Яндекс - всё? Во что превратился флагман Рунета
По итогам 2024 года Яндекс стал самой дорогой компанией Рунета, заняв в соответствующем рейтинге Forbes первое место с капитализацией в $12,5 млрд. Первое место он занимал и в 2023 году.
В 2024 Яндекс окончательно разделился на "российский" и "иностранный", и от него, а также от России в целом, окончательно отмежевался основатель и бессменный лидер Аркадий Волож. У компании началась новая эпоха, но будет ли она такой же успешной, как предыдущая? Останется ли Яндекс в статусе технологического лидера?
Поиск потерялся
Тот Яндекс, с которым мы росли и работали бок о бок 25 лет с 1997 года, уже умер. Как компания, ключевым сервисом которой был поиск, навигация по выложенной другими людьми в интернет информации. Возможно, умер он очень удачно и вовремя: в последние несколько лет "традиционный" веб-поиск с результатами в виде списка ссылок стремительно теряет свой статус ключевого интернет-сервиса.
- Поиск не справляется с современным интернетом. Он плохо умеет работать со свежей информацией, не умеет отличать фейки и дипфейки, плохо умеет извлекать информацию из соцсетей, не видит информацию в мобильных приложениях, не умеет строить отношения с производителями контента.
Поисковик хочет давать сразу на странице выдачи все нужные пользователю данные, а в идеале – возможность сразу там же, в выдаче, сделать то, что тот хотел. Например, забронировать гостиницу, столик в ресторане, или посмотреть фильм. У Яндекса были такие эксперименты: формат выдачи с интерактивными ответами Яндекс.Острова был торжественно запущен ещё в 2013 году, но "не взлетел". Потому что надо либо иметь полный набор собственных сервисов, которые закроют если не все, то большинство пользовательских задач, и поисковик превратится в навигатор по собственным ресурсам компании – либо договариваться о взаимовыгодных условиях сотрудничества со всеми гостиницами, ресторанами, онлайн-кинотеатрами и так далее, у которых весь бизнес строится на основе работы с привлечённым на свою площадку трафиком.
У Google, кстати, те же проблемы. В частности, он никак не может договориться со СМИ о выдаче в поиске их материалов, и крупные медиа судятся с Google и закрываются от него. А с другого фронта нападают антимонопольные регуляторы, недовольные засильем в выдаче Google сервисов самого Google.
- Поиск децентрализируется: поиск или другой сервис навигации есть собственный у каждой крупной площадки, и люди всё чаще предпочитают искать товары сразу на маркетплейсе, видео – сразу на YouTube и так далее. В социальных сетях и сервисах типа ТикТока вместо поиска - рекомендации и "умные ленты".
При этом в собственном поиске площадок либо нет рекламы (сервисы, позволяющие продавцам маркетплейса поднять за деньги товар в поисковой выдаче, за рекламу не считаются, потому что пользователи это так не воспринимают), либо её меньше, и она органичнее интегрирована.
- LLM-чатботы. Всё чаще люди предпочитают не искать что-то в Google, а спросить на естественном языке у ChatGPT и аналогов. И получить красиво оформленный ответ на естественном языке, к которому можно задать дополнительные вопросы. А не пучок ссылок, которые ещё не все откроются, вперемешку с рекламой. В чатботах пока нет рекламы (впрочем, скоро появится, а у Яндекса уже есть. Но когда появится, вряд ли "подсевшие" на чатбота побегут обратно в Google).
Курс на еду и езду
Как выглядит отход Яндекса от поиска, хорошо видно по финансовым результатам 2023 года. Выручка по сегментам:
- поиск и портал: 337,5 млрд рублей;
- сервисы электронной коммерции: 503,4 млрд рублей;
- O2O (включает "Доставку", "Еду", "Деливери", "Заправки" и другие сервисы): 330,6 млрд рублей;
- mobility (такси, каршеринг, аренда самокатов): 165,8 млрд рублей.
Почему так мало денег от такси? Огромные "вложения в мотивацию водителей и партнеров, в том числе бонусы для водителей. Эффективная комиссия сервиса оставалась на уровне ниже 10%".
Как рассказывал несколько лет назад недавний гендиректор Яндекса Тигран Худавердян, ключевые направления для компании в новую эпоху – электронная торговля, райдтех и фудтех (в основном, доставка продуктов и готовой еды). Конечно, нужно добавить к стратегическим направлениям искусственный интеллект. Хотя, пока непонятно, как именно Яндекс собирается в нём самореализоваться, кроме как добавить во все сервисы.
(Правильнее, конечно, говорить не об ИИ, а об LLM, так как технологии искусственного интеллекта, в первую очередь, машинное обучение, Яндекс задействует в своих сервисах очень давно. Но все говорят об ИИ, будем и мы).
Тем временем, доля Яндекс.Маркета не впечатляет.
47% — Wildberries,
34.4% — Ozon,
8.1% — «Яндекс Маркет»,
6.9% — «Мегамаркет»,
1.8% — «Сима-ленд».
По количеству заказов тот же порядок:
72.7% — Wildberries,
22.8% — Ozon,
2.4% — «Яндекс Маркет»,
1.1% — «Мегамаркет»,
0.3% — «Сима-ленд».
Зато он не окружён постоянными скандалами с селлерами и покупателями, как Wildberries. И не провёл четверть века в убытках, как Ozon, который в 2023 году впервые объявил о выходе на прибыль. Возможно, Яндекс (пока) проигрывает рынок WB и Ozon просто потому, что в отличие от последних маркетплейс для них – не единственный и главный сервис, и они на нём так не фокусировались, как конкуренты. А что может быть не так с фудтехом?
Здесь мы имеем в виду в первую очередь Яндекс.Еду (доставка из ресторанов), Яндекс.Лавку (доставка продуктов), Яндекс Ultima (доставка из элитных ресторанов).
В России сейчас это очень конкурентный рынок, по крайней мере в больших городах. И конкуренты уже успели избаловать пользователя стремлением к качеству сервиса. Конечно, проколы регулярно бывают у всех, но интернет полон в основном возмущёнными отзывами пользователей на Еду и Лавку.
Курьеры регулярно пропадают вместе с едой, надолго или насовсем, привозят не то и не туда, проливают кофе в пиццу, а поддержка отбивается от недовольных заказчиков промо-кодами на следующие заказы. Причём отбивается автоматически: бывают случаи, когда пользователь пишет в поддержку, чтобы поблагодарить курьера или задаёт какой-то нейтральный вопрос – и получает ответ "извините, мы так больше не будем, курьер наказан, уволен и расстрелян на рассвете, вот вам промо-код".
Курьеры в своих жалобах на сервис не отстают от пользователей
Тем временем, доставка продуктов, включая готовую еду, есть уже чуть ли не у всех приличных торговых сетей (Магнит, Пятёрочка, Перекрёсток и так далее), не считая специализирующихся на ней конкурентов типа Самоката и ВкусВила. Конкуренты стремятся к максимально быстрой доставке (Самокат), максимально человечной и конструктивной поддержке (ВкусВил), к максимальному ассортименту (сберовский "Купер", работающий по модели агрегатора).
Важным преимуществом Яндекса можно считать то, что он способен поддержать фудтех райдтехом: использовать в доставке свои такси и таксистов, свои самокаты, электровелосипеды для курьеров собственной разработки.
Токсичное такси
Что ж, плавать в красном океане доставки пропитания Яндексу действительно непросто. Но вот в такси конкуренция кажется не такой свирепой – кроме того, Яндекс хорошо умеет покупать конкурентов, игнорируя претензии ФАС. В регионах все мелкие агрегаторы, операторы и таксопарки уже скуплены. Зато доля на московском рынке агрегаторов такси достигла в 2024 году 96%.
Но такси – слишком непростой бизнес. Цены растут, водителей не хватает, водители ненавидят пассажиров, пассажиры страшно недовольны водителями, и все вместе они ненавидят Яндекс. Потому что Яндекс, как ему и свойственно, пытается решать все проблемы с помощью алгоритмов.
А алгоритмы заставляют водителей работать по многу часов (или наоборот, не дают им работать по многу часов). Алгоритмы заставляют водителя ехать туда, куда ему не хочется. Алгоритмы выдают пассажирам персонализированные цены в зависимости от погоды, времени суток, дня недели и процента оставшегося заряда смартфона. Понятно, что именно так и выглядит будущее, но в это будущее ещё предстоит загнать всех контрагентов и убедить, что оно – светлое.
Что у Яндекса с каршерингом? В 2021 году компания потеряла первое место на московском рынке в пользу "Делимобиля". А к середине 2023 года он уже занимал 4 место среди 4 лидеров ниши по количеству поездок в месяц и 3 из 4 по общему количеству поездок. Зато средний чек был самый высокий.
К райдтеху относится ещё и логистика. Но это во-первых бизнес очень сложный. А во-вторых, в последние месяцы в него пошли крупные маркетплейсы, которые таки понимают вещь или две за логистику и обеспечат Яндексу интересную конкуренцию.
У райдтеха и фудтеха есть несколько общих проблем.
1. Кадры: человеческий фактор, дефицит и платформенная занятость
Таксистов и курьеров катастрофически не хватает. Несмотря на то, что их огромное количество. И они, если верить прессе, зарабатывают огромные деньги. При этом и те, и другие постоянно генерируют какие-то проблемы. Потому что они люди и действуют как люди: хотят побольше заработать, при этом сэкономив усилия. Не всегда умеют общаться и правильно себя вести. Попадают в аварии и прочие происшествия. Среди них много мигрантов со всеми присущими им нюансами.
В последние годы Яндекс наконец-то перестал использовать в качестве главного аргумента в ответ на претензии к курьерам и таксистам то, что это не его сотрудники, а сотрудники компаний-партнёров. А Яндекс вообще ни при чём, он агрегатор. Но тёмная сторона гиг-экономики никуда не делась. О ней уже везде слишком много раз рассказывалось, чтобы повторяться.
2. Государственная регуляция
У Яндекса мощное лобби. Яндекс, особенно теперь, любимец российского государства, poster child отечественного IT. Но как и положено компании из прогрессивной индустрии, он бежит впереди законодательства и порождает феномены, которые госмашине приходится вводить в правовое поле постфактум. Сильно после того, как феномены стали частью повседневной жизни и изрядно её изменили.
Закон об агрегаторах такси пытались принять лет пять, существовало несколько версий законопроектов от разных депутатов. Его наконец приняли в 2022 году, и индустрия тут же заявила, что он сырой и недоработанный. Есть подозрение, что законодательное регулирование и такси, и фудтеха (который, кстати, наверняка привлёк дополнительное внимание регуляторов несколькими громкими случаями массовых отравлений в 2024 году) только началось и несёт игрокам рынков немало сюрпризов. И это ещё дело не дошло до беспилотных такси и даже до доставки роботами еды, тестирования доставки роверами Яндекса не считаются.
Итак, два уже работающих и зарабатывающих флагманских направления бизнеса Яндекса – это сложные рынки, требующие больших вложений, но не такие, которые можно просто завалить деньгами, не найдя в первую очередь работающих системных подходов к решению ключевых проблем. Из монополиста в своей нише, денежной и важной, Яндекс превратился в одного из игроков высококонкурентных и многопроблемных рынков. Но, может быть, его спасут нейросети?
Алиса, что будет с Яндексом?
Все технологии и сервисы, связанные с большими языковыми моделями, нейросетями, чатботами и прочим GPT – конечно, должны считаться главными перспективами для всё-таки главной IT-компании страны. Даже несмотря на то, что в результате завершившегося в 2024 году разделения Яндекса на "наш" и "буржуйский" последнему отошли связанные с модными ИИ-тенденциями направления. А именно:
- Nebius – облачная инфраструктура для искусственного интеллекта. Создает глобальную сеть кластеров GPU в Европе и в США, предоставляя разработчикам ИИ мощные вычислительные ресурсы для обучения и внедрения моделей машинного обучения.
- Toloka AI: платформа для разметки данных и контроля качества, необходимая для обучения крупных языковых моделей и других ИИ-систем. Toloka предоставляет услуги таким компаниям, как Amazon и Hugging Face.
- Avride: компания, базирующаяся в Техасе, занимается разработкой технологий автономного вождения и роботизированных систем доставки. Avride заключила многолетнее партнерство с Uber.
- Дата-центры: компания управляет центрами обработки данных в Финляндии и Франции, а также планирует открыть новый дата-центр в Канзас-Сити (США) в начале 2025 года.
- Суперкомпьютеры: Nebius дебютировала в мировом рейтинге суперкомпьютеров Top500.
В декабре 2024 года Nebius привлекла $700 млн инвестиций от таких компаний, как Accel и NVIDIA, для дальнейшего развития своей ИИ-инфраструктуры.
Возвращаясь к Яндексу: пока непонятно, как именно будет сделана ставка на нейросети и насколько успешно удастся их монетизировать. Хотя, реклама в ответах Яндекс.Нейро уже появилась:
Зато хорошо понятно другое: вкладывать сюда в ближайшее время надо будет очень много денег. И конкурировать с ВК, а главное, со Сбером, который тоже объявил это направление приоритетным и в ресурсах не стеснён.
У Яндекса хорошо идут продажи колонок с виртуальным ассистентом Алисой. Но когда колонки себе купят все, кто хотел, а также подарят их родственникам по одной в каждую комнату, Алису тоже понадобится как-то монетизировать.
Бледное импортозамещение
Разрыв с коллективным Западом освободил российский интернет от множества массовых сервисов, аудиторию которых стоило бы приютить у себя. Это не только Facebook, бывший Twitter, Instagram. Это сервисы для работы: LinkedIn, ряд таск-трекеров (Asana, Trello, Basecamp, Jira, Bitbucket). Сгущаются тучи над Google вместе с его Google Drive и облачными "офисными" сервисами. Заблокированы Discord и Viber.
Где офисный пакет от Яндекса? Он есть в (платном) Яндекс 360, но сравнимо ли количество пользователей с российской аудиторией тех же Google Docs?
Где мессенджеры и соцсети от Яндекса – мы даже спрашивать не будем. Мы знаем, что Яндекс пытался. Но Яндекс не способен работать с социальными сервисами. Это та же "корпоративная ДНК", культура мышления, не совместимая с соцсетями.
Ну и здесь же — понятное нежелание нести риски, связанные с пользовательским контентом. Эти противные пользователи вечно норовят загрузить куда попало краденую музыку и кино, порнографию, в постах и комментариях матерятся, ругают Путина и поминают иноагентов без дисклеймера. (Мессенджер у Яндекса, кстати, есть. И очень давно. Возможно, мы увидим его превращение в корпоративный сервис. Но скорее тут преуспеет ВК, который уже стал платформой коммуникации для государственных образовательных организаций и работает над пересадкой на свои сервисы чиновников).
Заодно в ВК продали Яндекс.Дзен и Новости. В новостном агрегаторе тоже постоянно вылезают в топ какие-то не совсем правильные публикации, из-за которых могут быть проблемы. Активы, кстати, продали вместе с главной страницей Яндекса, что вообще случай беспрецедентный и провоцирует всяческие спекуляции с мотивом "не дай бог так оголодать".
В дележе шкуры недобитого YouTube Яндекс тоже не участвует, хотя у него и есть Яндекс.Видео. Зато нет ничего отдалённо похожего на ТикТок.
Разное, а также прочее
Какие ещё успешные и многообещающие вертикали есть у Яндекса?
Есть финтех. Но это направление инфраструктурное: технологии для работы с деньгами нужны всем остальным сервисам. Яндекс, конечно, включился в гонку "IT-банков". Он тоже купил себе банк и предлагает банковские продукты: накопительные счета, вклады, кэшбек, дебетовые карты.
К концу 2024 года оказалось, что банки IT-компаний стремительно растут и стали заметными игроками рынка, конкурирующими с лидерами. На них, по данным ЦБ, уже приходится 40% операций с электронными деньгами. Тремя годами ранее - всего 2%. Объем средств на вкладах и накопительных счетах вырос с января более чем в 2,5 раза.
Кино и музыка – сервисы с платной подпиской. У Яндекс.Музыки отличная система рекомендаций, но у неё и у "Кинопоиска" проблемы с контентом. Западный контент оттуда уходит, "восточный" пока приходит потихоньку, на производство собственного кино и сериалов у "Кинопоиска" уходят серьёзные деньги. А Яндекс.Музыке приходится вкладываться в модерацию, маркируя иноагентский контент, вычищая вражеские песни, размечая песни с возрастным ограничением и т.п.
Разбирать все сервисы Яндекса смысла нет, так как упруго бьющего фонтана чистой прибыли мы среди них не найдём. Тем временем, в России сохраняется геополитическая неопределённость, инфляция и высокая ключевая ставка и прочие обстоятельства, властно требующие тонкой подстройки. Сможет ли флагман российской техноиндустрии не просто выжить, но переродиться в новую, устойчиво прибыльную и убедительно растущую компанию – покажет время.