Третий год в своем бизнесе после 17-ти лет работы в корпорациях. Делюсь инсайтами
Меня зовут Юлия Лепихина, сейчас я руковожу агентством по маркетингу и созданию отделов продаж в b2b. Два с половиной года назад ушла в свободное плавание из корпорации, где руководила четырьмястами сотрудников.
В этой статье расскажу, что встречала на корпоративном пути и в другой (предпринимательской) жизни.
Сюрприз: самые классные воронки и технологии продаж распространяются из малого бизнеса в крупный.
Именно в малом бизнесе живет творчество без границ. Корпорации выдают результат больше за счет технологий, бренда, серьезной аналитики и длинных инвестиций в фонд оплаты труда (подробнее о том, кто и как делает продажи, я писала здесь).
Как подбираются люди:
Корпораты при формировании команды делают упор на наличие формального опыта и "ачивок". При этом часто попадают в ситуацию, когда подходящий по критериям сотрудник делал только одну десятую в проекте и не может повторить результат.
Малый бизнес не так избирателен в выборе сотрудников и за счёт этого часто выигрывает, как бы парадоксально это не звучало. Здесь главное - вовлечённость.
В корпорациях слишком много встреч.
Если у тебя не забит календарь с утра до вечера - ты не занят. И, вероятно, испытываешь чувство вины.
В малом бизнесе люди предпочитают решать вопросы быстро - достаточно просто разговора по телефону, чтобы заключить контракт, а с сотрудниками вопросы закрываются просто в чате.
Много нервов из ничего у корпоратов VS колоссальная стрессоустойчивость в малом бизнесе.
Сотрудника корпорации может загнать в стресс даже невинный взгляд коллеги, в то время как предприниматель на кассовом разрыве может спокойно пойти спать (если знает, что с этим делать).
Я не знаю, в чем здесь секрет. Может быть, в предприниматели идут более стрессоустойчивые люди?
Насчет стабильности:
Кто пережил первые года два в бизнесе, уже не чувствует жестких стрессов и провалов, за исключением моментов, когда приходит "черный лебедь", и рынок замирает.
Хотя корпоратам это тоже знакомо: в определенный момент усилия переключаются с "получить должность" на "сохранить должность", со своими черными лебедями.
В бизнесе каждый день можно менять свой выбор.
Направление, время работы и отдыха, задачи, команда. Есть возможность вежливо сказать "нет" кому угодно и не париться по этому поводу.
Работать в корпорации означает быть винтиком в работе над масштабными (и очень интересными) задачами.
Малый бизнес - быть царем в своей деревне))) Интересно, но масштаба такого нет. Это та самая вещь, которой мне иногда не хватает в новой жизни.
В корпорациях коллеги скорее конкуренты.
В малом бизнесе более открытые и доброжелательные отношения внутри команд.
Развитие в корпорате рано или поздно тормозится.
И даже топ-менеджеры начинают скучать. Если раньше на этом этапе они присматривались к отельчикам и ресторанчикам, то сейчас в моде завести блог и качать личный бренд.
Карьерный рост в корпорате это как детская игра "музыкальные стулья".
Помните такую игру? В ней стульев всегда на 1 меньше, чем игроков. Только в корпорате побеждает не самый ловкий, а игрок, который нравится диджею)))
Финансовая составляющая:
По моим наблюдениям, в малом бизнесе на длинной дистанции чаще побеждают улитки, чем ракеты (если брать общую массу проектов). И работают тихонечко, не вынося результаты на весь интернет. Но всё равно получаются суммы, сопоставимые с зарплатами топ-менеджеров, поэтому смысла менять одно на другое только ради денег, мне кажется, нет.
Предприниматели - новички сливают много денег на модный бизнес.
Чаще всего бывшие руководители выбирают коучинг, менторство, инвестиции и тому подобное. В это время старые бизнес-темы как качали, так и продолжают качать: строительство, кафе, торговля, агентство и т.д. Делай раз-два-три и результат гарантирован.
Это не статья на тему "что лучше", а просто подборка моих наблюдений.
Если бы меня спросили совет, как пережить первые 2 года в бизнесе, я бы ответила так: максимально вникать во всё и не бояться делать задачи своими руками на первых порах, не стремиться строить бизнес сразу "чужими руками".
Приходите в канал, где я пишу и провожу эфиры на тему продаж и маркетинга в b2b, например:
Малый бизнес тоже хочет людей с опытом, чисто за вовлеченность никто не будет брать. Везде нужны специалисты
Если речь о сложных технических знаниях, то спору нет. А если просто менеджер по продажам? Или смм-менеджер? Можно ведь растить людей внутри, тем более, сейчас после курсов кто-то приходит уже наполовину готовый
Не стремиться строить бизнес сразу "чужими руками" - правильный вывод. С этим совершенно согласна. Добавлю свою ошибку - не брать сотрудников "не по размеру" (думаешь, что возьмешь из крупной компании и он тебе сейчас тут построит такую же...)
В точку! Отличное добавление
Это точно, бывают молодые люди показывающие результаты гораздо внушительнее более опытных (Когда обучатся офк, мотивация решает)
С музыкальных стульев посмеялась, спасибо))) А то я все никак не могла найти метафору для описания конкурса на вышестоящую должность
Всегда пожалуйста) я тоже долго её искала)