Как создать свой стартап и не сдаться

Рассказывает Анна Качурец, сооснователь и генеральный директор GroozGo

До запуска собственного бизнеса я работала в крупных компаниях, в том числе – в Роснано. Работа с инновационными проектами помогла мне понять, насколько обширен этот рынок, и что технологии могут применяться в любых сферах. У меня появилась идея – создать своего рода Uber для перевозок по городу: мобильное приложение, где можно заказать перевозку, общаясь с владельцами транспортных средств напрямую. Путь от идеи проекта к его запуску и успешному функционированию был долгим и непростым. И хотя все трудности первого года работы удалось преодолеть, память о всех «набитых шишках» еще свежа.

Поиск ниши

Идею проекта я носила в себе очень долго. Сначала хотела создать грузовое городское такси: мобильное приложение для вызова грузовой машины. Я была уверена в успехе и первым делом начала разрабатывать дизайн, а затем и само приложение. Столкнулась с массой проблем, например, с нехваткой IT-специалистов, которые могут качественно воплотить в жизнь идею. Я поменяла две команды, потратила множество времени, сил и почти полмиллиона рублей, заработанных за долгое время. А получила готовое на 1/5 приложение и, что самое неприятное, откровенный плагиат. Ребята, с которыми мы какое-то время работали над проектом, попросту украли идею и запустились через год, даже не слишком изменив название. Главная моя ошибка была в том, что я сразу начала вкладывать деньги и воплощать свой замысел. А начинать нужно не с этого.

Совет: Если хочешь сделать действительно крутой и востребованный проект, первым делом нужно изучить рынок. Посмотреть, какие предложения уже существуют, какие есть проблемы и как их можно решить.

Вскоре я познакомилась с Оксаной Погодаевой, у которой к тому моменту был большой опыт работы в логистике. Она, как специалист, разложила всё по полочкам. Мы внимательно изучили рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок, который оценивается ни много ни мало почти в 853,7 млрд. руб. в год по данным BusinesStat, а также проанализировали проблемы и потребности участников рынка. Сделали несколько больших интервью с целевыми клиентами — заказчиками и перевозчиками — чтобы понять, что их волнует, затем создали одностраничный сайт, на который начали поступать запросы. Процедура называется customer development. После этого мы поняли, что ниша есть. У нас появилась глобальная задача — сделать процесс организации грузоперевозок максимально быстрым и экономически выгодным для всех участников. Чтобы добиться этого, необходимо было решить вопрос с холостым пробегом на обратном пути (когда перевозчик после доставки возвращается пустым), упростить и ускорить сам процесс подбора перевозчика, формирования и обмена документами, отслеживания машины, что мы и планировали сделать.

Монетизация

Модель монетизации необходима любому бизнесу. И чтобы её найти, одних теоретических знаний мало. Нужна практика. В нашем случае — необходимо было сделать несколько продаж «руками»: самим найти перевозчика, оформить заявку и увидеть трудности процесса изнутри. Мы, к сожалению, поторопились, и, определившись с проблемными зонами рынка, начали делать MVP (минимальный жизнеспособный продукт). Это привело к тому, что свою модель монетизации мы искали, когда сервис уже начал работать. И принцип работы GroozGo мы меняли несколько раз.

Сначала это была модель подписки: перевозчик платил за месяц использования сервиса. Но это не сработало, потому что сервис функционировал всего месяц, заказов было немного, а на рекламу денег не было. Тогда мы начали тестировать вариант с оплатой за каждый взятый заказ. Но тут возникла проблема — не было понятно, будет ли в итоге заказ выполнен. Никто не хотел платить за эфемерную услугу. Перешли на комиссионную модель: заказчик и перевозчик связываются напрямую, а сам заказ оформляется через наше юридическое лицо. Вот только платить комиссию никто не хотел. Мы провели опрос и, как выяснилось, все заказчики понимали, что сервис в любом случае берет процент за свои услуги, но им не понравилось, что это было так явно. К тому же, появились вопросы: кто несет ответственность за сохранность груза? Кто проверяет перевозчика? И только после этого мы нашли свою модель: онлайн сервис грузоперевозок, который несет ответственность за груз, тщательно проверяет всех перевозчиков, формирует документацию. Наш опыт — яркий пример того, что бывает, если проект запускается слишком рано, без тщательно проработанной и проанализированной бизнес-модели.

Совет: не спеши тратить деньги. Исследуй рынок, изучи клиента. Идея может быть очень крутой, но важно подтвердить свои предположения реальными цифрами, понять, будет ли предложение интересно рынку, а не только паре-тройке друзей. Проведи customer development. При общении с представителями целевой аудитории записывай все, что они говорят. Это пригодится для формирования ценностного предложения.

Инвестиции

Первое время GroozGo существовал на собственные деньги основателей. Для привлечения инвесторов в проект нужно проделать серьезную работу. В первую очередь, разработать бизнес-план, расписать смету, все расходы. Придумать и описать сценарии развития стартапа как по оптимистичному, так и пессимистичному сценарию. Не забудьте про риски и сроки окупаемости — об этом тоже нужно рассказывать. Важно продумать и варианты вывода инвестируемых средств на тот случай, если проект окажется неприбыльным.

Искать инвесторов нужно на профильных для вашего бизнеса мероприятиях, а также специальных выставках для стартапов, их сейчас достаточно. В нашем случае помогло резидентство в Сколково. Мы получили грант на участие в выставке Transrussia и пошли туда, хотя наш стенд был, откровенно говоря, скудным (как это часто бывает, деньги начали заканчиваться, как только проект начал расти). Но для нас важнее всего было показать продукт, привлечь внимание реальным бизнес-проектом. И это сработало: был интерес со стороны посетителей, а одним из заинтересовавшихся оказался наш будущий инвестор — компания КПД. Стратегия «никогда не сдавайся» принесла свои плоды, инвестиционный договор был подписан уже через месяц, на Сколково Startup Village

Совет: нужно принимать участие в выставках, акселераторах, подавать заявки на гранты. Для стартапа это очень важно. Там не только можно найти партнеров и инвесторов — это еще и отличный опыт презентации продукта и поиска клиентов, своего рода тестирование.

Критика

До того, как мы начали работать с нашим нынешним партнёром – КПД, крупной компанией в сфере логистики – к нам относились по-разному. В основном — скептически. Мы не раз слышали, что грузоперевозки — не женское дело, и лучше бы мы открыли какой-нибудь салон красоты. Поначалу это задевало. О признании нас, как профессионалов, речи не шло вообще. Мы обратили критику себе в плюс, стали чаще посещать профильные мероприятия, где мы явно выделялись на фоне конкурентов и запоминались. Нужно было только грамотно этим воспользоваться и доказать, что мы действительно профи, и у нас есть крутой продукт. Мы превосходили ожидания инвесторов и клиентов, и те забывали о гендере, начиная рассматривать нас как возможных партнеров.

Сомнения в успешности GroozGo слышны до сих пор. Кто-то считает, что рынок слишком большой и трудный, кто-то не верит в автоматизацию. В начале пути мы ходили в заочный акселератор ФРИИ, где каждую неделю на нас выливали ведра критики и негатива по поводу идеи, ее реализации и нас самих.

Совет: даже если регулярно слышишь критику — не бросай свое дело. У Генри Форда есть замечательное высказывание: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь». Так что за критикой всегда можно найти рациональное зерно, какую-то проблему и предложить её решение.

Уже сегодня в GroozGo ежемесячно поступает более 500 заявок, зарегистрировано более 2200 перевозчиков. Мы работаем только с собственниками грузов и собственниками транспорта, исключая всех многочисленных посредников. Технология сервиса позволяет быстро (в течение максимум 3 часов) получить подходящий транспорт как для срочных, так и для регулярных загрузок. В GroozGo внедрена автоматизированная скорринговая система, которая проверяет все документы на машину и водителя, автоматически формирует документы и отслеживает их статусы. При этом сервис является не просто продвинутой IT-системой, он решает проблемы реального мира. Например, оплату за услуги перевозчика мы взяли на себя. Таким образом, исполнитель сразу получает деньги за свою работу, а заказчик оплачивает эту сумму сервису после. Ведь мелкие перевозчики, которые и являются собственниками машин, не могут финансово потянуть долгие отсрочки платежей. Благодаря удобной и надежной системе нам удалось заключить крупные контракты на регулярные перевозки с такими компаниями как «Дядя Ваня, «Дымов», «Северсталь», «Лэм Уэстон Белая дача».

Совет: тестируй все идеи. Хочешь внедрить фичу? Сделай дешевый прототип, лендинг страницу, нарисованный от руки экран. Нужно постоянно вести диалог с клиентом, чтобы понимать, улучшит ли новый функционал его жизнь или только усложнит процесс работы.

В самом начале работы, до того, как мы нашли свою аудиторию, мы внедрили и платежи картами, и электронный кошелек. В итоге это оказалось лишним, поскольку мы вышли на работу с юридическими лицами, которым эти возможности не интересны — они работают по счету. Но внедрение инструментов — это время и деньги. Не трать свои ресурсы впустую.

1010
1 комментарий

Небольшой совет — текст без "разбавления" изображениями, цитатами и пр. очень тяжело читать. Абзацы длиной в 5-6 предложений выглядят "портянкой текста", которую хочется поскорее пролистать.

1
Ответить