Руководство от маркетинг-фасилитатора кофейного бизнеса. А вы любите кофе?

Вера Леоник
Product маркетолог, PdM

Солнце поднималось медленно, словно не было уверено, что это стоит таких усилий. Над Минском занимался еще один день. Разгорался он очень неторопливо и вот почему: зима, снег и солнце. Наконец, и над нашим городом оно стало появляться все чаще. Периодически оно притормаживало, чтобы заполнить долины у МКАДа. Солнечный свет скапливался у высоток из серого камня и синего льда, свет громоздился ввысь. И, наконец, обрушивался гигантским, ленивым, бесшумным цунами на расстилающийся дальше темный ландшафт. Подобного зрелища не увидишь больше нигде.

Так бы написал Терри Пратчет в своей «Безумной звезде” (The Light Fantastic), если бы действие его книги происходило бы не в городе Диск, в Плоском Мире, а в Минске. Но вернемся с предыстории моего нового бизнес-кейса. При нулевой температуре и появляющихся ручейках возвращается весеннее настроение — есть силы для работы и жизни. Вернувшись домой и снова начав работать на русскоязычный рынок, я стала возрождать свои бизнес-знакомства. Так, спустя некоторое время, ко мне в Telegram постучались ребята, занимающиеся кофейным бизнесом. Запрос был таков: помогите нам "закрыть” маркетинг. Кофейня открылась по франшизе и, вроде бы, особых сложностей быть не должно, но они были.

Я не консультировала ранее кофейни, оттого при первой встрече все, что было для них маркетингом, напомнило мне зоопарк — Входной билет на посещение Минского зоопарка: Экзотариум, Аквариум, Террариум. Все было поверхностно, не системно и запутанно, хотя ребята очень старались и являются большими умницами во многих аспектах их бизнеса. Сразу примечание — к нашему Минскому зоопарку это не имеет никакого отношения — смело приходите и посетите новые ухоженные павильоны, Дельфинарий и посмотрите на крутых динозавров.

У ребят был Инстаграм и телеграмм-канал, не было постоянного потока новостей на кофейные или около-кофейные темы. Они понемногу начинали прощупывать тему с инфлюенсерами и более активной работой в digital. Кофейня открылась недавно, был поток посетителей. И мы приступили к шагам по налаживанию работы маркетинга и продвижения их кофейни. Мы хорошо поработали, провели оценку маркетинговой деятельности и продаж, провели брейнсторминг-сессию, определились с дальнейшим направлениям работы.

Отсюда само собой сформировались несколько советов по тому, как маркетинг-фасилитатор должен правильно проводить брейнсторминг-сессии. Ранее в начале моего пути как маркетинг-консультанта у меня не было широких возможностей для применения фасилитационных подходов. Однако с годами, по мере того, как рос мой опыт, навыки совершенствовались, меня и мой подход стали замечать. Ранее я отказывалась от выступлений перед влиятельными аудиториями, чего впредь делать больше не буду. Описанные ниже методы не стоит слепо брать и использовать, а адаптировать и модернизировать под свой бизнес и его особенности. Не стесняйтесь обращаться ко мне по электронной почте или в Telegram с рассказами о вашей практике проведения фасилитаций.

Что стоит учитывать при проведении фасилитации в группе:

  • В совместной работе должны участвовать все члены группы. Активные участники часто забирают на себя все внимание и время. Слушайте всех.
  • Противоположные точки зрения должны мирно выслушиваться и уживаться в рамках дискуссии, не восприниматься как конфликты. Каждый член группы должен внимательно слушать говорящего.
  • Участники должны воздерживаться от обсуждений других людей и их мнений в кулуарах и за спиной. Формируйте здоровую рабочую атмосферу.
  • Женщины и мужчины — равны в праве озвучивать свои мысли. Часто девушек недооценивают, они не ощущают себя вправе озвучивать свое мнение. Альфа-самцам и альфа-самкам — также не место на фасилитационной сессии. Мимикрируйте. Все равны и все важны.
  • Не стоит считать проблему решенной как только самые быстрые из участников озвучили свое мнение и нашли ответ. После этого от всех остальных ожидают присоединения к этому решению независимо от того, понимают ли все его логику.
  • Участники поощряют друг друга добрыми уточняющими вопросами.
  • Во время фасилитационной сессии важно выделить и обязательно пройти следующие стадии: 1) ознакомление со спектром точек зрения, 2) построение общей платформы взаимопонимания, 3) выработка взаимоприемлемых решений, 4) завершение дискуссии.

Примеры для определения желаемых результатов фасилитационной сессии:

  • Как выглядит успех? (Что необходимо сделать в первую очередь?)
  • Как вы узнаете во время сессии, что вы закончили с этой темой? (Что из этого является срочным?)
  • Что является вашей глобальной целью? (Какие вопросы нужно будет обсудить в будущем?)
  • Какие результаты вы хотите получить на данной встрече?
  • С чем, как вы считаете, должны уйти люди с этой встречи?

Основная ценность общей фасилитационной встречи:

  • Полноценное участие.
  • Взаимопонимание.
  • Взаимоприемлемые решения.
  • Общая ответственность.

Примечательно, что многие участники сессии согласились с интересными мнениями о том, что не стоит нанимать родственников и друзей; не нанимать никого в порыве чувств; не нанимать из жалости; не выжимать все соки из персонала. Любой организации важен психологический климат, который формируется в первую очередь руководителем. От особенностей его взаимодействия с подчиненными зависят результаты работы предприятия, а устойчивые хорошие результаты и создают психологический климат.

В конце нашей фасилитационной сессии все кашлянули пару раз.

Мы все думали изо всех сил.

Одновременно с этим мы пытались вспомнить, сколько же чашек кофе выпил каждый из нас. Как всегда в подобных случаях, за окном уже смеркалось.

“И меня это вполне устраивает”, — подумал руководитель кофейного бизнеса, сел и принялся за очередной капучино.

Меня можно найти в Telegram @simplecreatorinstock, LinkedIn.

Telegram @simplecreatorinstock

© 2024

33
2 комментария

Спасибо автору за полезный материал)

1

Спасибо, очень приятно и приятно делиться тем, что работает. :)