о рисках во всём портфеле проектов компании. Это важно для принятия необходимых решений по управлению», — комментирует Сергей Зубарев, исполнительный директор iFellow и идейный вдохновитель системы «Орион».

По клику на поле «Риск» открывается таблица с его описанием: дата возникновения, ответственный менеджер, вероятные последствия — то есть убытки, которые понесёт компания при воплощении риска. В описании можно оценить, стоит ли тратить силы на устранение риска.

Управление ресурсами

Кто использует: топ-менеджмент, проектный офис, операционный департамент и бэк-офис (кадры).

Что внутри: таблица с данными о текущей занятости сотрудников на проектах компании. Она помогает оперативно управлять загрузкой, чтобы никто не сидел без дела и не был перегружен задачами. Горизонт планирования — 2 месяца.

В отчёте есть фильтры по компетенциям и технологическому стеку сотрудника. Так, в компании iFellow специалисты делятся по компетентностным практикам: аналитика, разработка, тестирование, управление бизнес-процессами (BPM) и т. д.

В «Орионе» таблица называется «скамейкой»: она показывает, кто может оказаться в запасных в ближайшее время. Жёлтые ячейки сигнализируют о небольшой просадке в занятости, красные — о простое сотрудников, фиолетовые — о перегруженности. Зелёные показывают, что всё в пределах нормы.

«Скамейка» позволяет оценить, сколько людей могут подключиться на новый проект и в какое время. Это полезно для пресейла и департамента продаж, тимлида и лидеров практик.

CRM-система

Кто использует: преимущественно коммерческий отдел, топ-менеджмент и проектный офис.

Что внутри: информация о прогрессе отношений с клиентами. Помогает не только формально фиксировать сделки и прогнозировать продажи, но и планировать будущую нагрузку на проектный офис.

Например, коммерческий отдел продвинулся в переговорах с клиентом. Это значит, что руководителя пресейл-направления вскоре привлекут к оценке проекта. На это нужно запланировать несколько часов или выделить сотрудника. Система оповещает об изменениях в воронке продаж, рассчитывая плановый выход на этап пресейла, поэтому руководитель соответствующего направления может спрогнозировать занятость отдела.

Проектный офис также следит за сделками: анализирует, каких специалистов не хватает, кого можно перевести с других задач, сколько человек ещё нужно нанять. Для этого в CRM есть страница с прогнозом продаж.

Исполнение поручений

Кто использует: руководители подразделений, их помощники.

Что внутри: реестр поручений руководителям подразделений от топ-менеджмента. С его помощью отслеживается прогресс в достижении стратегических и тактических целей, которые зависят от прямых задач операционного уровня (проектов, ресурсов и др.).

В этом модуле руководитель отслеживает прогресс поручений, не рискуя «провалиться» в микроменеджмент. Так, директор по продажам поручает айтишникам внедрить новую CRM-систему и перенести туда накопленные данные. Ответственный менеджер из ИТ выстраивает иерархию — кто что должен сделать, формирует подзадачи. При этом директору достаточно следить за статусом созданного поручения только на верхнем уровне.

Красным подсвечиваются задачи, к которым ещё не приступили, тёмно-зелёным — выполненные, светло-зелёным — те, что близки к завершению, а жёлтым — задачи, в которых до дедлайна осталась одна неделя.

Карточка сотрудника

Кто использует: тимлид, сам сотрудник, проектный отдел и бэк-офис.

Что внутри: базовая информация о сотруднике, перечень текущих проектов, оценка компетенций и план развития, обращения в техподдержку.

Базовая информация о сотруднике — это должность, компетенции, отдел, образование и сертификаты, прямой начальник и контактные данные. Например, на скрине мы видим карточку Анны. Она — младший руководитель проектного офиса, работает в Москве, у неё 30 дней неиспользованного отпуска.

Карточка сотрудника служит инструментом отслеживания текущих проектов, в которых участвует Анна. Мы понимаем её роль и загрузку. Она руководит несколькими проектами и уделяет каждому от 15% до 35% времени. Процент загрузки рассчитывается как доля от 160 рабочих часов в месяц. Все проекты Анны находятся в активной стадии. Из её карточки мы можем перейти в конкретный проект и увидеть его паспорт.

Страница содержит ссылки на отчёты по оценке компетенций (доступные ограниченному кругу сотрудников) и индивидуальный план развития, речь о которых пойдёт ниже.

В этом модуле также отображаются обращения в техподдержку. Сотрудники стучатся туда, если во внутренних системах iFellow возникают баги, ломается техника. В карточке виден статус обращения и имя исполнителя. Отсюда можно попасть непосредственно в задачу, чтобы скорректировать её или изменить статус.

Карточка полезна членам команды как единая точка входа в основные рабочие задачи — как свои, так и коллег. Набор доступной информации отличается от роли: Анна и её руководитель увидят все заполненные данные, а остальные сотрудники — лишь их часть, согласно общекорпоративным настройкам.

«Карточка используется и при планировании ресурсов на новые проекты: в ней можно детально посмотреть загрузку работника, вплоть до конкретных задач, получить сводную информацию по софт- и хард-скиллам», — комментирует Сергей Зубарев.

Опрос HR-360

Кто использует: HR-специалисты, тимлиды и руководители проектов, сами сотрудники.

Что внутри: результаты оценки компетенций по методологии «360 градусов»: самоопрос, оценка от коллег, руководителя и подчинённых (если есть).

В модуле настраивается частота проведения опроса и параметры, по которым он проводится, редактируются вопросы анкеты. Результаты автоматически подгружаются в карточку сотрудника и доступны самому работнику и его руководителю.

По результатам опроса система выстраивает результаты оценки компетенций. В нём отображается общий результат, разбивка по вопросам, оценка только от руководителя или от команды.

Опрос HR-360 позволяет подбирать людей в проектные команды, исходя не только из их ролей и хард-скиллов, но и из особенностей софт-скиллов. Если у сотрудника есть желание отслеживать свой прогресс, он может зафиксировать индивидуальный план развития с конкретными задачами и сроками. В планах iFellow — формирование карьерной траектории для каждого работника, который замотивирован на рост: он будет учитывать результаты опросов HR-360 и динамику показателей.

Индивидуальный план развития

Кто использует: сотрудники, их руководители, HR-специалист, ответственный за оценку.

Что внутри: рекомендации, которые помогут специалисту вырасти в грейде или подтянуть отстающие навыки.

Индивидуальный план развития, или ИПР, составляют для специалистов по их же просьбе.

Некоторые задачи подгружаются в план автоматически. Система предлагает их, отталкиваясь от результатов HR-360. Например, последняя оценка показала, что Владимир должен уделять больше времени развитию навыков коммуникации. В его ИПР появляются задачи по прохождению дополнительного обучения и другие рекомендации.

Руководитель вместе с сотрудником дорабатывает план и вносит в него недостающие задачи. HR-специалист выделяет бюджет на обучение, следит за прогрессом и сроками, назначает встречи для обсуждения статусов.

«Орион» разработан для компаний, которые занимаются реализацией ИТ-проектов — аутсорсингом, заказной разработкой ПО, поддержкой и развитием внутренних ИТ-решений. Продукт использует часть фишек систем управления проектами, привычных множеству команд, знакомых для ИТ-бизнеса. «Орион» используют разные по масштабу компании, у которых есть ИТ-подразделения, а также средний бизнес, который стремится оптимизировать бэк-процессы.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Роллон Пешеход

Отъебитесь уже от работников, оптимизаторы хуевы.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Сейчас очевидным кажется тренд: хочешь больше зарабатывать - нужно больше работать. Просто так зарплата не индексируется. А объяснить, что больше ты уже физически не можешь - не всегда получается :) Так что инструмент выглядит полезным не только для руководителей, но и для самих сотрудников

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Romanovich

Это новая разработка? Она полностью российская?

Ответить
Развернуть ветку
iFellow
Автор

Да, Вячеслав верно ответил, что "Орион" построен на платформе Jira. Гибкость данной платформы позволила нам сформировать такие инструменты.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Салютин

не совсем понимаю, что значит на основе? Это же проприетарное ПО, а если Atlassian уйдет

Ответить
Развернуть ветку
iFellow
Автор

Atlassian ушел с официальным представительством и официальной поддержкой с российского рынка, но мы можем продолжать использовать ПО Jira. Также продолжаем поставлять техническую поддержку продуктов Atlassian нашим клиентам за счет полноценного центра компетенций Atlassian в штате нашей компании. Большинство компаний на рынке не готовы без достаточного анализа и планирования бюджетов уйти с привычного и оплаченного продукта, на котором работает большое число пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
Rnatery

так ушла, лицензия осталась

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Zhitomirskiy

Это Jira

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Екатерина

А что пользователи сами говорят? Как оценивают систему?

Ответить
Развернуть ветку
iFellow
Автор

У нас было интервью с одним из заказчиков, который как раз рассказывал, зачем они внедряли систему (будучи кэптивной компанией, им требовалось повысить прозрачность работы), как это происходило (длинный подготовительный этап) и что получили в настоящий момент (увидели загрузку команд разработки и объем требуемых ресурсов на развитие продуктов).

Полная версия тут https://www.cnews.ru/articles/2023-01-24_kak_pervaya_portovaya_kompaniya_vnedryala

Ответить
Развернуть ветку
Катя Катя

Судя по подробному описанию системы, она действительно поможет в планировании и управлении. Время - ценный ресурс... Спасибо за "экскурсию" :))

Ответить
Развернуть ветку
Инна Миронова

Наконец-то компании научились управлять загрузкой сотрудников в аутсорсинге и заказной разработке! Значит ли это, что скоро мы узнаем тайные секреты успешной загрузки и начнем работать на 200% своей возможности, а не на 100%?

Ответить
Развернуть ветку
iFellow
Автор

Управление оптимальной загрузкой и производительность сотрудника — разные понятия. Производительность может измеряться совершенно другими инструментами, например, диаграммой сжигания бэклога, ретроспективами каждого этапа работ или спринта (если чистый scrum-подход в проекте), с большим количеством не инструментальных, а управленческих решений. Управление загрузкой позволяет в моменте увидеть достаточную / недостаточную мощность команды по позициям, ролям, грейдам, но не дает готовую оценку производительности конкретного сотрудника.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
iFellow
Автор

Инструмент не про производительность команд. Инструмент отвечает на другие, более высокоуровневые типовые вопросы:

- есть ли у нас глобальный простой у сотрудника, в какой практике (загружен менее половины времени) и какие сейчас возможности его занять?
- через два месяца закончится контракт, команда станет свободна, куда перераспределяем именно по такому стеку технологий?
- есть ли у нас в ближайший месяц два доступных разработчика С# в грейде таком-то?
- в случае 50% вероятности проекта на N сот миллионов рублей нам надо нанимать новых людей, перераспределять текущие команды или обучить в течение оставшегося времени?
- если сейчас 30% ИТ-специалистов такого-то стека или практики в полном простое, то нам это стоит вот столько и какие рыночные объективные причины?

Прослеживается ли здесь попытка в 2023 году уличить сотрудника в недостаточной производительности, более того сравнивая джуна с сениором?

Для компании, львиную долю затрат которых составляет производственный ФОТ(то есть любое ИТ-подразделение в крупной компании, а также отдельные ИТ-компании) мы должны еженедельно пользоваться таким инструментом, очень по касательной связанным с вопросами производительности каждого отдельного специалиста.

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Загребельный

Кайфанул от отчета "Паутинка". Я думаю такую систему можно внедрять только под присмотром внедренцев от вашей компании. Само оно не заведется, поскольку важнее вопрос культуры ведения проекта, чем сам инструмент. А если с культурой все хорошо то и инструмент не нужен )

Идите на иностранный рынок, если на базе жира, не собирайте копейки по российским компаниям )

Ответить
Развернуть ветку
iFellow
Автор

Мы не навязываем то или иное представление в отчетности. Мы можем заложить логику из "Паутинки" в другую BI-систему, в другие нативные шаблоны, это может быть даже визуализация не в "Паутинке", лишь бы база и качество данных ведения проектов было на достаточном уровне в компании. К такому уровню зрелости ведения проектов компании приходят самостоятельно, либо просто вынуждены приходить с течением цифровизации / автоматизации своих процессов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда