Что там с рынком Pre-IPO и какие риски у него есть: исследование рынка от Kama Flow
В последние несколько лет прям бум таких сделок — венчурный рынок ведь схлопнулся. Но тут важно напомнить, что Pre-IPO это только название, никаких обязательств провести IPO на компанию такой раунд не накладывает. Полное исследование можете почитать по этой ссылке в канале Kama Flow. А я вам главные выводы из него расскажу.
Сколько сделок: 44 (в период 2022-2024 годы)
Суммарный объем: 10 млрд рублей. Но это только анонсированных сделок. А если взять еще неанонсированные, то, по оценке Kama Flow, объем будет 13-15 млрд рублей
Средний объем размещения: 227 млн рублей
Средняя оценка компании: 2,12 млрд рублей
Сколько компаний провели IPO: 2
В исследовании довольно много посвящено негативным моментам рынка:
1Завышенные оценки. Средние мультипликаторы EV/EBITDA в Pre-IPO сделках превышают показатели IPO технологических компаний в 3,4 раза, а M&A-сделок — в 8,7 раза. При этом в некоторых случаях мультипликаторы зашкаливают. Например, в 2024-м были анонсированы раунды SR Space и Open Oil Market. Мультипликаторы EV/Sales у них были 92,3х и 58,5х, хотя средний для всех сделок 7,5х. Оба раунда остались нереализованы.
В исследовании говорится, что структура комиссий игроков рынка напрямую зависит от объема раунда и мотивирует участников процесса завышать оценку, необходимый объем средств, жертвуя интересами инвестора.
2Регуляторные риски. В непубличных размещениях (Pre-IPO) не разграничены роли sell-side и buy-side игроков. В публичных сделках (IPO) они обязаны действовать независимо. А еще платформы могут влиять на размер раунда, а еще взимать комиссии как с эмитента, так и с инвесторов.
3Заниженные требования к due diligence. Сделки проводятся относительно быстро. На платформах Zorko и Rounds в среднем раунды закрываются за 3-4 месяца. А вот венчурные сделки закрываются 6-8 месяцев как раз из-за необходимости проведения due diligence, оценки и так далее. И еще к компаниям нет строгих требований к корпоративному управлению.
4Нереалистичная доходность. Организаторы зачастую «продают» доходность по сделкам на уровне 40%+. При этом нельзя отслеживать стоимость акций компании, как в случае с публичным сегментом. Оценка доступна в момент входа и выхода. Есть предпосылки для появления на рынке недобросовестных компаний или продавцов, которые будут предлагать заведомо нереалистичную доходность.
А еще в исследовании есть еще разбор площадок, где собирают раунды Pre-IPO, и статистика того, какие они берут комиссии. Можете сами изучить, если интересно.
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
Подписывайтесь на Telegram-канал The Edinorog 🦄.