Среднее звено — слабое звено

Добро пожаловать, Александра! Так встречает меня новое пространство. В новостях описания крутых проектов, новых стратегий и бизнес-идей, а в вакансиях — сплошные поиски менеджеров. Вчера изучала разные статьи об управлении на среднем звене. Проблема в том, что оно у нас хромает. Причем, на обе ноги. Быть менеджером во многих мелких компаниях стало "антимодно", и я часто встречаю ребят, которые упорно остаются исполнителями, не стремясь подниматься по карьерной лестнице. Надо сказать, их логика понятна. Парень со склада получает 38 тысяч, а его руководитель — 43. Только первый приходит в девять, уходит в шесть, и успевает и чайку попить, и перекурить, и работу всю выполнить. А второй работает по 15 часов в день, включая выходные, но никак не может оправдать надежд босса и получить заветную премию.

Учитывая свой опыт и наблюдения за сотрудниками, я могу с легкостью дописать «этот рассказ»: наш руководитель скоро выдохнется и напишет заявление, а парня со склада поставят на его место. И начнется все по новой.

Почему такая текучка среди менеджеров? Давайте честно: потому что их квалификации не хватает, чтобы управлять. То есть, работает у нас человек, и работает хорошо. Знает свое дело, так сказать, профессионал. Все задачи решает с легкостью, и даже успевает влезть в корпоративную жизнь, и активно в ней поучаствовать. Энергия, амбиции и желание работать, менять, воодушевлять – и вот мы делаем из него управленца. Ну, как делаем – записываем в трудовой, или на бумажке, или даже просто на словах обозначаем. Кажется, что все должно стать лучше, так как двигатель прогресса компании получил доступ к штурвалу.

А кто-нибудь научил его крутить этот штурвал? Энергии-то хоть отбавляй, но если корабль несет из стороны в сторону, как быстро выдохнется вся команда выравнивать курс?

Сама была такая. В 2013 году я пришла в небольшую компанию, на расчет себестоимости товарных единиц. Делов-то: найти на сайтах стоимость составляющих, прикинуть пару макетов и уточнить, сколько времени затрачено на изготовление. Записать все цифры на бумажке, а между ними поставить плюсы. И сложить.

А я, как очень энергичный человек, потратила с месяц на то, чтобы создать справочники с ценами, исходную таблицу с техническими характеристиками и калькулятор расчета в Excel, после чего расчет одной единицы вместо пары часов (если не считать затрат времени на уточнения у дизайнеров или производства) стал занимать порядка 15 минут.

Считайте, что работу я себе не только сократила в разы, но заодно и повысила ее качество (на калькуляторе пальцы легко путают цифры). И чтобы я не разжирела на печеньках, съеденных во время бесконечных чайных перерывов, руководство стало придумывать, чем бы еще занять мой неуемный мозг.

И понеслось… Через год, когда моя начальница отправилась вносить свой вклад в демографию, директор, недолго думая, отдал мне всю ее работу. Так что я, ловко управляя небольшой частью задач, вдруг стала управлять всеми потоками компании, стекающимися в финансовый отдел. И даже людьми. Кто сталкивался с деятельностью финансов и бухгалтерии, поймет, почему я считаю, что этот отдел управляет всеми. Со своей стороны, конечно, но сам факт!

Получилось, что в один момент я стала выполнять свои операционные задачи, следить за задачами своего помощника, требовать выполнения задач от других отделов и людей, следить за аутсорсингом, а также вошла в команду директора, с которой мы разрабатывали новые планы, направления и стратегии. И при этом я осталась «своей девчонкой» с нижнего яруса. И я, признаюсь честно, с этим не справилась.

Мне предстоит еще о многом написать, с чем я столкнулась и как в итоге научилась управлению, но сейчас я акцентирую внимание только на том, что без подготовки или обучения стать хорошим управленцем – не то, чтобы нельзя, но шанс этого очень мал. Не учат у нас такому, а свое время кому хочется тратить?

Между прочим, зря. Я абсолютно уверена, что если вы, как руководитель, находите себе нового миддл-менеджера, то научитесь сначала сами им управлять. Не только как рабочей единицей, но и как личностью, как человеком живым. Чем его вдохновить? Как его мотивировать? На чьих примерах ему учиться? Какой опыт вы бы передали ему, чтобы он принял его и смог справиться с новым грузом задач?

Я хочу завести страницу, где могла бы описывать разный опыт управленцев всех звеньев. Чтобы те, кто с этим сталкивается, могли изучить способы решения своих проблем и сформировать свой собственный уникальный стиль управления. Чтобы люди, на которых держится весь операционный процесс (от идеи до готового предложения), хотели продолжать работу в конкретной компании, не перетекая с места на место, найдя свою стезю и расцветая. Я прихожу на работу с предвкушением новых задач, общения, радости от того, что могу быстро разобраться с 90% возникающих проблем. И я буду рада поделиться всем тем, что накопила сама, и что накопили вы, с миром «подрастающих манагеров».

Кому интересна такая тема: подписывайтесь, это стимулирует писать. Кому есть что спросить и сказать: пишите в комментарии. Делитесь идеями, о чем бы вы хотели узнать, что разобрать, а я со своей стороны подготовлюсь, запасусь теорией и поделюсь практикой из собственного опыта.

66
15 комментариев

1. Делегирование
2. Планирование
3. Не быть мудаком 
4. Не брать людей, с которыми надо быть мудаком, даже если они супер спецы
5. Понятное и четкое тз

1

3 и 4 пункты - зачет)))  второй пункт я бы поставила на первое место, а пятый - на второе. Каждый из них я буду рассматривать отдельно, хотя 3й будет очень спорным :) Вы как охарактеризуете понятие мудака?)

Хотелось бы определиться: линейный руководитель - руководитель среднего звена? Ибо совершенно не рассмотрен важный фактор, вызывающий дефицит толковых руководителей. А именно - зарплата выше, распространено мнение, что особых навыков не нужно, отсюда засилье следующей категории профессионалов: брат, друг, жена, любовница, сокурсник и сослуживец.

1

Ну, менталитет наш я не исключаю, конечно, есть такая тема: продвинуть родственников, не думая о другом. Но с этим бороться я вообще никак не смогу... А вот мнение, что "особых навыков не нужно" - это тема, с которой еще можно потягаться. Согласна, распространена. Поэтому и писать и обсуждать, и учить - хочется не только самих средних, но и высшее руководство. А для этого надо найти и грамотно описать аргументы, почему обученный менеджер принесет больше прибыли. Придется покопаться в экономике предприятия)

Что касается определения управленца среднего звена - я еще буду уточнять, кого и как я имею в виду. Потому что сначала я имела в виду всех руководителей, за исключением высшего состава. Но пока обдумываю план своих сочинений - корректирую на ходу. единственный экономист в компании - является руководителем? В подчинении никого нет, но процессов для управления - очень много. а заодно, пока писала коммент, подумала, что и высшее руководство: а) выбирается из среднего, б) не имеет также нужного опыта управления, в) должно обучаться... 
Думаю, со временем я систематизирую все понятия, главное - начать.

знакомые ощущения. начинаешь делать свою работу. потом понимаешь как ее делать лучше. автоматизируешь сам себе свой труд, ускоряешься, тебя замечают и... бац! или 1) что лучше, тебе выдают новую нагрузку (за те же бабки или иногда даже прибавляют). или  2) что хуже, считают, что раз там сам можешь неплохо самоорганизоваться, значит и двух соседних или вновь прибывающих в случае расширения полубестолковых коллег сможешь этому научить. и ты уже руководитель этой маленькой группы/отдела/департамента. а ты-то - самоучка. никаких институтов или хотя курсов менеджмена не заканчивал. просто жопой чувствуешь, как самому свое правильно делать. но беда-то в том, что чувствовать своей жопой-то можно только, как именно тебе свое делать лучше. а вот как своей жопой понять, как и что делать лучше соседу - тут уже совсем другая песня. у соседа-то другая мотивация, своя морковка, свои взгляды на жизнь, на работу на дядю, на возможность выложиться на 110%. вот тут и начинается...

1

Да! Собственно, почему меня понесло в эту тему: у меня жопа "подкованная": не только чувствует, но и кое-какие знания имеет :))) Важно собрать в один источник разные заключения: хочется и поделиться опытом того, как ускориться, и как грамотно и выгодно продать свою новую нагрузку, и как разобраться в морковках соседа. Это и экономика, и автоматизация, и планирование, и продажи, и психология. Будем собирать в кучу и выдавать практический результат!

Не учат, потому что чаще всего учить некому. Повыше сидят такие же люди, которые понятия не имеют как всё происходит и что с этим делать. Ещё хуже, если они действительно начнут чему-то "учить".