Яндекс

Стресс-тест «Яндекс.Клавиатуры»

Насколько хорошо справляются с задачами голосовой ввод, встроенный переводчик и подсказки при наборе текста

Антон Запускалов
редактор vc.ru

В приложении «Яндекс» для Android теперь есть «Яндекс.Клавиатура» и включается она очень просто — достаточно попросить об этом Алису. Разработчики обещают, что с помощью «Яндекс.Клавиатуры» можно будет быстрее решать повседневные задачи.

В «Яндекс.Клавиатуре» есть умные подсказки (система подсказывает слова, угадывая их по первым буквам), непрерывный ввод (можно набирать текст через свайп одним пальцем), автокоррекция, автоматический перевод, голосовой ввод и набор предустановленных стикеров и гифок.

Проверим «Клавиатуру» в деле на нескольких задачах повышенной сложности.

Первое испытание — диктуем длинный и сложный текст

Передадим через голосовой ввод текст юридического документа — договора аренды квартиры. В нём есть цифры, названия и специфические термины. Текст будем диктовать членораздельно, со средней скоростью, не повышая голос:

Договор аренды квартиры №1.

г. Москва, 11 ноября 2020 года.

Гражданин Иванов Сергей Петрович, паспорт 1234 567890, выдан РОВД Строгино, проживающий по адресу: Таллинская улица, дом 1, квартира 2, именуемый в дальнейшем «Арендодатель», с одной стороны, и гражданин Сергеев Пётр Иванович, паспорт 0987 654321, выдан УМВД Ленинского района города Ростов-на-Дону, проживающий по адресу: Ростов-на-Дону, улица Народного Ополчения, дом 2, квартира 1, именуемый в дальнейшем «Арендатор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. Арендодатель сдал в аренду Арендатору принадлежащую ему по праву собственности квартиру, находящуюся по адресу: Таллинская улица, дом 1, квартира 2. Квартира площадью 55 кв. м, состоящая из 2 комнат, жилой площадью 35 кв. м.

2. Квартира сдается в аренду сроком на 12 месяцев с оплатой ежемесячно 50 тысяч рублей. Арендатор обязан вносить арендную плату на счёт Арендодателя или лично не позднее 25 числа каждого месяца за предыдущий месяц.

3. Квартира сдаётся Арендатору для проживания, и ему запрещается использовать жилое помещение по другому назначению, а также сдавать в субаренду.

4. Арендатор обязан содержать квартиру в чистоте, оборудование в исправности и произвести за свой счёт текущий ремонт.

5. Изменение условий договора или его расторжение может иметь место по соглашению сторон.

6. Арендодатель может потребовать изменения или расторжения договора, если Арендатор не произведёт текущего ремонта, ухудшит состояние жилого помещения, не внесёт арендную плату в течение срока, предусмотренного договором, будет использовать квартиру не по назначению.

7. Расходы по нотариальному удостоверению настоящего договора оплачивает Арендатор.

8. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Неотъемлемым приложением к договору является список мебели и вещей, находящихся в арендуемой квартире.

Вот каким получился расшифрованный текст:

Оценка: 4,5/5

Голосовой ввод отлично справился со всеми названиями улиц, длинными номерами документов и причастными оборотами. Небольшие проблемы есть с распознаванием коротких слов — «‎квартира да» вместо «‎квартира два», «а как же» вместо «‎а также». Также при голосовом вводе не всегда верно распознаются окончания. Но в целом расшифровка оказалась максимально приближена к оригиналу и не требует серьёзной редактуры.

Распознавание речи в нашей «Клавиатуре» реализовано с помощью SpeechKit от команды голосовых технологий «Яндекса»‎. Но отличное — враг фантастического, а стало быть, на этом история не заканчивается. В последние месяцы мы смогли использовать для улучшения технологий распознавания голоса нейросетевую GPU-модель распознавания, которая уже используется в «Алисе»‎. Чтобы при использовании голосового ввода на «Яндекс.Клавиатуре»‎ пользователи не испытывали никаких проблем, даже, например, если они говорят очень быстро или с акцентом.

Антон Дворкович
руководитель проекта «Яндекс.Клавиатура»

Второе испытание — пишем деловое письмо на английском через встроенный переводчик

Представим, что авиакомпания изменила время вылета самолета, из-за чего путешественник не успел на пересадку и вынужден был купить новые билеты. Теперь стоит написать жалобу и потребовать компенсацию, но сделать это нужно на английском языке, которым составитель письма владеет лишь на базовом уровне.

Берём текст жалобы на русском:

28 сентября 2020 года я должна была вылететь из Белграда в Москву с пересадкой в Лондоне. Я приехала в аэропорт за три часа до рейса и ожидала времени регистрации на рейс вместе с другими пассажирами в очереди на стойке регистрации. Время окончания регистрации уже подходило, но она так и не начиналась. Позднее к пассажирам вышел сотрудник авиакомпании, который сообщил о том, что рейс задерживается. Вылет перенесли на три часа, таким образом, я, как и другие пассажиры, уже не успевала на свой стыковочный рейс до Москвы. О задержке рейса никак не сообщили ни по громкой связи, ни на табло. С большим трудом нам удалось найти одного из двух сотрудников авиакомпании и задать ему вопросы о том, почему самолёт не прилетел и когда мы сможем добраться до Москвы. На это мы получили от него ответ, что официальной информации о причинах задержки и точном времени вылета нет, а всё, что мы можем сделать сейчас, — отправиться в офис продаж и там разбираться по поводу своего дальнейшего вылета. Поскольку вариант, который предложил офис продаж, — вылет в другой день — мне не подходил, решать проблему пришлось за собственные деньги, путём покупки нового билета. Прошу рассмотреть возможность компенсации моих непредвиденных расходов.

И делаем автоматический перевод на английский через «Яндекс.Клавиатуру»:

On September 28, 2020, I was supposed to fly from Belgrade to Moscow with a stopover in London. I arrived at the airport three hours before the flight and waited for the check-in time with other passengers in the queue at the check-in Desk. The registration deadline was approaching, but it never started. Later, an airline employee came out to the passengers, who reported that the flight was delayed. The flight was postponed for three hours, so I, like other passengers, did not have time for my connecting flight to Moscow. The flight delay was not reported either on the speakerphone or on the scoreboard. With great difficulty, we managed to find one of the two employees of the airline and ask him questions about why the plane did not arrive and when we can get to Moscow. To this, we received a response from him that there is no official information about the reasons for the delay and the exact time of departure, and all we can do now is go to the sales office and sort out our further departure there. Since the option offered by the sales office-departure on a different day-did not suit me, I had to solve the problem for my own money, by buying a new ticket. Please consider the possibility of compensation for my unexpected expenses.

Оценка: 4,5/5

Автоматический переводчик справился с основной задачей — в англоязычной версии удалось сохранить большинство значимых деталей. Но без трудностей перевода всё равно не обошлось. Например, пересадка почему-то превратилась в stopover, что не совсем корректно. Stopover — промежуток между рейсами свыше 24 часов, который пассажир, как правило, проводит не в аэропорту, а в городе. Та пересадка, которая была нужна нам, — это transfer или change.

Во встроенном в «Клавиатуру» «Яндекс.Переводчике» более 90 языков.

Сама «Клавиатура» поддерживает ввод текста и подсказки на 75 языках.

Третье испытание — общаемся с друзьями и родственниками с помощью стикеров и гифок

Нужны ли к задаче этого теста дополнительные пояснения? Кажется, нет.

В «Яндекс.Клавиатуре» есть несколько наборов стикеров, а также подборки гифок, объединённые по тематикам — например, связанные с работой или выражающие согласие или отказ. Если гифок из базового набора не хватает, что-то более подходящее можно найти через поиск. Иногда предложения от системы бывают странными: например, среди рекомендаций на букву «‎б» — сразу два Байдена, обычный и в молодости.

Оценка: 5/5

C задачей найти подходящую картинку для выражения эмоций клавиатура «Яндекса» справляется отлично. Насколько часто такая потребность возникает в повседневной жизни — сильно зависит от возраста пользователя, его круга общения и интересов.

Последнее испытание — вводим текст на обычной клавиатуре и свайпами с подсказками. Как быстрее?

Представим, что по дороге в офис начальник отдела попал в серьёзную пробку, а рабочая встреча с ключевыми партнёрами уже совсем скоро. Необходимо максимально быстро проинструктировать подчинённого: что ему делать и чем занять важных гостей на время опоздания шефа.

Текст сообщения в мессенджер:

Влад, привет! Я встал в пробку на кольце, смогу быть в офисе только минут через 40. Пожалуйста, начните встречу без меня. Можешь сделать вступительное выступление и показать им презентацию про итоги прошлого года. Она лежит в общей папке на облаке, называется «‎Результаты 2019». Спасибо!

Мы набрали этот текст на время на обычной клавиатуре без дополнительных опций и на «Яндекс.Клавиатуре» с использованием подсказок, свайпа одним пальцем и автокоррекции:

Результат:

Обычная клавиатура на устройстве Android — 2 минуты 25 секунд.

«Яндекс.Клавиатура» — 1 минута 54 секунды.

Оценка: 4,5/5

Подсказки клавиатуры в некоторых случаях действительно оказываются полезными и экономят время — например, алгоритм понимает, что если сообщение в мессенджер начинается с имени («‎Влад»), то с большой степенью вероятности дальше последует приветствие («‎привет»), а после словосочетания «только минут» стоит предложить слово «‎через».

Также «Яндекс.Клавиатура» неплохо угадывает окончания длинных слов — например, чтобы набрать «вступительный» и «‎выступление» достаточно ввести 4–5 букв и воспользоваться подсказкой.

Есть и минусы — удобство набора одним пальцем вряд ли оценят пользователи телефонов с небольшим экраном — по маленьким клавишам сложно свайпать безошибочно, потому набранный текст может отличаться от задуманного.

«Клавиатура» знает не только по какой клавише попал пользователь, но и как близко к её краю пришлось нажатие. Если очень-очень близко — вероятность того, что произошла опечатка, очевидно, выше. Мы научились использовать эти данные: строим динамическую сетку действий пользователя, где координаты нажатий служат факторами при принятии решений об исправлениях.

Если мы видим, что пользователь попал близко к краю клавиши, и знаем предыдущие введённые буквы, почему бы не исправить промах сразу же, не дожидаясь, пока он допишет слово и запустит автокоррект нажатием пробела? Так мы и делаем.

Антон Дворкович
руководитель проекта «Яндекс.Клавиатура»

Чтобы воспользоваться «Яндекс.Клавиатурой», пользователям Android-устройств не нужно скачивать отдельное приложение. Включить её можно в приложении «Яндекс», в том числе и через голосового помощника «Алису». Достаточно сказать: «Алиса, включи Клавиатуру».

0
48 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Можно тестирование Яндекс клавиатуры не компанией Яндекс?

40

Денис, добрый день! Оно уже перед вами. Текст моего авторства, я редактор vc и к «Яндексу» отношения не имею.

8

сложно теперь будет переубедить :)

21

Использую Microsoft SwiftKey, удобнее и лаконичнее для себя ничего не нашёл 

11

Яндекс тестирует сам себя и пишет о том, как тестирует сам себя.
Буква Н - Независимость мнений.)) 

9

Привет! Нет, «Яндекс» сам себя не тестирует, за него это делает редактор vc :) Уточнили это в начале текста.

2

Оценка отправки гиф и стикеров неверна. Вы испытывали только WhatsApp, судя по скриншотам, однако в иных мессенджерах и социальных сетях он совершенно не справляется 

6

Дополнительное тестирование выявило огромную брешь в отправке гиф и стикеров. Они обозначаются как самые обыкновенные ссылки вне зависимости от приложения. Стикеры же лишь в половине случаев отравляются как картинки, что делает их по сути бесполезными, учитывая, что встроенных в мессенджер стикеров хватает с лихвой 

3

Константин, добрый день! Спасибо за резонную критику в адрес стикеров и гифок :) Мы уже научились корректно отправлять их в основных популярных мессенджерах как настоящие картинки, а не как ссылки (и, если мессенджер позволяет, — без белого фона). Это реализовано в версии приложения Яндекс.Клавиатура 21.1.1, которая сейчас доступна для скачивания части аудитории, а в ближайшие день-два станет доступна всем. А в скором времени эти улучшения появятся и в клавиатуре, встроенной в приложение «Яндекс».

0

Комментарий удален

да, тоже тестила

1

Теперь вы надиктовываете/пишете персональные данные и все свои мечты напрямую на сервера яндекс

6

Если вы за, то что Яндекс слушает, так сейчас слушают все. Лучше писать на бумаге как в старину(про идеи и успех).

0

Так нагло как Яндекс не слушает никто. Поговорил голосом по обычному телефону, затронули в разговоре какой-то абсолютно не актуальный вопрос, которым я ранее не интересовался и в интернете не искалЧерез 15 минут весь телефон и компьютер в рекламе от яндекса на эту тему. И так было много раз.

Для эксперимента на новом телефоне не стал разрешать приложениям яндекса доступ к микрофону (раньше это были карты). Такие случаи прекратились.

Я нормально отношусь к продуктам яндекса, не страдаю паранойей и в принципе не против анализа поведения в интернете и пр. Но слушать частные телефонные разговоры - это уже за гранью.

2

Как связаны всеобщее прослушивание и писание на бумаге как в старину? Вы хотели что-то другое сказать, но не смогли.

0

... (ответил не тому) ред.

0

Смотрите, сейчас все и вся слушают, если писать на бумаге и молча показывать, то думаю вас не смогут в принципе прослушать? И фраза "У стен есть то же уши" далеко из глубины истории!

0

Перечитал, понял. Да, когда в каждом кармане онлайн-диктофоны Андроида и Эппл, ведущие запись 24 часа в сутки, можно даже посочувствовать Яндекс с его Алисой, прежде всего созданной для шпионажа, и его попыткой залезть хотя бы в клавиатурки.
Но для идей-фикс нужно брать блокнот и ручку, и уходить из поля зрения камер гаджетов. Например, все важные совещания проводить голыми, в лесных зарослях малины. 😁

0

Вы вот смеетесь, а на самом то деле уже доходит и до этого. 

0

Комментарий удален

Использовал на протяжении нескольких лет TouchPal, прекрасная была клавиатура, пока её не убило очередное обновление iOS с фишкой отображения копирования данных буфера.

Перешел на Яндекс. Прежде чем можно было нормально пользоваться свайпами - нужно было неделю/две поучить, что именно ты хотел ввести.

Если сравнение по скорости ввода - на нулевой клавиатуре и свайпами - не верю, если только версия для Android отличается, на iOS нужно провести дни ада, прежде чем клавиатура начинает понимать, что ты имел ввиду.

"Демо-текст" из статьи я напечатал на клавиатуре с помощью свайпов за 1:40, вот что получилось:
Влад, привет! я витал в полбу га алые, смогу дать в офисе только могут через 40. Платформа, начните встречу без меня. Млеешь сделать астрального выпущенное и покрошат им поклонницами по итоги пошлого года. она Лёши в общей папке на Одран, Нагария "решёткой 2019".
Спасибо.

15-ти секунд мне бы не хватило - факт на исправления и проще сказать, что свайпы не работают в клавиатуре, проще сразу печатать двумя пальцами.

Также не радует отсутствие отдельных кнопок для Ё и Ъ.

2

Поставил. На первый взгляд норм, но как добавить неизвестное слово в словарь? Она не знает слова "хуй" и не учит его после успешного ввода. GBoard запоминает новые слова по тапу на левую подсказку. Как у вас?

0

У меня Яндекс клавиатура все слова, считая "хуй", "пизда", "ебать" и все производные воспроизводит отлично и подсказывает исходя из контекста. Вероятно, вопрос в блокировке нецензурных слов в настройках 

1

Точно, оказалось не выключил блокировку. Но как добавлять новые слова-то?

0

Она учится сама, если достаточно часто использовать некоторые выражения. Например при вводе слова "какая-то" автоматически предлагается "хуйня". В моем случае клавиатура научилась. Пруф на скриншоте 

7

Вот он самый главный тест, который надо было провести

3

Отличная клавиатура для профессиональных комментаторов!

0

В области подсказок. При вводе неизвестного слова - будет самым первым в кавычках. Надо тапнуть по нему.

1

На клавиатуре для яблока дичь творится. При попытке надиктовать голосом при зажатии пробела он сначала перекидывает в приложение, а потом возвращает в мессенджер и начинает слушать. Из за этого не смог ей пользоваться

1

Макс, добрый день! К сожалению, это единственно возможный сценарий на iOS: Apple не позволяет сторонним клавиатурам слушать микрофон (в отличие от системной, которой можно). Из-за этого приходится применять трюк: микрофон слушает не клавиатурный extension, а само приложение Яндекс.Клавиатура.

Надеемся, в следующих версиях iOS появится возможность реализовать ввод голосом без таких ухищрений.

0

Антон, подскажите, пожалуйста, планируете ли вы сделать для Android раскладку "как в кнопочном" телефоне?
Для меня, на удивление, это очень удобно при наборе текста одной рукой.

1
Крошечный холод

Давно задаюсь этим же вопросом.
До чего же был удобен набор Т9 на стареньком Sony Ericsson-w810i. Алгоритмы запоминали часто применяемые слова (в том числе сленг) и, в конце концов, я мог набирать целые предложения, не доставая телефон из кармана. Почему тем же Sony не использовать эти же алгоритмы и сделать норм Т9 на своих Xperia..

1

Но там были тактильные ощущения - кнопки, уверен, что здесь не будет такого же эффекта. Во всяком случае, не глядя, - печатать не получится.

0

А понятно, очередная подлянка от Эпл. Когда пофиксят буду пользоваться вашей клавиатурой:)

1

Не хватает кнопки "мульти буфера обмена" когда копируешь в другом приложении и возвращаешься в основное для вставки. Удобно реализовано на Gboard.

1

Там есть, доп.функции прячутся за кнопкой эмоджи

0

У меня гбоард только своим буфером пользуется, общий буфер отдельная прога, длинным тапом в тексте подтягивается.

0

Яндекс скоро будет тестировать анальный зонд, для выдачи таргетированной рекламы необходимой пользователю Яндекс-Зонд.

1

Антон, удобство ввода свайпами на маленьком экране зависит от алгоритма клавиатуры, а не размера экрана.
Пишу как человек уже лет пять пользующийся этой фичей на разных клавах и телефонах. Прижилась gboard, но недавно. Раньше был ужос. 

0

Алексей, с момента появления на ios этой фичи пользовался TouchPal и ничто другое не могло заменить по удобству коррекции текста или пониманию свайпов. Gboard стал лучше?

0

Попробовал, действительно в Gboard свайпы работают гораздо лучше, но backspace кривой на ios, нет быстрого удаления :(

1

ТачПал под ведроид сильно порченый стал. До этого - да, сильно выигрывал, потом баланс поменялся. 

1

Комментарий удален

А где аудиофайлы, чтобы это протестировать? или проверить самостоятельно на примере своего телефона? :)

0

Яндех решил провести халявный бета-тест своей поделки среди читателей vc.ru?

0

сделайте ещё и для яблока, пожалуйста, а. водить по клаве в разы удобнее для меня, например, но у айфонов такая функция только для английского языка существует(

0

«Обычная клавиатура на устройстве Android»
это какая? gboard, samsung, xiaomi, ... ?

0

Меня Алиса не может понять с первого раза, а тут вы про клавиатуру)) Хотя может проблема во мне :)

0

ещё бы жесты как в gboard допилили. по бекспейс и пробелу.

0

Попробовал перейти на Я.Клавиатуру с GBoard. Уже неделю мучаюсь, но заставляю себя жевать кактус - а вдруг.
К сожалению, пока не очень получается (
При всех косяках GBoard, клавиатура от Яндекса ошибается на порядок чаще. Подсказки слов хороши, но при наборе текста свайпами нужно очень чётко проводить пальцем над буквами. Там где gboard отлично додумывал при нечёткой вводе, Я.Клавиатура вставляет какую-то дичь. Вроде, русский поисковик, на изучение языковой модели потрачено куча времени, в запасе все тексты всего рунета. Но в простом предложении, в котором очевидно какое слово должно идти дальше при вводе свайпом вставляется рандом. Печалька, но придётся пока вернуться в лоно Гугла (
П.с. И с пробелами беда. В разных сценариях много раз в результате набора остаются двойные пробелы (вот и сейчас, клавиатура вместо последнего слова "победы" вставила "победы" - wtf?). С джиборд такой проблемы нет. ред.

0
Читать все 48 комментариев
«Сбермегамаркет» и «Эльдорадо»: оплаченный заказ Xbox Series X выборочно отменен избранным покупателям

Итак, продолжение рассказа о ситуации с тем, как «Сбермегамаркет» и «Эльдорадо» приняли многочисленные оплаченные заказы на консоль Xbox Series X, выдали людям чеки об этом, а затем через несколько дней благополучно отменили заказы.

И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Почему вас больше не существует: рождение и смерть субъекта в истории философии

Десять лекций — десять историй о том, как развивалось понятие о философском субъекте — носителе сознания. Вместе с доктором философских наук Дианой Гаспарян и аудиторией открытого лектория Сигнум мы прошли долгий путь от древнегреческой философии до исследований XX века и рассказываем о курсе подробнее.

Сервис доставки в почтаматы 5post обманывает и присваивает посылки

Совсем недавно я решил заказать с АлиЭкспресс несколько товаров для домашнего бара. По отдельности они не дорогие, но для общей картинки нужны все. Через неделю после заказа мне приходит смс с номера "5post" о том, что одна из этих посылок ждёт меня в ближайшей пятерочке. Я скачал приложение, зарегистрировался там и увидел, что моя посылка будет…

​Почему от коронавируса в Японии умирают по 0-3 человека в день?

Данный пост меня побудило написать отношение людей к ковиду в моей родной стране учитывая всю ситуацию. Мне много людей пишет с вопросами по ситуации в Японии, и рассказывают свои мнения по вопросу вакцинации.

Маленький стартап против гигантов: Kytch может починить ломающиеся машины для мороженого McDonald's — сети это не нужно Статьи редакции

Джереми О’Салливан и Мелисса Нельсон придумали устройство, которое предотвращает поломку автоматов для мороженого — проблемы с ними есть в 10% ресторанов McDonald’s. Несмотря на убытки франчайзи, сеть его запретила и почти уничтожила Kytch.

Wired
Дайджест новостей Сбера: сайт Digital Пётр, сценарии для умного дома и платина от Forbes

Прошлый дайджест мы целиком посвятили 180-летию Сбера, поэтому новостей накопилось много. Среди них — запуск сайта по распознаванию рукописей Петра I, большое обновление на платформе умного дома Sber и другие. Рассказываем всё самое интересное.

Картинка, сгенерированная ruDALL-E по запросу «рыжий котик»
Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

Как мы отправили 2000 распечатанных фото вашим мамам за 1 неделю после запуска

Как это получилось и сколько заработали. Без фейлов не обошлось.

Это моя сестра - Таня. Пришла на помощь, пока срочно искали еще одного менеджера
null