Зачем продуктовый ритейлер идёт в сферу образования и чему научит студентов

ВШЭ набирает студентов в совместную с Х5 Retail Group программу дополнительного образования «Инновации в ритейле».

17 февраля 2021 года прошла пресс-конференция Х5 Retail Group и Высшей школы экономики, посвящённая запуску совместной образовательной программы «Инновации в ритейле». В кампусе «Вышки» собрались первый проректор университета и декан Высшей школы бизнеса ВШЭ Валерий Катькало, директор лаборатории дизайн-мышления Высшей школа бизнеса НИУ ВШЭ Павел Волощук, а также представители X5 Retail Group — член правления, директор по стратегии и развитию бизнеса Владимир Салахутдинов и директор по инновациям Иван Мельник.

Спикеры рассказали, как появилась идея программы, почему продуктовый ритейлер пришёл в образование, и зачем это нужно «Вышке». Затем стороны подписали соглашение о сотрудничестве, а в конце ответили на вопросы журналистов. Конференцию транслировали в прямом эфире в YouTube, Facebook и Zoom.

Зачем продуктовый ритейлер идёт в сферу образования и чему научит студентов

В 2020 году после большой реорганизации внутри нашего университета мы открыли Высшую школу бизнеса и хотим сделать её ведущей российской бизнес-школой мирового уровня. Добиться этого можно только в альянсе с ведущими российскими и глобальными компаниями, такими лидерами, как Х5 Retail Group.

Программы в области ритейла — это давняя область интересов нашего университета. В 2020 году команда студентов нашей магистерской программы «Менеджмент в ритейле» заняла первое место в глобальном профессиональном конкурсе студенческих команд по подготовке проектов в бизнес-сфере.

Валерий Катькало, первый проректор НИУ ВШЭ и декан Высшей школы бизнеса ВШЭ

Лет 20 назад я тоже учился в бизнес-школе. Это была «заокеанская» школа, там было принято, что в обучении участвуют представители реального бизнеса, руководители компаний. Каждую неделю к нам приходил человек, принимающий управленческие решения. Это имело огромную ценность.

Теперь есть возможность оказаться с другой стороны и стать тем самым представителем бизнеса, который приходит и участвует в образовательной программе. У нас действительно есть заинтересованность, мы лидеры и в продуктовом ритейле и в цифровом. Но недаром говорят, что удержать лидерство бывает намного сложнее, чем его завоевать.

Очевидно, что подходы, которые привели нас к лидерству, совсем не гарантируют его сохранения в следующие 5-10 лет. Инновации, необходимые для дальнейшего успеха — это изменение подходов, процессов и взглядов, которых мы придерживались ранее. Они не обязательно должны возникать внутри организации — свежий взгляд людей, не нагруженных предыдущим опытом, может предложить интересное уникальное решение. Поэтому мы всерьёз рассчитываем на интеллектуальный потенциал Высшей школы экономики.

Владимир Салахутдинов, член правления, директор по стратегии и развитию бизнеса X5 Retail Group

Почему продуктовый ритейлер решил заняться образованием и зачем это университету

Мы видим, что в ведущих бизнес-школах Европы и Америки университетская среда генерирует новые идеи. Студент может бросить образование, создать свой стартап, получить финансирование от университета и венчурных капиталистов, вырастить бизнес, а потом вернуться и продолжить обучение. Эти зажигательные примеры показывают, что мир меняют самородки.

Поэтому мы договорились о стратегическом партнёрстве с ВШЭ. Как и всё в инновациях, оно начинается с первого шага — образовательной программы. Дальше будем планомерно двигаться к цели — совместным исследованиям и акселератору. Мы хотим воспитывать ребят, которые будут помогать «разгонять» наш бизнес и ритейл в целом.

Иван Мельник, директор по инновациям X5 Retail Group

Этот шаг для нас закономерен. Высшая школа бизнеса много думает, как поддерживать студентов после выпуска. Мы хотим, чтобы «Вышка» сохраняла лидерство, как университет с большим количеством стартапов. Программа в ритейле кажется логичным продолжением развития.

Открывая её, мы преследуем две цели: во-первых, хотим, чтобы студенты попробовали инновации «на вкус» — каково это создавать нечто новое, улучшать клиентский опыт, во-вторых — хотим поддержать первые проекты выпускников и дать им возможность работать в Х5.

Павел Волощук, директор лаборатории дизайн-мышления Высшей Школа Бизнеса НИУ ВШЭ

В образовании происходят революционные изменения, и мы откликаемся на них, в том числе и этим проектом. Ушло время, когда университетское обучение состояло лишь из лекций, семинаров и домашней работы. Сейчас мы также развиваем у студентов креативность, навыки предпринимательства и работы в команде. Проект с X5 Retail Group формирует компетенции, которые востребованы практически в любом бизнесе.

Валерий Катькало

, первый проректор НИУ ВШЭ и декан Высшей школы бизнеса ВШЭ
Зачем продуктовый ритейлер идёт в сферу образования и чему научит студентов
Зачем продуктовый ритейлер идёт в сферу образования и чему научит студентов

Особенности программы, кому она подойдёт и чему научит

Занятия по совместной программе X5 Retail Group и Высшей школы бизнеса ВШЭ «Инновации в ритейле» начнутся в апреле 2021 года. Они будут проходить очно. За три месяца студентов обещают обучить разработке востребованных продуктов в ритейле. Программа предполагает не только теорию, но и интенсивную практику. К концу курса каждый студент создаст и протестирует собственный проект, оценит его инвестиционную привлекательность и разработает дорожную карту реализации.

Это программа дополнительного профессионального образования — для тех, кто уже закончил бакалавриат не позднее 2018 года или сейчас учится на магистерских программах. Обучение продлится 10 недель и будет проходить по субботам в первой половине дня в кампусе «Вышки» на Шаболовке. В апреле стартует первый поток, осенью — второй, на каждый из них мы возьмём по 48 человек.

Программа состоит из двух больших блоков. Первый блок — это всё, что необходимо знать про ритейл. Второй — всё, что нужно для запуска первой продуктовой концепции.

Пространство, в котором будут учиться участники программы, отвечает основным принципам инклюзивности — мы делаем среду доступной для студентов с инвалидностью.

Павел Волощук

, директор лаборатории дизайн-мышления Высшей Школа Бизнеса НИУ ВШЭ
Преподаватели программы
Преподаватели программы
Аудитория, в которой будет проходить обучение
Аудитория, в которой будет проходить обучение

Мы не будем постоянно сидеть в замкнутом пространстве — будем выходить в магазины, работать на объектах и пытаться создать что-то новое.

Также обучение предполагает участие в отраслевых конференциях. Нашим партнером будет Академия ритейла — уважаемый на рынке игрок с глубокой экспертизой. Вместе с приглашёнными специалистами студенты обсудят различные темы — маркетплейсы, агрегаторы, новые бизнес-модели, технологии, концепции. Первое мероприятие пройдёт 10 июня 2021 года.

Иван Мельник

, директору по инновациям X5 Retail Group

Как стать участником программы

Для участия в программе нужно пройти отбор из двух этапов. Первый этап уже начался — на странице программы на сайте ВШЭ можно подать заявку и пройти тест на способности. 10 марта станут известны результаты и список тех, кто попадёт в следующий этап. На втором этапе нужно будет подготовить мотивационное эссе и записать видеовизитку.

Обучение платное (подробности на сайте программы). X5 Retail Group выдаст гранты десяти лучшим абитуриентам — они будут учиться бесплатно. Также у десяти лучших студентов «Вышки» есть возможность получить скидку 80% на обучение.

Плюсы программы для студентов

После окончания программы студенты получат возможность пройти стажировку в X5 Retail Group с перспективой трудоустройства. На пресс-конференции спикеры рассказали, какие знания получат студенты в ходе обучения, и на какие позиции в X5 они могут претендовать.

Слушатели получат возможность находиться на наших объектах, в магазинах, внутри процессов, вместе с нами создавать и улучшать систему.

Программа предполагает получение универсальных знаний — с ними можно и кассы делать, и процессы перестраивать, и логистику оптимизировать.

Если говорить о приглашении на стажировку, то тут речь идёт о поиске талантов и тех, кто хочет менять мир. Таких ребят всегда видно — у них «горят» глаза, они быстро ориентируются и ищут новые возможности. Не надо быть гением, главное упорство и желание.

Возможности таких ребят очень широки — пройти стажировку, получить финансовую поддержку для своего проекта, влиться в дружный коллектив отдела логистики, операций или маркетинга, а может и стать руководителем. Компания внутри очень разная и динамичная, и я уверен, что для упорных и стремящихся всегда найдётся место.

Иван Мельник

, директор по инновациям X5 Retail Group

Я преподаю дизайн-мышление и всегда говорю студентам, что главный принцип — действовать незамедлительно. Не надо лелеять идею, которая пришла в голову. Идея ничего не стоит. Только проверенная, протестированная идея приносит ценность. Если вы сейчас задумываетесь о том, чтобы участвовать в отборе, я рекомендую вам действовать здесь и сейчас.

Павел Волощук, директор лаборатории дизайн-мышления Высшей Школа Бизнеса НИУ ВШЭ
66
14 комментариев

Отличная инициатива и оформлено классно. Преподавательский состав вызывает недоверие.

5

Кадров себе готовят

3

Комментарий недоступен

2

Почему ваши акции валятся в течение двух месяцев?

1

В первом абзаце не нашёл ответ на вопрос в заголовке статьи и очень расстроился.