Что делать с НЕуверенностью, если ты фрилансер

Нужно продавать. Любому специалисту, эксперту, профессионалу. Я в первую очередь обращаюсь к творческим, но касается всех.

А как продавать, когда каждый отказ больно бьет по самооценке? Потому что твой продукт или услуга - продолжение тебя самого? Потому что после отказа креативность рассеивается. Потому что приходит чувство, что ты никому не нужен. Сейчас разберемся.

Неуверенность бывает трех типов:

  • Неуверенность в себе
  • Неуверенность в продукте или услуге
  • Неуверенность в результате
Что делать с НЕуверенностью, если ты фрилансер

Неуверенность в себе.

В ее основе лежит страх отвержения и мысли, что «я не такой». Это хорошие мысли, потому что именно они помогли когда-то понять, что обычная жизнь в офисе - не для вас. Эти мысли развивают и поддерживают творческие идеи, когда они приходят. Но они же провоцируют додумывать за других причины, по которым вы им не подходите. Что это значит? Что любое действие, которые вы совершаете (от размещения резюме до отклика на вакансию) вы оцениваете сквозь двойную субъективную призму. Вы представляете, что думает о ваших действиях другой человек. Заказчик получил 30 портфолио, открыл первые 10, созвонился с двумя кандидатами и решил больше не искать. А в это время вы у себя дома представляете, как он открыл ваше портфолио, его лицо искривилось, и он подумал: «Как этот человек вообще остается в профессии?!». Да, я утрирую, но поверьте, большинство творческих фрилансеров так думает. Сама мысль о несуществующем отвержении для них настолько болезненна, что они готовы отказаться от попыток заработать. А значит, от попыток улучшить свою жизнь.

Что делать? Тренироваться. Есть старая хорошая практика, где вам нужно за день получить 10 отказов. Позвоните коллеге и предложите погулять с вашим псом. Предложите незнакомцу оплатить ваш проезд в автобусе. Или не так радикально, фантазируйте. Знаете, какие 2 самых частых результата у этого эксперимента? Первый - люди будут соглашаться. Вам будет достаточно сложно собрать отказы. Для многих настолько сложно просить, что когда это делает кто-то другой, то они считают это важным и соглашаются. Второй - ваши отношения с людьми не изменятся после отказа. Никто не станет относиться к вам хуже. И даже если вы попросите что-то слишком странное, и вам покрутят у виска, то в вашей жизни абсолютно ничего не изменится.

Неуверенность в продукте или услуге.

«А вдруг клиенту не понравится?». Здесь я хотела бы вас подбодрить, но не буду. Действительно, если клиенты, которым вообще ничего не нравится. С такими лучше не работать, но это приходит с опытом. Поэтому почти у каждого творческого фрилансера есть хоррор истории про неприятные сообщения от клиента, ночные звонки и требования все переделать и вернуть деньги. Это часть работы. Единственное, что может защитить вас от разочарования - уверенность, что продукт нравится вам. Но здесь легко впасть в другую крайность. Можно доделывать в поисках совершенства много часов подряд, хотя они не оплачены. Можно не спать, не есть, работать, и все равно остаться с чувством, что не идеально. Знакомо? Друзья, ставьте себе лимит. Если не можете остановиться - просить друга позвонить или придти через Х часов.

Ваша уверенность начнет появляться только тогда, когда вы начнете думать категориями результат/время. Например. Я работала 10 часов, времени было достаточно, но результат меня не устроил. Тогда что могу улучшить? Какие навыки подтянуть? Или я работала 3 часа, времени было недостаточно, но результат меня не устроил. Тогда я принимают этот результат как наилучший возможный за этот отрезок времени. Или я работала 100 часов, потратила кучу времени, но результат меня не устроил. И тогда почему так происходит? Существует ли вообще результат, который меня устроит. Вы должны придумать свои, понятные именно вам критерии и правила оценки. И не нарушать их. Чтобы не испытывать сомнений, когда засомневается клиент. Чтобы уметь обосновать результат своей работы и не скатываться в состояние вины или недостаточности.

Неуверенность в результате.

«Купит ли клиент? Закажет ли еще?». Это вопросы, связанные с неизвестностью. Со страхом о будущем. Обычно фрилансеры качаются на качелях заработал - потратил. Поэтому если вы фрилансер и у вас есть накопления - жму вам руку, вы - легенда. Обычно это не так. Не знаю, с чем это связано, но такое положение дел активирует целый пласт тревоги о будущем. А это не помогает в работе с клиентами. Чем больше вы беспокоитесь, что никто накупит, тем меньше люди хотят у вас покупать. И здесь вам поможет дисциплина. Ее можно тренировать, как и мышцы. Она понадобится для двух вещей - для формирования финансовой подушки безопасности и для контроля за потоком мыслей. Это сложно, да. Но ответ «я никогда не умела копить» привел вас туда, где вы есть сейчас. Замените эту установку хотя бы на «я учусь копить и откладываю по сто рублей в день». Откройте вклад, чтобы не потратить деньги. Найдите способ. Или честно признайтесь себе, что вы просто не хотите, и вас устраивает все, как оно есть сейчас. Учитесь замечать тревожные мысли. Не ругайте себя за них, просто отслеживайте. Сколько раз в день вы говорите про себя «У меня нет клиентов»? Произнесите фразу «Ко мне приходят новые клиенты» столько же раз. Это не про магическое мышление. Это про то, что ваш мозг должен усвоить, что каждый раз, когда он думает про вас плохо, он нарушает баланс. Он портит ваше настроение и самочувствие. Поэтому для соблюдения равновесия он должен учиться думать хорошее. Постепенно это войдет в привычку, и вы станете спокойнее.

А вообще, работа с неуверенностью - долгий последовательный процесс. Предлагаю проходить его вместе.

Вот мой ТГ канал - заходите.

11
2 комментария

что делать, если ты настолько неуверен, что даже не можешь стать фрилансером

Ответить

становиться фрилансером по частям. сначала по выходным или после работы. брать первые проекты, радоваться. и потихоньку начинать верить в себя.

Ответить