Яндекс.Такси
5 735

От чего зависит ценообразование в «Яндекс.Такси»

Рассказывает руководитель отдела эффективности платформы Александр Аникин.

В закладки

Периодически на разных сайтах всплывает тема динамического ценообразования (surge pricing) в сервисах такси. Хотя большая часть тезисов ниже справедлива для динамического ценообразования в любой индустрии. Комментарии на тему surge обычно на 99% состоят из предрассудков, не имеющих ничего общего с действительностью.

Я давно хотел написать ликбез на эту тему, но последней каплей в этом вопросе стали комментарии к недавней статье моих коллег о том, как технически устроен surge в «Яндекс.Такси». Даже на таком сайте, как «Хабрахабр», 85% комментариев демонстрируют фундаментальное непонимание принципов работы surge. Итак, по пунктам.

0. Зачем вообще нужен surge?

Основная цель алгоритма — сделать так, чтобы машина с адекватным временем подачи находилась всегда. Если не включать surge, то в час пик вы просто не сможете заказать машину. Попробуйте в 8:40 воспользоваться каким-нибудь сервисом, в котором нет такой механики, — скорее всего, уехать у вас не получится или ждать такси придётся не 3–5 минут, а 30–40 (за это время час пик закончится).

1. «Онлайн-сервисы наживаются на пользователях, поднимают цены, когда в этом нет необходимости».

Это самое большое и сложное заблуждение. Суровая правда жизни в том, что сервису строго невыгодно поднимать цены тогда, когда в этом нет необходимости. Максимизация выручки происходит в точке оптимальной плотности свободных машин и заказов.

Неоправданное повышение цены приводит к падению плотности заказов ниже оптимума, растут время пути к клиенту и время ожидания заказа. Падает полезная утилизация (доля времени, когда водитель везёт пассажира), а с ней и заработок всех участников процесса — водителя, таксопарка, агрегатора. Это базовое рассуждение справедливо всегда, оно никак не зависит от доли рынка и конкурентного ландшафта.

Кроме того, долгосрочно начинают работать законы экономики. Пользователи уходят к конкурентам (и конкуренты здесь это не только другие такси-сервисы, но и общественный транспорт, собственный автомобиль, каршеринг и так далее), начинают реже ездить. В результате все опять меньше зарабатывают.

2. «Вы с ума сошли, моя поездка стоит в пять раз дороже, чем “обычно”».

Несмотря на то, что в отдельных случаях (вспомните безумный снегопад в феврале 2018 года, когда большинство автомобилистов не могли выехать из двора) алгоритм говорит, что для удержания плотности свободных машин цену надо поднять в семь раз, существует потолок повышающего коэффициента, выше которого мы не поднимаемся.

Как правило, максимум — увеличение цены в два с половиной раза в большинстве городов, редко — в три раза в случае экстремальных ситуаций, но и они достигаются крайне редко. Однако ощущение от того, что поездка вдруг подорожала в пять раз, может возникать, вот почему: surge, как правило, появляется в час пик, в это же время возникают пробки, которые приводят к росту базовой цены поездки за счёт увеличения её длительности.

Комбинация этих факторов иногда даёт действительно высокие цены по сравнению с ценой вне часа пик. В большинстве скриншотов, которые мы иногда получаем с жалобами на эту тему, всегда есть два фактора — время около 8:40 и бордовая пробка на маршруте.

3. «После объединения с Uber вы стали чаще поднимать цены».

Если подумать, ответ становится очевидным. Интеграция с точностью до дней совпала с началом чемпионата мира. А это десятки тысяч новых пользователей-иностранцев в «отпускном» режиме (как известно, в отпуске у человека меняется эластичность, и он тратит более охотно на комфорт и развлечения).

Сотни тысяч людей едут из баров и стадионов после матчей, водители чаще стали брать заказы с улицы. Итого — колоссальный рост спроса при том же или чуть более низком предложении.

Если убрать фактор чемпионата, то всё наоборот: объединение дало значительный рост плотности машин на карте (условно: на 1 км² площади города машин стало значимо больше). Если плотность высока, значит, и время подачи машины и её ожидания мало; и ситуаций, при которых возникает surge, тоже стало значительно меньше при тех же вводных данных.

4. «Чуть начинается дождь, ценник сразу заоблачный».

Механика один в один, как у иностранцев на ЧМ. В дождь количество открытий приложения растёт в два-три раза, при этом конверсии тоже растут, эластичность перестаёт быть эластичной. Итого — рост реального спроса в три-четыре раза. В городе, как правило, нет столько машин такси, чтобы удовлетворить такой скачок спроса. Даже не на линии, а в принципе, физически.

5. «Вы показываете разные цены людям с дорогими iPhone и дешёвыми Android».

Доказывать, что ты не верблюд, довольно сложно. Все очень любят публиковать скриншоты, когда на iPhone дорого, а на Android дёшево. Но никто почему-то не публикует, когда всё наоборот, хотя таких ситуаций ровно столько же — просто это не сенсационно, нет разоблачения.

Все эти скриншоты — результат естественной дисперсии цены, зависящей от множества факторов:

  • времени запроса, ведь даже за пару секунд ситуация на условной ячейке карты может измениться существенно — это касается и свободных машин, и заказов;
  • маршрута поездки, который тоже может меняться — он рассчитывается автоматически по роутеру;
  • повышающего коэффициента, который рассчитывается динамически и отдельно для каждого пина;
  • стороны дороги, на которую вызывается машина, — маршрут для двух точек в ста метрах друг от друга может очень существенно отличаться;
  • наличия или отсутствия персональных и неперсональных скидок, которые отличаются на разных аккаунтах.

Кстати, из давнего опыта аналитики LTV пользователей с разными устройствами могу сказать, что самые ценные пользователи — не iPhone последней модели, а топовые Android.

{ "author_name": "Яндекс.Такси", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 29, "likes": 22, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "yandex.taxi", "id": 52012, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Wed, 28 Nov 2018 17:23:26 +0300" }
{ "id": 52012, "author_id": 164532, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/52012\/get","add":"\/comments\/52012\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/52012"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 164532, "possessions": [] }

29 комментариев 29 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
10

Давайте так, когда время пребытия машины 10 минут, а водитель приезжает через 15-20 минут, вы делаете для меня скидку?

Когда ваши водители один за одним отказываются от моего заказа, потому что он, заказ, по каким-то причинам не удобен для них, а мне приходится вновь и вновь искать машину тратя на это время, вы делаете для меня скидку?

Когда приезжает ведро с болтами где все звенит, гудит, хрустит, я рискую своей жизнью сев в него, вы делаете для меня скидку?

Ответить
3

Спасибо авторам, что рассказали как именно Яндекс.Такси 💩👍 впервые стал прибыльным

Ответить
1

Плюсую.

Особенно любимая мной тема - отметить в приложении, что уже приехал, запустить режим ожидания, по факту приехать позже. В итоге условная поездка в 100-110 рублей (стандартная лайтовая поездка у нас в городе на недалекие расстояния) обходится уже в 140-150.

Как бы мелочь, да. Но какого хрена?)))
Само время ожидания, кстати, тоже сократили до 3 минут (было 5).

Про стычки с быдло-водителями я вообще уже молчу. А отказ от заказ - просто эпик.

Ответить
5

Просто пишешь в техподдержку об этом и возвращают деньги.

Ответить
0

Да, писал - утомляет сам процесс такого взаимодействия, т.к. это регулярно.

Ответить
1

У меня тоже такое бывало. Всегда писал в поддержку и всегда компенсировали.

Ответить
0

Сейчас цены такие, что в скидку входит даже то, что водитель долбанет тебя по голове и грабанет

Ответить
3

Кстати, из давнего опыта аналитики LTV пользователей с разными устройствами могу сказать, что самые ценные пользователи — не iPhone последней модели, а топовые Android.

Ахааххаха. Еще одно подтверждение, что сектанты Эппла - понторезы, у которых нет денег ;)

Ответить
2

Попробуйте в 8:40 воспользоваться каким-нибудь сервисом, в котором нет такой механики, — скорее всего, уехать у вас не получится или ждать такси придётся не 3–5 минут, а 30–40 (за это время час пик закончится).

Подтверждаю! Ситимобайл ищет машину в пиковое время минимум 3 минуты. Я никогда не жду, бросаю и заказываю Яндекс.

Ответить
2

Все это наглая ложь!
Высокий спрос часто искусственный,реального спроса нет,пробок нет,дождя снега,выходной день и заоблачные цены.
Даже водители говорят,весь город в высоком спросе,все сиреневое,а зачвок нет. Врубили и конечно редко какой идиот согласится уехать по таким ценам.
А выгоден он яндекс такси тем,что как известно яндекс такси доплачивает всегда водителям до минимальной цены(в каждом городе разные доплаты)
Например поездка 80 руб, а допоата до 140р, в любом соучае водитель получает 140р минус комиссия.
А когда высокий спрос,так и допоачивать ничего не надо,все платят пассажиры. Экономия!

Ответить
0

Я с Войковского района Москвы не могу уехать без повышенного коэффициента в любое время суток. Это началось с лета этого года, до этого мог спокойно в будни рано утром в непогоду вызвать такси и уехать на работу. Что за жесть теперь началась?

Ответить
11

Машинное обучение от Яндекса: машина научилась предсказывать, на какой повышенный коэффициент вы согласитесь.

Ответить
1

Название статьи не соответствует содержанию.

Ответить
0

Вкратце, о «повышенном спросе» Яндекса.

Ответить
4

Очевидно же, что высокий спрос в данном случае на подачу машины в Омске, а не на весь путь от Омска до Питера. Без коэффициента цена на эту поездку будет рублей на 200 дешевле

Ответить
2

можно еще выбрать категорию в Тинькове на транспорт и будет скидка 5%

Ответить
–2

Ну очевидно же, что параметры в этом алгоритме заданы не корректно - вот каким боком пользователя должно волновать наличие пробки? Из-за чего цена повышается в 2-3 раза, как сказано в пункте 2.

Если из-за пробки не хватает машин, то каким таким чудесным образом они вдруг появятся от повышения стоимости поездки?

Если дело больше в желании водителя (как это обычно, на самом деле и бывает, особенно в регионах) выехать на заказ в этот самый час пик, то какие потери он по факту несет? Да, временные - но такие риски и издержки везде есть, тут же получается, что несет их не сервис, не исполнитель, а конечный пользователь.

UPD.
Пункт 4 - туда же. Сам же автор об этом пишет, что "машин иногда просто нет физически". Так вот как это связано с ценой? Водитель вдруг сидя дома бежит в такси и начинает работать?)))

Ответить
4

Повышением цены они отсеивают кучу народу в час пик, что помогает удерживать баланс между кол-вом заказов и кол-вом водителей и обеспечивать время ожидания в 3-5 минут. Однако пользы для пользователя мало: почему я не могу сам выставить приемлемую для меня цену и ждать водителя, которого она устроит? Плевать, 10 минут или 30.

Ответить
1

Видимо потому, что таких принципиальных меньше 1%. Большинство людей хотят такси здесь и сейчас. Если вы заметили, в Яндекс.Такси даже нет опции "Через 15 минут". Максимум "Через 10 минут".

Ответить
0

Согласен. Заметил) Видел где-то варианты через день даже (не тестировал).

Ответить
0

На самом деле давно просятся подобные решения. Что-то вроде blablacar только по городу и пригороду. Уверен - это вопрос времени. Такая прослойка, как именно сервис заказа - уже лишнее. Потому как по сути они не изменили ничего практически - просто перенесли формат заказа через телефонных диспетчеров в онлайн. Ну, либо такие сервисы просто преобразуются постепенно.

P.S.
По заказу по приемлемой цене, кстати, как вариант (пока только такой самый адекватный вижу) - заказывать заранее на нужное время. Активно пока не тестировал, но предварительные наблюдения показывают, что это почти всегда дешевле. Другое дело, что иногда нужно прям срочно - но в этом случае уже приходится взаимодействовать с тем, что есть, на то оно и срочно.

Ответить
–1

Раз тут у нас фундаментальное обсуждение и предрассудки… То давайте немного по тексту.

1. «Основная цель алгоритма — сделать так, чтобы машина с адекватным временем подачи находилась всегда»

Давайте по честному, цель алгоритма - увеличить доходы от сервиса, так как я верю, что у проекта есть вполне конкретные финансовые KPI. Иначе, преследуя ваши благие цели по времени подачи ТС, можно было бы просто увеличить парк такси, а не стоимость поездки. Метро в час пик вроде не повышает тарифы? …

2. «ждать такси придётся не 3–5 минут, а 30–40 (за это время час пик закончится)»

А можно поделиться статистикой сколько клиент готов ждать машины, в том числе в час пик? И почему клиенту не предложить на выбор два варианта? Вы же вроде как про "потребности клиентов"?

3. « сервису строго невыгодно поднимать цены тогда, когда в этом нет необходимости. Максимизация выручки происходит в точке оптимальной плотности свободных машин и заказов.»

Правда жизни заключается в том, что Яндекс может позволить себе довольно долго работать в минус, убивая небольших конкурентов. Доходы от рекламы покрывают затраты на многие новые проекты. Несколько лет такси был убыточным проектом, сколько будут окупаться инвестиции в такси неизвестно пока. В результате мы видим на рынке несколько крупных игроков и спрос на их услуги в час пик превышает предложение, отсюда и появление вот таких алгоритмов.

4. « существует потолок повышающего коэффициента, выше которого мы не поднимаемся»

Но как видно из комментариев и жалоб пользователей все-же поднимаетесь?

5. «В дождь количество открытий приложения растёт в два-три раза, при этом конверсии тоже растут, эластичность перестаёт быть эластичной. Итого — рост реального спроса в три-четыре раза. В городе, как правило, нет столько машин такси, чтобы удовлетворить такой скачок спроса. Даже не на линии, а в принципе, физически.»

Тем самым в еще раз подтверждаете, что отдаете приоритет тому, кто заплатит больше, а не просто «первому клиенту, который вызвал машину». В обоих случая парк будет задействован, но в первом вы заработаете больше и можем вернуться к первому пункту.

Ответить
–4

Голимые бомжи! Проживать в кабаке 30-50 тысяча и оставить официанту 5000 на чай а потом в такси мелочью гриметь и орать что так дорого!

С себя говно начните! Чтобы у вас так на работе вам зарплату рассчитывали!

Ответить
–10

А то что когда нет кефа днем например, и приложение вам рассчитывает поездку к примеру 250рублей за 20 мин, а на дороге случилась либо авария во время вашего пути либо перекрыли что нибудь, и поездка уже начинает длиться уже не 20 мин а 40-50,но вам же бомжам пофиг, вам же яндекс показал 250, а то что он вам её рассчитал на 20 мин в пути? Что водителям делать? Высаживать вас после 20 минут где настало это время, на трассе на мосту. В такси всегда был счётчик, а фиксированная цена это в магазине может быть. А если кто то опаздывает то фраза Плачу два счётчика, и все довольны,. А вы бомжи за 100 рублей на метро тогда или на автобусе езжайте, а то привыкли за сраную сотку где вас от подъезда заберут ещё и права качать

Ответить
2

Комментарий от водителя Яндекс.Такси?
Для вас клиент это какой-то бомж? Я вам скажу так, у многих бомжей уровень культуры и интеллекта повыше вашего.

Ответить
0

Ко мне машина с коэфом приехала к другому дому. Я попросил приехать ко мне так он остался стоять. Я мёрз 10 минут и пришлось заказывать другое такси и ещё ждать. Это нормально? Быдловодителей больше 50%.

Ответить
0

Александр, так как я напрочь не понимаю где еще мне оставить свой фидбек о сервисе, оставлю тут. Может быть, Вы его прочтете т сделаете сервис чуть лучше. Для нас, а не только для Яндексс

1. Про алгоритм и ценообразование в целом. Ну о чем мы говорим, спорим про технологию, когда сервис мне в 2 часа ночи в Москве рассчитывает поездку по сумасшедшему маршруту (круг по садовому в другую сторону...), а техподдержка отвечает, что надо было заранее проверять какой маршрут построен? Ну, коммон, серьезно?

2. Алгоритм - не буду спорить про соотношение плотности и эффективности, но. Для пользователя система непрозрачна настолько, насколько возможно. Почему-то каждый будний день я могу выехать (в одно и то же время) на каршеринге из дома на работу и заранее знать стоимость поездки +- 30р, а на яндекс.такси - с точностью до 200-300 р. Серьезно, алгоритм заботится о моем удобстве? Это не очень-то удобно...

3. Кажется, для водителей он такой же непрозрачный. Как минимум, они супер-озлоблнены, трясуться за каждые 10 рублей. Ну, я уж молчу про ваши парки-партнеры, в которых водить и вежливо разговаривать умеет разве что только директор.

4. Про убер. До слияния я мог выбирать такси - было из чего. Уверен, что слияние позволило увеличить плотность - как иначе. А заодно оно принесло мне как пользователю ситуацию выбора только ужасных водителей (п.3) и непрозрачных цен (п.2).

На выходе - возьму такси только если все совсем ужасно. Или есть поблизости Gett. Во всех остальных случаях - поищу каршеринг или пойду в метро (хотя я его люблю чуть-чуть сильнее, чем яндекс.такси).

Яндекс - суперкомпания, которой я еще 3-5 лет назад гордился как лучшим примером в стране. Не делайте из нее фикцию, пожалуйста. И не заставляйте нас вас нелюбить.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }