Сравнение подходов мотивации к трудовой деятельности в СССР и современности
Материальная мотивация
В советские времена в качестве материальной мотивации использовались такие методы как:
- Премии за лучшие показатели производства.
- Повышение должности и заработной платы.
- Доступ к дефицитным товарам.
Нематериальная мотивация
В СССР нематериальная мотивация также признавалась престижной и важной частью каждодневного труда, необходимой для достижения коллективных целей и построения социализма.
Например:
- публичное вынесение благодарности;
- почётные грамоты и медали;
- портреты на доску почета;
- публикация в средствах массовой информации: газеты, журналы, плакаты, радио, телевидение.
Не путайте стимулирование с мотивацией!
Действительно, стимулирование труда и мотивация имеют существенные отличия.
Стимулирование труда предполагает воздействие со стороны руководящего персонала на работника с целью улучшения качества его работы.
Мотивация означает, что сам работник стремится и заинтересован трудовой деятельностью.
В Советском периоде стимулирование и мотивация работника к труду были связаны с идеологией коллективизма.
Коллективизм
Коллективизм — это прочная связь и даже взаимозависимость между работниками, где каждый вносит вклад в общую цель и готов поддержать и помочь в любую минуту другим членам коллектива.
В СССР успехи коллектива отмечались и поощрялись, что способствовало формированию сильного коллективного духа и солидарности.
В тот период считалось, что выполнение планов является основным мотивационным фактором для работников.
У работников было стремление выполнить и перевыполнить план. Получить за это, прежде всего, признание со стороны руководящего звена их высокого уровня профессионализма, тем самым повысив собственный статус в коллективе.
«Догнать и перегнать!» — В.И. Ленин
Одним из способов стимулирования рабочего звена было создание соревнований между командами (одного или нескольких коллективов) по выполнению и перевыполнению плана. Такие соревнования были весьма эффективны и создавали здоровую конкуренцию.
Чтобы достичь высоких результатов, люди были готовы работать сверхурочно и даже отказываться от выходных, чтобы превзойти все ожидания. Это свидетельствует о проявлении принципа коллективизма в рабочей деятельности.
В современности люди ищут более глубокой и значимой мотивации, чем просто победа в соревновании, без материальной выгоды. Люди желают видеть трудовой вклад в организацию в виде денежных компенсаций.
Конечно, и в наши дни, существуют нематериальные стимулы, но больший интерес создает мотивация, которая предполагает дальнейшее развитие карьерного роста.
Идеальным сценарием стратегии мотивации для сотрудников в 2024 году является сочетание денежной компенсации и нематериальных стимулов.
Когда работа оценивается и приносит не только финансовую выгоду, но и признание и удовлетворение, это становится сильным мотиватором:
- Предъявление денежных поощрений для повышения профессиональных знаний и навыков.
- Участие в интересных проектах и задачах с получением дальнейших дивидендов.
- Гибкий график работы.
- Предоставление возможности работать удаленно.
- Продвижение по карьерной лестнице внутри организации.
В нынешней России стимулирование и мотивация работника к труду часто связаны с факторами экономического характера.
Нарушение принципов социальной справедливости
Однако, встречались и такие граждане, которые вызывали осуждение и негативную реакцию в советском обществе.
Например, людей, которые отказывались работать называли тунеядцами. Даже предусматривалась уголовная статья, которая называлась «Тунеядство» или «Уклонение от труда».
«Кто не работает, тот не ест!» — лозунг советских времён.
В соответствии с этой статьей, лица, уклонявшиеся выполнять общественно-полезный труд, без уважительных причин, были привлечены к уголовной ответственности и могли лишиться свободы.
В советские времена вызывали общественное осуждение и те люди, которые ценили материальные ценности и вели образ жизни, противоречащий коммунистической идеологии. Таких людей называли мещанами.
Мещанство часто ассоциировалось с буржуазными ценностями и индивидуализмом.
Понятие мещанской деятельности в советском контексте означало проявление социальной несправедливости и неравенства:
- Занятия коммерцией, связанные с покупкой и продажей дефицитных товаров - считалось наживой на чужом труде, другими словами «спекуляцией».
- Посещение роскошных мест отдыха, таких как загородные дачи, курорты, неприемлемо для советской идеологии. Подобные действия являются проявлением эгоизма и стремлением к индивидуальному благополучию, вместо служения интересам коллектива для пользы Родины.
- Наличие иностранной валюты — это связь с капиталистическими странами и рассматривалось как предательство и не патриотическое поведение, т.е. личная нажива, вместо служения коллективным интересам.
- Получение предпочтений, привилегий или льготных условий при получении жилья или медицинского обслуживания считалось злоупотреблением своего положения.
Примерами мещанства в советские времена считалось приобретение предметов роскоши, в особенности не отечественных товаров, например:
- роскошные автомобили;
- предметы мебели;
- одежда, обувь, аксессуары;
- электроника;
- бытовая техника и комплекты посуды;
- украшения.
Подобные приобретения считались возможными только для людей с привилегированным положением.
Мещанство и тунеядство - два понятия, которые сопровождали советскую эпоху. В то время, когда рабочий класс был устремлен к равенству, коллективизму и социальной справедливости, мещане и тунеядцы стали символами эгоизма, потому, что не проявляли желания вносить вклад во благо страны.
Также общество проявляло негативное отношение к пьянству, и проводились общественные мероприятия по борьбе с ним.
«Пьянству бой!» — лозунг советских времён.
Мотивационная сила плакатов в Советском Союзе
Во времена Советского Союза, когда широкая сеть СМИ и социальные сети не существовали, плакаты были незаменимым средством пропаганды и агитации, методом мотивации населения.
В то время как журналы и газеты были в ограниченном доступе, плакаты развешивались повсюду — на улицах, на рабочих предприятиях и в учебных заведениях, словом во всех общественных местах.
С помощью ярких изображений и запоминающихся слоганов плакаты наглядно доносили идеологические установки, вызывали чувства патриотизма, коллективизма, мотивировали людей к достижению трудовых успехов, поддерживали семейные ценности и призывали к здоровому образу жизни. И главное — придавали уверенности в правильно выбранном пути к коммунизму.
Метод «Кнута и пряника»
Каждый плакат был частью общего механизма пропаганды, который стремился воздействовать на сознание и поведение граждан в соответствии с идеологией Советского Союза методом «кнута и пряника».
На плакатах, использующих метод «кнута» изображали граждан, ведущих антиобщественный образ жизни, не соответствующий нормам советской морали. Были показаны в неприглядном виде: пьяницы, тунеядцы или люди не участвующие в общественной жизни, а также те, кто уклоняется от выполнения гражданских обязанностей или нарушает закон.
Плакаты, использующие метод «пряника», наоборот. Героев труда изображали с высоко поднятой головой, с правильными чертами лица, уверенными и радостными выражениями, чтобы представить их в положительном свете.
Сегодня, с огромным развитием информационных технологий и доступностью интернета, значительно снизилась роль плакатов. Они стали неотъемлемой частью истории и культуры, позволяют лучше понять историческую эпоху и идеологические принципы Советского Союза.
Вывод
Не станем вспоминать о некоторых негативных последствиях механизма управления в Советском Союзе, однако отметим, что в современном мире создание системы мотивации работников требует разнообразного инновационного подхода.
С развитием интернета и информационных технологий, работники получили доступ к огромному количеству информации и возможностей для саморазвития. Уровень жизни и потребности людей также изменились со времен Советского Союза. Сотрудники теперь ожидают больше, чем просто материальную компенсацию. Они стремятся к личному и профессиональному развитию, работе смысловой ценности, гибкому графику работы, балансу между работой и личной жизнью.
Вместо соревнований и подобных стимулов, люди ищут более значимые формы мотивации. Руководство компании вынуждено:
- учитывать индивидуальные потребности и интересы персонала;
- предоставлять возможность для карьерного роста;
- создавать поддерживающую корпоративную культуру;
- предоставлять нематериальные стимулы, которые дополняют денежной компенсацией.
Только таким образом организации сегодня смогут привлечь и удержать талантливых сотрудников, создать мотивированную и эффективную команду, способную достигать высоких результатов и преуспевать в современном бизнесе.
Резюме
В Советском Союзе, мотивация работников была связана пропагандой коммунистической идеологии, где форма коллективизма играли важную роль.
Со временем, пришла необходимость использования методов мотивации, учитывая изменения ценностей, появление интернет-технологий, изменяющиеся образы жизни и прогресс в управлении персоналом.
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:
О, эти влажные мечты о прошлом.
"На заводе ты не гость - унеси хотя бы гвоздь." - Вот и вся мотивация
А в настоящем не так?))
Тащи с завода каждый гвоздь -
Ты здесь хозяин, а не гость!
Забудь про страх, забудь про честь,
Коль не че дома детям есть!
Смотри! - начальники цехов
Воруют все, до потрохов!
Станки, машины и детали
Уже, наверно, своровали...
😝
Спасибо за ваше мнение, подписывайтесь, ставьте лайки
Что-что, а плакаты рисовали отличные.
Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎 делитесь статьёй
Статья для того, чтобы одна половина повспоминала и ностальгировала, а вторая взахлёб спорила. И да, ставлю лайк и подписываюсь.